Материалдар / Роль семьи в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Роль семьи в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника

Материал туралы қысқаша түсінік
для педагогов
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
24 Желтоқсан 2018
279
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Роль семьи в воспитании духовно–нравственной личности дошкольника.Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.В воспитании детей  семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.Образовательные учреждения заинтересованы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Работа с семьей по этому направлению в нашем учреждении реализуется через следующие формы взаимодействия:встречи «Клуба заботливых родителей» (практикумы, тренинги, гостиные);  праздники, развлечения, концерты с участием родителей (совместные выступления детей и родителей); родительские собрания в форме  практикумов, дискуссий, «круглых столов», презентаций; групповые и индивидуальные консультации специалистов;проектная деятельность дошкольников с участием родителей; наглядная агитация.  Далее представлен опыт работы с родителями дошкольников -  тематическое родительское собрание.Родительское собрание – практикум. Тема: Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка.Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.Задачи:1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста;2.  способствовать сплочению родительского коллектива;3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.        Участники: родительский коллектив, воспитатели группы, социальный педагог.Оборудование: собрание проводится в просторном помещении (музыкальный зал); столы расставляются для работы в микрогруппах; магнитная доска  и  оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).Ход собрания:1.Организационный этап.Социальный педагог и воспитатели встречают родителей,  предлагают занять место за одним из столов. Организуется деление на группы по цветным жетонам.2. Актуальность темы собрания.Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги  призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.3. Работа в микрогруппах.3.1.  Задание «Мозговой штурм».- Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и  дайте ему  определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения   представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.Вывод:  Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.3.2.  Задание «Проблемные вопросы».- Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? В чём состоят  различия между этими понятиями?Представители от каждой группы родителей высказываются по данным вопросам.Вывод: Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей.- В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»? (на магнитной доске выставляется табличка с надписью «ценностные ориентации») После обсуждения в группах,  совместно с родителями формулируется вывод.Вывод: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой.4. Решение проблемной ситуации.- Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?Обсуждение в группах (3 минуты).  Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.Вывод: Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя.5. Минилекция «Этапы формирования нравственных ценностей».На магнитной доске представлен график, который иллюстрирует периоды формирования и развития нравственных ценностей личности в соответствии с возрастом.                0 – 5 лет.  При ответственном родительстве, при тесном и постоянном  контакте ребёнка с матерью идёт нарастание количества и качества ценностей, усвоенных  ребёнком.6 – 9 лет. Ребёнок расширяет границы своего «Я», спорит, противоречит, у него появляются дополнительные авторитеты (учитель, друзья…). На данном этапе необходимо согласованное взаимодействие родителей и педагогов по формированию нравственных ценностей ребёнка. При «перекладывании» ответственности за  воспитание ребёнка с семьи на ОУ, при формальном отношении к своим родительским обязанностям не происходит качественного  и количественного изменения в развитии нравственных качеств ребёнка,  формируется непонимание между родителями и детьми.10 – 16 лет. Наблюдается снижение динамики формирования нравственных ценностей. В соответствии  с психофизиологическими особенностями возраста, происходит частичное или полное «обесценивание» родительских нравственных установок. Наблюдается поиск и  «приобретение» новых нравственных ценностей (сверстники, кумиры…). В этот период возможна потеря взаимодействия родителей, педагогов с подростками.17 – 23 года.  Рост внимания личности к ценностным ориентациям, профессиональный поиск, поиск смысла жизни и своего места в ней.Вывод: Важно избегать разрывов в процессе формирования нравственных ценностей. Ребёнку необходимо постоянное родительское внимание  и доверительные отношения со значимыми взрослыми.6. Практикум.Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».- Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).Группам родителей  раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов  - методов воспитания.            - Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель. В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук  И. А. Липским.  Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый  метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.7. Дополнительные задания.- Запишите 10 способов убеждения.- Запишите 20 способов поощрения ребёнка и т.д.Задания ограничиваются по времени. Результаты обсуждаются.8. Подведение итога.Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют  практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Дошкольный и младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.Мы желаем, чтобы в Вашей семье всё было «Вот так!»  (т.е. воспитательное воздействие на детей основывалось на поощрении).Литература:Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М.: Генезис, 2004. - 144 с.                  Курбатов А. Воспитание духовно – нравственного здоровья. – М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004.- 320 с.Марковская И. М.  Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. – 150 с. Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogicsПоваров К.С., Жудро Е.А. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и  военно-патриотического воспитания. – М.: «Общее дело», 2006. – 82 с.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!