РОЛЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ УСТНОЙ
И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Бакбергенова Калбике
Джаксалыковна
Учитель русского языка и
литературы средней школы № 30
города
Шымкент
Развитие связной речи – одна из главных задач
уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по
развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики
понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы
понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен
достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции
анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и
уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это
умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно
систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им
понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текст
дает возможность не только для развития связной речи учащихся, но и
способствует расширению их кругозора и эрудиции.
В настоящее время текст является основной
дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках
русского языка необходимо ввести целенаправленную работу над
текстами различных типов и стилей, необходимо уделить внимание на
их создание. Обычно ребята составляют текст без знания теории,
стихийно постигая закономерности его построения. Между тем в основе
всех текстов лежат универсальные правила их построения. При условии
правильного формирования у учащихся прочных знаний закономерностей
конструирования текстов, на уроках русского языка происходит
углубление этих знаний, формирование необходимых умений и навыков
по составлению текстов различных типов и стилей.
Эффективность работы над текстом зависит от
правильного выбора методов и приемов презентации учебного материала
и подготовленности.
В настоящее время текст получает признание как
одна из важнейших лингвистических категорий, поскольку языковая
система в процессе коммуникации реализуется не в изолированном
предложении, а в текстах различного типа и
назначения.
Коммуникативная направленность обучения русскому
языку привлекла внимание к тексту именно как к самостоятельному
объекту изучения с целью постижения законов текстообразования.
Текст приобрел статус основной коммуникативной единицы, а умение
создавать его выдвигается как конечная цель
обучения.
Речевое произведение обладает двумя сторонами
планом выражения и планом содержания, обе стороны текста как
языкового знака взаимосвязаны и взаимозависимы. Отсюда следует, что
на уроках русского языка необходимо обращать внимание учащихся на
механизмы построения текста, способы создания его как единого,
связного и цельного речевого произведения. Текст должен выступать
как самостоятельная учебная единица, объект изучения,
представляющий языковое и речевое образование с собственными
закономерностями построения, а не только как контекст для
наблюдения функционирования в нем единиц более низких уровней:
предложений, словосочетаний и слов.
Все средства организации связного текста можно
разделить на три группы: лексические, морфологические и
синтаксические. Наиболее распространенными среди них являются
лексические средства. К ним относятся лексический и однокоренной
повтор, синонимическая и антонимическая замена. Лексический повтор
реализуется в повторении одного и того же слова на протяжении всего
текста. При повторении в потоке связной речи употребляется в
следующем предложении не любое произвольно взято слово, а только
то, которое несет в себе определенную смысловую нагрузку и
выделяется при этом логическим ударением.
Видов анализа текста много: лингвистический,
лексический, стилистический, литературный. В последний входят
анализ лирического произведения и анализ прозаического
произведения. Кроме целостного анализа, можно выделить и такие виды
анализа как анализ отдельного эпизода, характеристика героя,
групповая характеристика героев, сравнительная характеристика двух
героев, двух произведений, анализ художественной детали
(портретной, пейзажной и т.д.) 3
Всем этим видам анализа школьников нужно учить.
Но при этом не следует забывать о том, что задача анализа не в том
. чтобы разобрать литературное произведение по частям и в
частностях, а в том. Чтобы он способствовал углубленному прочтению
художественного текста. Он не должен быть бессмысленным. Глубокая
осмысленность – вот первое и главное требование к анализу и
непременное его условие. Таким образом, анализ всегда должен
предполагать цель. Целенаправленность анализа – это присутствие в
нем сквозной идеи. С какой целью? Зачем? Для чего? – эти вопросы
(пусть мысленно . только про себя) учитель всегда должен задавать
себе при проведении анализа.
Основной единицей обучения связной речи был
определен текст, который имеет логическую структуру, завершенность,
специальный набор лексических и грамматических средств, необходимых
для передачи мыслей. Развитие умений и навыков построения текста
происходит наиболее эффективно путем осознания его структуры,
закономерностей построения, литературных норм.
Приведем упражнение на умение определять тему
текста.
Вот и пришла долгожданная весна. Засветило яркое
солнышко, на улице стало тепло. Побежали веселые
ручейки.
