Материалдар / Русская литература. О. Сулейменов
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Русская литература. О. Сулейменов

Материал туралы қысқаша түсінік
Для студентов 1 курса. Предмет "Русская литература".Дополнительный учебный материал
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Мамыр 2021
354
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Олжас Сулейменов. «Одна война закончилась другой»


Народный поэт и Герой Труда Казахстана Олжас Сулейменов прославился также как писатель, политик и общественник. Велики его заслуги и на дипломатическом поприще. А кроме того, Олжас Сулейменов, стихи которого переведены на множество языков, — прямой потомок знаменитого борца с джунгарской экспансией Олжабай-батыра. Подробнее о биографии поэта и политика читайте далее. Олжас Сулейменов: биография Сулейменов родился еще перед Второй мировой войной — в 1936 году, 18 мая. Его отец — кавалерийский офицер Омархан Сулейменулы так и не смог воспитать сына, поскольку был в 1937 году репрессирован. По свидетельству Льва Гумилева, которого судьба свела с Омарханом в лагере (Норильск), тот был расстрелян. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Сабит Муканов: биография и творчество классика казахской литературы Росший без отца Олжас Сулейменов уже в ранние года демонстрировал определенные творческие задатки. Тем не менее начало его взрослой жизни сложилось нетривиально: После школы (выпуск 1954 года) решил заняться геологоразведкой. Поступает в Казахский государственный университет. Получает диплом геолога-инженера в 1959 году. Однако уже в 1955 году Олжас Сулейменов, биография которого стала предметом рассмотрения настоящей статьи, осознал, что литературная деятельность привлекает его больше. Сразу после выпуска из КГУ, Олжас отправляется в Москву, где вступает Литинститут имени А.Горького. Здесь он изучает такую непростую дисциплину как поэтический перевод. Однако доучится Сулейменову не удалось: уже в 1961 году он вынужденно покидает институт. Отчисление произошло из-за драки. В период с 1962 по 1971 гг. Олжас Омарович Сулейменов ведет активную деятельность. Он продолжает работать в «Казахстанской правде» и также трудится: главным редактором сценарной редколлегии «Казахфильма»; завотделом журналистики в «Просторе» — старейшем русскоязычном журнале КССР. Далее карьера Сулейменова развивается стремительно: В 1971 году он становится секретарем правления Казахстанского союза писателей. 1972 — председатель Комитета КССР по литературным связям с Азией и Африкой. 1980 — депутат и член президиума ВС КССР, а также делегат XXVI съезда КПСС. 1981 — руководитель ГК кинематографии КССР. 1984 и 1989 — депутат ВС СССР. Сулейменов с 1992 года занимается активно творчеством и возглавляет на правах почетного председателя Союз писателей Казахстана, в котором с 1984 года был первым секретарем. Олжас Сулейменов, семья которого понесла в 2018 году невосполнимую утрату (его внук погиб в автомобильной аварии) остался с тремя дочерьми. Старшая — Динара Олжасовна Сулейменова, младшие — Мадина и Лейла. Сулейменов начал заниматься общественно значимой деятельностью еще в 1973-м. В этом году он опубликовал небольшое стихотворение «Дикое поле», где призывал к запрещению ядерных испытаний на территории КССР. Этот призыв не оценили по достоинству, и подземные взрывы никто не отменил. Активная деятельность на общественно-политическом поприще началась в 1989-м. Тогда Сулейменов инициировал создание организации «Невада–Семипалатинск», главная задача которой — инициирование запрета на испытания ядерного оружия.


Одна война закончилась другой...

...Одна война закончилась другой.
Мой дядя, брат отца, ушёл на фронт.
Ушёл он добровольно? Я не помню.
Но помню — от бессонницы ушёл,
От белых окон
и ночных испугов,
От резких тормозов на повороте.
Он шёл с мешком вдоль пыльного арыка,
А я бежал, цеплялся и просил
Взять в плен фашиста,
Если он не сдастся, —
Ударить шашкой,
Или так на штык,
Или ногой в живот —
Пусть будет больно,
Порезать руки,
Чтобы кровь хлестала...
Он сбоку поглядел в мои глаза,
Дед хмуро кашлял и плевал под ноги...
Всё реже в домик приходили письма,
Потом пришло одно.
В нём говорилось:
Мой дядя пал хорошей смертью храбрых.
А я не понял,
И был счастлив я,
Увидев слово храбрый.
Дед не плакал.
Решил старик, застенчивый, угрюмый,
Проехать полстраны с голодным внуком,
Чтоб разыскать
Могилу сына.
Дед не разрешал
Сынам своим лежать в чужой земле.
Я помню — полустанок, зной, бесхлебье,
Солдаты в пролетающих вагонах,
Разбитая земля, остовы танков,
Голодное ворьё пустых вокзалов,
Сожжённые деревни и коровы,
Разбухшие от порыжелых трав.
Я помню — реки, реки, реки,
Дожди, то моросящие, то ливни,
Стволы осин, дубов заплесневелых
И глина, глина, глина по колено.
Нам показали дядину могилу,
Она была за маленькой деревней,
Едва просохшей после серых ливней.
Над мелкой речкой — глиняный бугор.
Дед помолился, пожевал насвая,
А я глазел на глиняную землю,
Она была, земля, почти такою,
Как наша,
Только мокрой. Я запомнил.
Вокруг стояли жители деревни,
Одна из них казалась мне красивой,
С худыми, но румяными щеками.
И злая как соседка. Я запомнил.
Мой дед не обращал на них внимания,
Он снял бешмет и, обойдя могилу,
Вонзил лопату в глиняный бугор.
И женщины вдруг обступили деда,
Та, что была с румяными щеками,
Сказала. Я запомнил.
— Разве можно...
Здесь восемнадцать человек лежат.
Мой дед уже чуть понимал по-русски,
Он осторожно вытащил лопату,
Рукой погладил рану в чёрной глине
И вытер руку о сухой сапог.
Мы просидели день у тихой речки.
До темноты следили ребятишки.
Дед, плача, пел арабскую молитву,
А я гонял травинкой муравьёв.


Практическое задание

1) От чьего имени ведется рассказ в стихотворении?

2) Сколько героев в стихотворении?

3) Кто «ушел на фронт»? «Ушел ли он добровольно?»

4) С каким наказом мальчик провожал дядю на фронт?

5) Какие чувства испытывал дед, провожая сына на фронт?

6) Какое письмо пришло однажды с фронта?Что в нем говорилось?

7) Почему мальчик был «счастлив?».Как встретил это известие дед?

8) С какой целью старик «проехал полстраны» с внуком?

9) Какие картины войны предстали перед ними в дороге?

10) Где находилась могила воинов? Что больше всего запомнилось мальчику? Какой была земля на могиле?

11) Почему дед не стал копать могилу сына?



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!