Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Роль устных упражнений на уроках математики»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ГУ Прииртышская общеобразовательная средняя школа имени Т.П.Праслова Железинского района
Педагогические иницативы - 2020
«Роль устных упражнений на уроках математики»
Автор: Путинцева Алла Александровна
Учитель начальных классов
2020 год
Содержание
-
Введение.
II. Исследование в действии.
Теоретические основы формирования вычислительных
навыков у младшего школьника.
2. Формы восприятия устного счета на уроках математики в
начальной школе.
3.Методика проведения устного счета на уроках математики в
начальных классах.
1.1 Общие приемы устного счета
2.1. Специальные приемы устного счета
III. Мониторинг
1.Константирующий мониторинг
IV. Заключение
V. Список литературы
VI. Приложение.
Введение.
Внедрение стандартов нового поколения предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ, а значит развитие творческого потенциала , как педагога так и обучающихся. Это одно из важных направлений национальной стратегии. Данная проблема стоит как перед учителями, работающими в начальной школе, так и педагогами среднего и старшего звена. Обеспечение готовности педагогов к реализации инноваций — одно из приоритетных направлений развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса.
Это стало одним из важных направлений выбора темы для реализации проекта.
Новизна проекта –материал, представленный в данной работе в том аспекте, в котором освещается, не был еще никем освещен, или был освещен недостаточно полно.
Выбор данной темы обоснован ее практической значимостью. Материалы, представленные в практической части, могут служить основой для разработки краткосрочного планирования , в общеобразовательной школе при проведении уроков, дополнительного образования.
Не секрет, что часто запланированные задания на урок выполняются не полностью, так как ребята считают медленно и неточно. Приходится отводить дополнительное время на прохождение той или иной темы, а его всегда не хватает.
Данный аспект определил стратегию моих дальнейших действий, а именно на уроках необходимо отрабатывать с обучающимися навыки устного счета. К тому же, хорошо известно, что обучающиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность. Хорошо развитые навыки устного счета - одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо. Фундаментальная закладка основы ЗУН закладываются в начальных классах . Если не научить считать в этот период, в дальнейшем появятся трудности в работе. Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем брались за вычисления все более трудные. Если сразу обрушить на ребят сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Устный счет является неотъемлемым этапом урока математики. Именно на этом этапе решается главная задача урока математики: формировать у учащихся навык выполнения арифметических действия и решение задач с их помощью.
От того, какие задания подберет учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания. Чтобы заинтересовать детей, необходимо подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных. Это могут быть задания вычислительного характера, разгадывание ребусов, задания на внимание, геометрические задания.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всего периода обучения в начальной школе на каждом уроке необходимо выделять 7-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях. Устные упражнения должны проводиться не только регулярно, но и в определенной последовательности, которая определяется программой начальной школы. Устные упражнения важны не только тем, что активизируют мыслительную деятельность учеников, но и тем, что они играют и воспитательную роль в обучении - дисциплинируют учащихся, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Устный счет помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одного вида деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задание на повторение и обобщение пройденного материала.
Прививая любовь к устным упражнениям, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, побуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более экономичными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала. Направленность мыслительной деятельности ученика на поиск рациональных путей решения проблемы свидетельствует о вариативности мышления.
II. Исследование в действии.
1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков у младшего школьника.
Формирование у младших школьников вычислительных навыков остается одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении.
Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строиться весь начальный курс обучения математике предусматривает, формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычислений.
Вычислительные навыки успешно формируются у учащихся при создании в учебном процессе определенных условий.
В моей практике процесс овладения вычислительными навыками довольно сложен: сначала ученики должны усвоить тот или иной вычислительный прием, а затем в результате тренировки научиться достаточно быстро выполнять вычисления, а в отношении табличных случаев - запомнить результаты наизусть.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики выделяю 3-5 минут для работы по карточкам, на которых примеры для устного счёта. Начинаю работу по карточкам устного счёта со 2-го полугодия 1 класса. Карточки составляю самостоятельно, по принципу «от простого к сложному», руководствуясь программой каждого класса. Каждую четверть карточка обновляется. Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, в виде соревнования. Для проведения устного счёта у каждого ученика есть специальная тетрадь и карточка с примерами. По сигналу учителя «начали» дети начинают самостоятельно вычислять и записывают в тетрадь только ответы. По сигналу « стоп» заканчивается работа по устному счёту. .
Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки - значит для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом, прочностью.
Правильность - ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
(Допущенная ошибка в составе числа у А. , обучающийся П. исправляет основываясь на полученные знания в первом классе)
Осознанность - ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить как он решал и почему так можно решать.
( при разложении числа наглядно видна допущенная ошибка)
Рациональность - ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнения которых легче других и быстрее приводит к результату.
