I. создание положительного эмоционального настро | Вы знаете волшебные слова? тогда поиграем. Я начну, вы продолжайте, дружно хором отвечайте! растает ледяная глыба от слова теплого: «Спасибо». Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый день». Когда бранят за шалости, мы говорим: «Прости, пожалуйста». Если больше есть не в силах, скажем маме мы: «Спасибо». Если словом или делом вам помог кто-либо не стесняйтесь громко, смело говорить: «Спасибо». |
|
II. Актуализация жизненного опыта. Целеполагании
III. работа по теме занятия | Какие «секреты» слов мы с вами узнали? (словом можно назвать, обозначить любой предмет, действие, признак. слово может звучать, то есть оно состоит из звуков. слова делятся на слоги, в слове есть ударение). Теперь мы учимся слушать слова и слышать звуки, из которых они состоят, составлять звуковые схемы слов. Сегодня мы вместе с Куанышем и Айсулу поедем в гости к их бабушке и узнаем новое о звуках нашей речиБабушке нужно купить подарки и гостинцы. давайте купим ей платок, бусы и торт. Педагог предлагает открыть тетради. Нас встречает бабушка, а как зовут бабушку вы узнаете, сложив слоги ее имени. Первый слог Ша-, второй -ра (Шара). Бабушка Шара очень обрадовалась нашему приезду и захотела, чтобы мы выложили ее имя и названия подарков из звуковфишек. Но, бабушка, мы еще не все звуки умеем обозначать фишками. Мы знаем только гласные звуки. Ребята, какие звуки называются гласными? как мы их обозначаем? Педагог говорит от имени бубушки. Не беда! Я расскажу вам интересную сказку о звуках и научу, как правильно делать звуко-слоговой анализ слова. А вы мне помогайте, дети. сказка о согласных звуках. Жили-были веселые звуки. они умели петь песни. какие это звуки? (дети поют с педагогом: А, о, у, и, Э, Ы). А всех вместе их называли… (гласные звуки). у гласных звуков были звонкие голоса, они пели как птицы. однажды они запели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь. «М-ММ» – замычал звук М, мычал, мычал, а спеть песенку не смог. Попробовали и другие звуки (Б, в, Г, к, П, Л и т.д.) и тоже не смогли. Заплакали, загоревали они: «ох! какие мы невезучие, у нас не получается петь песни, мы не можем тянуться!». «Не печальтесь! – сказал голосистый звук А. – Мы, гласные, вам поможем, только вы должны стоять рядом с нами, согласны?» «согласны, согласны!» - обрадовались звуки. «вот и хорошо! – воскликнул звук А. – За это мы будем называть вас согласными звуками, а обозначаться вы будете фишкой синего цвета». так звуки договорились и стали делиться на гласные и согласные. дети повторяют твердые согласные за педагогом, наблюдая за артикуляцией в зеркале. что вы заметили? дети подводятся к выводу: они не поются, воздух встречает во рту преграду. Бабушка приготовила нам правило, как нужно делать звукослоговой анализ слова (алгоритм). 1. Произнеси слово вслух. 2. раздели слово на слоги. составь слоговую схему. Прочитай ее. 3. Произнеси первый слог. определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук в слоге. охарактеризуй каждый звук и обозначь его фишкой.
Прочитай слог по схеме. 4. Аналогично проанализируй другие слоги.Азбука-тетрадь.Фишки красного и синего цвета на каждого ребенка.5. Прочитай слово по схеме. 6. «Позови» слово. Найди ударный гласный звук. Поставь знак ударения над ударным гласным. (К) Динамическая пауза «Бабушка».
Начнем звуко-слоговой анализ с имени бабушки. что нужно сделать сначала? (произнести слово вслух.) дети произносят. Затем? (разделить слово на слоги.)Посмотрите на схему слова, в нем два слога. Назовите каждый звук в каждом слоге. А теперь обозначим их фишками. Помогите Куанышу и Айсулу выложить слово из фишек. дети выкладывают слово из фишек, читают его по схеме, «зовут» слово, находят ударный слог и ударную гласную. снова читают слово по слогам с ударением, называют ударный слог и ударный гласный, безударный слог. сколько всего звуков в слове? сколько гласных? сколько согласных? Запомните, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. (П) Аналогичная работа проводится со словом «бусы». слова «платок» и «торт» только делят на слоги и ставят ударение (в тетради). Бабушка угостила нас вкусным, сладким чаем с баурсаками и тортом. что мы ей скажем? (рақмет) слова әже – бабушка – grandmother положим в копилочку. Пальчиковая гимнастика. раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять. раз, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.) Письмо. дети дорисовывают и раскрашивают торты, выполняют графическое задание на листочке в косую линейку по опорным точкам. |
Азбука-тетрадь.
Фишки красного и синего цвета на каждого ребенка |
IV. итог занятия. рефлексия | Что мы узнали о звуках? Гласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, в темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть, даже фыркать и скрипеть, Но не хочется им петь. Оцените свою работу. Закрасьте солнышко в красный или оранжевый цвет. объясните свой выбор | (что они бывают гласными и согласными).
Дети оценивают свою работу |