Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Сабақ жоспар
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема урока: «Легенда о манкурте»
Цели:
-
познакомиться с романом Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», остановившись на центральной проблеме романа – памяти о прошлом
-
выяснить, какую роль в жизни человека и всего народа играет память о прошлом
Оборудование:
- презентация:
Слайд 1. Портрет писателя Чингиза Айтматова
Слайд 2. Тема урока: «Цепь человеческой памяти…»
Эпиграф к уроку: « Надо знать свою историю. Чтобы люди думали, чтобы чувствовали… Нужно вернуть людям память» (писатель В.А. Солоухин)
Слайд 3. Опорная схема композиции произведения
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
Сегодня у нас урок по роману Чингиза Айтматова « Буранный полустанок» или (роман имеет ещё одно название) «И дольше века длится день». Конечно, нельзя за один урок охватить весь роман, поэтому мы остановимся на центральной проблеме романа, сквозь призму которого можно взглянуть на произведение в целом.
Итак, тема нашего урока: Цепь человеческой памяти…
Сегодня на уроке мы познакомимся с романом Чингиза Айтматова « Буранный полустанок», остановившись на центральной проблеме романа – проблеме памяти. Выясним, какую роль в жизни отдельного человека и всего народа играет память о прошлом.
В качестве эпиграфа к нашему уроку возьмём слова писателя В.А. Солоухина: « Надо знать свою историю. Чтобы люди думали, чтобы чувствовали… Нужно вернуть людям память».
3. Вступительное слово учителя.
Имя известного киргизского писателя Чингиза Айтматова хорошо знакомо читателям по прекрасным повестям: «Джамиля», «Ранние журавли», «Белый пароход», «Пегий пёс, бегущий краем моря».
В 1980 году писатель создаёт свой первый роман « Буранный полустанок», а в 1986 году – второй роман «Плаха».
В отличие от повестей роман « Буранный полустанок» представляет собой сложное произведение, в котором переплелись прошлое в старинных легендах, настоящее в реальных картинах и будущее в фантастическом сюжете.
Давайте постараемся вместе разобраться в этом непростом произведении.
Главный герой романа - бывший фронтовик, рядовой труженик Едигей Жангельдин или как ещё его называют знающие люди – Буранный Едигей – живёт и работает путевым рабочим на отдалённом «богом забытом железнодорожном разъезде» Боранлы – Буранном в Сары-Озекских степях.
Герой Айтматова не просто труженик, а человек «трудолюбивой души», то есть он не просто добросовестно выполняет свою работу, он напряжённо размышляет обо всём, что делается вокруг него, далеко от него, на всей земле: «Работяга, степняк, каким несть числа на свете, ему ли негодовать, ему ли возмущаться, тревожить свою совесть вопросами, что справедливо и что несправедливо в жизни. Ведь наверняка там, откуда все это происходит, знают в тысячу раз больше, чем он, Буранный Едигей. Там виднее, чем ему здесь, в сарозеках. Его ли то заботы? И все равно не мог успокоиться».
Умирает друг Едигея, тоже путевой рабочий, 44 года проработавший на разъезде старик Казангап. Едигей принимает решение похоронить друга там, где завещал сам покойный – на самом почитаемом в Сары-Озеках старинном кладбище Ана-Бейит (Материнский упокой), что в 30 верстах от полустанка: «Восседая на своем Каранаре, Буранный Едигей ехал впереди, указывая направление на Ана-Бейит. Широким, размашистым тротом шел под ним Каранар, все больше втягиваясь в дорожный ритм движения… Едигей сидел между горбами прочно, удобно, уверенно… Ордена и медали на груди Едигея слегка позванивали на ходу и отсвечивали в лучах солнца…
Следом за ним катился трактор "Беларусь" с прицепом. В кабине возле молодого тракториста Калибека сидел Сабитжан. Вчера он все же порядочно выпил, занимая боранлинцев всякими байками о радиоуправляемых людях и всякой другой болтовней, а теперь был подавлен и молчалив… В прицепной тележке рядом с телом Казангапа сидел, пригорюнившись, муж Айзады… Этот никчемный алкоголик на сей раз проявил себя с лучшей стороны. Ни капли не взял в рот. Старался во всем помогать, во всех делах и при выносе покойника особенно усердствовал, подставлял плечо… "А что, вдруг человек возьмется за ум да бросит пить? Какое счастье было бы для Айзады и детей", - обнадежился даже Едигей.
Эту маленькую и странную процессию в безлюдной степи, возглавляемую верховым на верблюде в попоне с кистями, замыкал колесный экскаватор "Беларусь". В его кабине ехали Эдильбай и Жумагали…
Надо отдать должное начальнику разъезда Оспану. Это он выделил на похороны всю наличную технику, которой располагал разъезд. Правильно рассудил молодой начальник разъезда - если ехать в такую даль да еще вручную копать могилу, вряд ли они успеют обернуться к вечеру…»
Путь до кладбища неблизкий, и Едигей поймал себя на том, «что всё время, беспрестанно о чём-то думает в пути. Думы следовали за думами, как волна за волной в море». И вспомнилась Едигею история кладбища Ана-Бейит, которая дошла до нынешних времён в виде старинной легенды о птице Доненбай.
