Олжас
Сулейменов. «Одна война закончилась
другой»
Народный поэт и
Герой Труда Казахстана Олжас Сулейменов прославился также как
писатель, политик и общественник. Велики его заслуги и на
дипломатическом поприще. А кроме того, Олжас Сулейменов, стихи
которого переведены на множество языков, — прямой потомок
знаменитого борца с джунгарской экспансией Олжабай-батыра.
Подробнее о биографии поэта и политика читайте далее. Олжас
Сулейменов: биография Сулейменов родился еще перед Второй мировой
войной — в 1936 году, 18 мая. Его отец — кавалерийский офицер
Омархан Сулейменулы так и не смог воспитать сына, поскольку был в
1937 году репрессирован. По свидетельству Льва Гумилева, которого
судьба свела с Омарханом в лагере (Норильск), тот был расстрелян.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Сабит Муканов: биография и творчество классика
казахской литературы Росший без отца Олжас Сулейменов уже в ранние
года демонстрировал определенные творческие задатки. Тем не менее
начало его взрослой жизни сложилось нетривиально: После школы
(выпуск 1954 года) решил заняться геологоразведкой. Поступает в
Казахский государственный университет. Получает диплом
геолога-инженера в 1959 году. Однако уже в 1955 году Олжас
Сулейменов, биография которого стала предметом рассмотрения
настоящей статьи, осознал, что литературная деятельность привлекает
его больше. Сразу после выпуска из КГУ, Олжас отправляется в
Москву, где вступает Литинститут имени А.Горького. Здесь он изучает
такую непростую дисциплину как поэтический перевод. Однако доучится
Сулейменову не удалось: уже в 1961 году он вынужденно покидает
институт. Отчисление произошло из-за драки. В период с 1962 по 1971
гг. Олжас Омарович Сулейменов ведет активную деятельность. Он
продолжает работать в «Казахстанской правде» и также трудится:
главным редактором сценарной редколлегии «Казахфильма»; завотделом
журналистики в «Просторе» — старейшем русскоязычном журнале КССР.
Далее карьера Сулейменова развивается стремительно: В 1971 году он
становится секретарем правления Казахстанского союза писателей.
1972 — председатель Комитета КССР по литературным связям с Азией и
Африкой. 1980 — депутат и член президиума ВС КССР, а также делегат
XXVI съезда КПСС. 1981 — руководитель ГК кинематографии КССР. 1984
и 1989 — депутат ВС СССР. Сулейменов с 1992 года занимается активно
творчеством и возглавляет на правах почетного председателя Союз
писателей Казахстана, в котором с 1984 года был первым секретарем.
Олжас Сулейменов, семья которого понесла в 2018 году невосполнимую
утрату (его внук погиб в автомобильной аварии) остался с тремя
дочерьми. Старшая — Динара Олжасовна Сулейменова, младшие — Мадина
и Лейла. Сулейменов начал заниматься общественно значимой
деятельностью еще в 1973-м. В этом году он опубликовал небольшое
стихотворение «Дикое поле», где призывал к запрещению ядерных
испытаний на территории КССР. Этот призыв не оценили по
достоинству, и подземные взрывы никто не отменил. Активная
деятельность на общественно-политическом поприще началась в 1989-м.
Тогда Сулейменов инициировал создание организации
«Невада–Семипалатинск», главная задача которой — инициирование
запрета на испытания ядерного оружия.
Одна война закончилась
другой...
...Одна война закончилась другой.
Мой дядя, брат отца, ушёл на фронт.
Ушёл он добровольно? Я не помню.
Но помню — от бессонницы ушёл,
От белых окон
и ночных испугов,
От резких тормозов на повороте.
Он шёл с мешком вдоль пыльного арыка,
А я бежал, цеплялся и просил
Взять в плен фашиста,
Если он не сдастся, —
Ударить шашкой,
Или так на штык,
Или ногой в живот —
Пусть будет больно,
Порезать руки,
Чтобы кровь хлестала...
Он сбоку поглядел в мои глаза,
Дед хмуро кашлял и плевал под ноги...
Всё реже в домик приходили письма,
Потом пришло одно.
В нём говорилось:
Мой дядя пал хорошей смертью храбрых.
А я не понял,
И был счастлив я,
Увидев слово храбрый.
Дед не плакал.
Решил старик, застенчивый, угрюмый,
Проехать полстраны с голодным внуком,
Чтоб разыскать
Могилу сына.
Дед не разрешал
Сынам своим лежать в чужой земле.
Я помню — полустанок, зной, бесхлебье,
Солдаты в пролетающих вагонах,
Разбитая земля, остовы танков,
Голодное ворьё пустых вокзалов,
Сожжённые деревни и коровы,
Разбухшие от порыжелых трав.
Я помню — реки, реки, реки,
Дожди, то моросящие, то ливни,
Стволы осин, дубов заплесневелых
И глина, глина, глина по колено.
Нам показали дядину могилу,
Она была за маленькой деревней,
Едва просохшей после серых ливней.
Над мелкой речкой — глиняный бугор.
Дед помолился, пожевал насвая,
А я глазел на глиняную землю,
Она была, земля, почти такою,
Как наша,
Только мокрой. Я запомнил.
Вокруг стояли жители деревни,
Одна из них казалась мне красивой,
С худыми, но румяными щеками.
И злая как соседка. Я запомнил.
Мой дед не обращал на них внимания,
Он снял бешмет и, обойдя могилу,
Вонзил лопату в глиняный бугор.
И женщины вдруг обступили деда,
Та, что была с румяными щеками,
Сказала. Я запомнил.
— Разве можно...
Здесь восемнадцать человек лежат.
Мой дед уже чуть понимал по-русски,
Он осторожно вытащил лопату,
Рукой погладил рану в чёрной глине
И вытер руку о сухой сапог.
Мы просидели день у тихой речки.
До темноты следили ребятишки.
Дед, плача, пел арабскую молитву,
А я гонял травинкой муравьёв.
Практическое
задание
1) От чьего имени ведется рассказ в
стихотворении?
2) Сколько героев в
стихотворении?
3) Кто «ушел на фронт»? «Ушел ли он
добровольно?»
4) С каким наказом мальчик провожал дядю на
фронт?
5) Какие чувства испытывал дед, провожая сына на
фронт?
6) Какое письмо пришло однажды с фронта?Что в нем
говорилось?
7) Почему мальчик был «счастлив?».Как встретил
это известие дед?
8) С какой целью старик «проехал полстраны» с
внуком?
9) Какие картины войны предстали перед ними в
дороге?
10) Где находилась могила воинов? Что больше
всего запомнилось мальчику? Какой была земля на
могиле?
11) Почему дед не стал копать могилу
сына?