С юга прилетели птицы. Они так звонко чирикают,
как будто радуются тому, что вернулись в родные
края.
На полянках расцвели первые цветы – подснежники.
Иногда их называют первыми вестниками весны, потому что они
появляются раньше всех остальных цветов, прямо из-под снега.
Подснежники бывают разных цветов: желтого, белого,
фиолетового.
Весной просыпается хозяин леса - медведь. Он
сейчас голодный, потому что у него закончились зимние запасы.
Радуются весне все обитатели леса.
Скоро начнется ледоход на Лене, и тогда до лета
перекроют переезд через реку.
-
Подберите более подходящее название к
тексту.
-
Определите тему и основную мысль. Назовите слова,
наиболее важные для раскрытия основной мысли
текста.
-
Разбейте текст на законченные смысловые части,
озаглавьте их. Назовите микротемы абзацев.
-
Дополните текст (новой микротемой, вступлением,
заключением).
Следующее задание: составление текста на основе
данных материалов.
Дается текст.
Волчье лыко.
С августа до поздней осени в лесу можно встретить
невысокий кустарник с сочными ярко-красными ягодами. Ягоды
яйцевидные, односеменные, длиной до восьми миллиметров. Они
располагаются не на ветках, а лепятся кучками на голом прутике
ствола.
Это опасное растение – волчье лыко. Его называют
еще волчий перец, волчий лаврик, лесная сирень.
Цветет в конце апреля. Очень красив этот ядовитый
кустарник. На коре прута появляются светло-розовые, как заря,
колокольчики. Четырехлепестковые цветы изящными пучками расположены
на прутиковых ветвях. По форме и цвету они напоминают
сирень.
В его ягодах и коре содержатся сильные яды.
Пять-шесть ягод смертельны для человека, тридцать граммов листьев
отравляют лошадь. Даже от прикосновения к коре на руках могут
появиться пузыри. Люди и животные не трогают это растение. А птицы
клюют, им ничего не делается.
Детей надо оберегать от встречи с волчьим лыком.
Следовало бы в сельских домах культуры и обязательно в школах
вывешивать плакаты с изображением волчьего лыка и объяснительным
текстом. Необходимо всем хорошо знать отличительные приметы этого
опасного растения.
-
Назовите предложение, передающее главную мысль
последнего абзаца.
-
Что хотел сказать автор?
-
Прочитайте текст. Составьте к нему развернутый
план.
Пример:
-
Осенний вид приметного
кустарника.
-
Как называется это растение?
-
Весенний наряд волчьего лыка
-
Растение ядовито!
-
Меры предосторожности должен знать
каждый.
-
Перескажите по составленному плану
текст.
В
настоящее время текст является основной дидактической единицей на
уроке русского языка.
Чтобы помочь учащимся овладеть всеми
вышеуказанными умениями, учителю необходимо прежде самому
вооружиться технологией формирования главного читательского умения
– умения анализировать, интерпретировать, рецензировать
художественное произведение. К сожалению, мастерство анализа
учитель-словесник, как правило, приобретает самостоятельно в
процессе практической деятельности «методом проб и ошибок». При
этом типичный недостаток школьного анализа состоит в том, что
зачастую анализ формы художественного произведения осуществляется в
отрыве от анализа его идейно-тематического содержания и сводится к
перечислению отдельных изобразительно-выразительных средств
художественной речи. Другая крайность состоит в том, что учителя
основное внимание уделяют сюжету, социальному содержанию
произведений и очень мало – работе над словом и его эстетической
функции.
Использованная литература:
-
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы,
в двух частях, М., «Владос», 1995.
-
Изучение теории литературы в национальной школе
(сборник научных статей), М., 1979.
-
Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому
языку 5-6 классы, Волгоград, издательство «Учитель»,
2003.
-
Мучник Б.С. Культура письменной речи, М.,
1996.
-
Ефимова Л.И. Анализ художественного текста,
Покровск 2003.
-
Самсонова Т.П., Евсеева К.С., Никифорова Е.П. Я.,
Текст как основа развития связной русской речи учащихся якутских
школ, «Бичик», 1995.
-
Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому
языку 5-6 классы, Волгоград, издательство «Учитель»,
2003.
-
https://urok.1sept.ru/608611/
-
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik
-
https://www.rsu.edu.ru/