- Давайте послушаем пересказ этой старинной легенды, которая является центром всего романа. Вам нужно не просто внимательно слушать, но и подумать над вопросами:
-
В чём смысл этой легенды? Какую проблему поднимает автор с помощью этой легенды?
4. Прослушивание пересказа легенды о птице Доненбай (П. Юлия) и беседа по её содержанию.
( Смысл этой легенды в том, что человек, лишённый памяти – это уже не человек. Память человека – это его совесть – считает Айтматов. Человек, потерявший память, теряет свою совесть. С помощью этой легенды Айтматов поднимает в своём романе очень важную проблему – проблему памяти о прошлом, которая играет большую роль в судьбе человека. )
Учитель: Наверное потому поднимает писатель эту проблему в романе, что он видит среди современных ему людей манкуртов, лишённых памяти.
- Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников о современных манкуртах, которых Айтматов изобразил в своём романе. Причём ребятам было предложено сравнить современных манкуртов с положительными героями романа. Ведь всё познаётся в сравнении. Будем не просто слушать, а задумаемся над такими вопросами:
-
Что значит быть личностью? Кого в романе можно назвать личностью?
5. Прослушивание сообщений учащихся и беседа по содержанию выступлений.
Учитель: Выступая против современных манкуртов, Айтматов защищает право каждого человека быть личностью.
-
Что значит быть личностью? Кого в романе можно назвать личностью?
( Личность – это противоположность манкурта. Манкурт не хочет и не может думать, он исполнитель чужой воли, он равнодушен к боли людей. Манкурта нисколько не страшит стать «радиоуправляемым»: кто-то по радио даёт указания, а он их выполняет.
Личность – это тот, кто имеет собственные взгляды, убеждения, идеалы, совесть, чувство собственного достоинства, стремление к внутренней свободе. Личностью в романе можно назвать Казангапа, Едигея, Абуталипа Куттыбаева.)
Учитель: Память о прошлом играет большую роль не только в судьбе отдельного человека, но и целого народа. Не только человек в отдельности, целый народ может потерять память или у него эту память могут отнять, как это произошло с нашим народом, с нашей страной. В нашей стране долгие годы отрицали прошлое, фальсифицировали его, внушали людям, что ничего ценного в стране до Октябрьской революции не было, уничтожили многие архитектурные памятники, поменяли исторически сложившиеся названия городов, посёлков, площадей, улиц. Весь народ таким образом лишили памяти о прошлом, чтобы сделать послушным орудием в своих руках, сделать манкуртом.
Айтматов считает, что не только народ можно лишить памяти, но и всё человечество. В этом смысл фантастического сюжета в романе.
- Давайте послушаем краткий пересказ фантастического сюжета романа.
6. Прослушивание краткого пересказа фантастического сюжета (Г. Александр).
Учитель: Ракетный «Обруч» вокруг чела Земли – это то же «шири», с помощью которого человека-раба превращали в манкурта. Ракетный «Обруч» призван лишить землян «воспоминаний о будущем», то есть мечты о будущем. А это так же страшно, как лишить воспоминаний о прошлом.
Когда в конце романа ракеты уходят в космос «закладывать вокруг земного шара постоянно действующий кордон, чтобы ничего не изменилось в земных делах, чтобы все
оставалось как есть», Едигею в этот момент чудится белая птица, «некогда возникшая из белого платка Найман-Аны, когда она падала с седла, пронзенная стрелой собственного сына-манкурта... Белая птица быстро полетела рядом с человеком, крича ему в том грохоте и светопреставлении:
- Чей ты? Как твое имя? Вспомни свое имя! Твой отец - Доненбай, Доненбай, Доненбай, Доненбай, Доненбай, Доненбай...
И долго еще разносился ее голос в сомкнувшейся тьме...»
7. Подведение итогов
Учитель: Итак, в своём романе «Буранный полустанок» писатель Чингиз Айтматов поднимает и решает очень важную как для отдельного человека, так и народа в целом и даже для всего человечества проблему памяти о прошлом.
Эта проблема является особенно важной для нашей страны, нашего народа, так как потеря памяти – это, наверное, самое трагическое в нашей истории. Так считает писатель Владимир Алексеевич Солоухин. Также он считает, что даже сейчас – в эпоху гласности – многие страницы истории нашей станы находятся за семью печатями. О многом умалчивается, хотя люди должны знать своё прошлое, свою историю. Ведь без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.
Сегодняшний урок я хочу завершить словами В.А. Солоухина: « Надо знать свою историю. Чтобы люди думали, чтобы чувствовали… Нужно вернуть людям память»