Обобщенность - ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.
Автоматизм - ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.
Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.
Прочность - ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
Этапы:
Подготовка к введению нового приёма.
На этом этапе создается готовность к усвоению вычислительного приёма, а именно, учащиеся должны усвоить те теоретические положения, на которых основывается приём вычислений, а также овладеть каждой операцией, составляющей приём.
Ознакомление с вычислительным приёмом.
Для этого я поясняю обучающимся для чего им необходим этот прием , далее на практике доказываю значимость этого приема.
На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
При введении большинства вычислительных приёмов важно использовать наглядность.
( прием моделирования)
Закрепление знаний приёма и выработка вычислительного навыка.
На этом этапе ученики должны твердо усвоить систему операций, составляющие приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком.
На всех стадиях формирования вычислительных навыков решающую роль играют упражнения на применение вычислительных приёмов.
Важно, чтобы было достаточное число упражнений, чтобы они были разнообразными как по числовым данным, так и по форме.
Необходимое условие формирования вычислительных навыков - умение учителя организовать внимание детей.
Особенно важно организовать внимание в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход.
На формирование вычислительных навыков большое влияние оказывает навыки беглого устного счёта.
Проведение устного счёта в начале урока активизирует мыслительную деятельность, развивает память, внимание, автоматизирует навык.
2. Формы восприятия устного счета на уроках математики в начальной школе.
1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3) Комбинированный.
обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).
3.Методика проведения устного счета на уроках математики в начальных классах.
1.1 Общие приемы устного счета
(смотри приложение)
Данный этап урока, как любой другой , имеет свои цели .
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Задачи:
1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4. Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:
Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
При подборе заданий учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Уровень сложности заданий должен соответствовать уровню развития учеников на данный момент обучения.
Регулярность проведения занятий. Ученики должны ежедневно на уроках математики в течение 5-10 минут (не менее!) выполнять задания, требующие устных вычислений.
2.1. Специальные приемы устного счета
1. Математический диктант.
Устный опрос при повторении табличного сложения.
3. Запись примеров на доске (таблицах) :
- проводится как игра "Молчанка";
- игровая форма "Скажи слово" (можно записать его в тетради).
4. Выражения с окошками:
- работа над составом числа;
- повтор компонентов сложения, вычитания, умножения и деления;
- работа с неравенствами.
5. Упражнения и задачи в рифмованной форме.
6. Математические игры:
- магические квадраты;
- цепочка;
- забей гол в числовые ворота;
- математический телефон;
- разнеси почту;
- математическое домино и др.
7. Математические ребусы.
(смотри приложение)
III. Мониторинг
Константирующий мониторинг
С целью диагности уровня подготовленности обучающихся ежегодно в начале учебного года провожу диагностическую контрольную работу, чтобы определить пробелы знаний и для дальнейшей корректировки допущенных ошибок.
Результаты оказались следующими:
4 человека (40%) не справились с работой (т.е. считали очень медленно, сомневались в результатах счета, не имели навыков счета)
3 человека (30 %) допустили 3 – 5 ошибок (т.е. имели очень слабые навыки счета)
3 человека (30 %) допустили 1-2 ошибки (т.е. не обладали сформированными прочными навыками вычислений).
Безошибочных работ в классе не было.
Рассмотрим результаты работы на диаграмме:
Итак, мы видим, что 70 % учеников не имеют прочных навыков, необходимых для дальнейшего обучения. Возвращаться к повторному изучению этих тем нерационально, поэтому организуем повторение и закрепление изученного материала на этапе устного счета.
25 декабря 2012 г ( 1 полугодие) была проведена работа, в которую были включены примеры, изучаемые во 2 четверти. Причем примеры были даны не в столбик, а в строчку. Т.е. ученики должны были считать устно, используя приемы поразрядного сложения и вычитания. Учителя знают, что эти вычисления даются ученикам труднее, чем вычисления в столбик.
Результаты оказались такими:
2 человека (20%) не допустили ошибок
5 человек (50 %) допустили 1 – 2 ошибки
2 человека (20 %) допустили 3 – 4 ошибки
Не справился с работой 1 ученик (10 %)
Рассмотрим результаты на диаграмме.
Чтобы проверить, как ученики усвоили пройденный материал, в конце 2 класса ( 2 полугодие) провели аналогичную контрольную работу №1. Ученикам были предложены те же самые примеры.
Результаты работы оказались следующими:
4 человека (40 %) выполнили работу без ошибок либо допустили 1 исправление.
3 человека (30 %) допустили 1 – 2 ошибки.
2 человека (20 %) допустили 3 – 4 ошибки
Не справились 1 человек (10%)
В 2013