|
Класс:
6
|
Школа: МОС школа имени Толе
би
|
|
Дата:
|
Учитель:Байжанова
Ж.Б.
|
|
Тема
|
Общеупотребительные слова.
Термины
|
|
Цель
|
познакомить с
общеупотребительными словами, терминами, научить
различать должность от специальности
Задачи:
1.изучить понятие общеупотребительной и
ограниченной в употреблении лексики, показать сферу употребления
диалектных и профессиональных слов;
2.
развивать навыки устной и письменной речи,
критического мышления;
3.Воспитание терпеливого отношения к окружающим,
развитие навыков участия в групповой работе
|
|
Ожидаемый
результат
|
слов в переносном значении в художественной
литературе, использует синонимы, антонимы, омонимы, паронимы в
речи;
-
Ученик В понимает основные понятия, умеет
работать со словарями, использует синонимы, антонимы, омонимы,
паронимы в речи;
Ученик С понимает лексическое и грамматическое
значение слова, применяет в синонимы, антонимы, омонимы, паронимы в
речи
|
|
. Организационный
момент.
Задания «Мостика» на
повторение пройденного материала
|
Запланированная
деятельность на
уроке
|
|
Доброе утро, ребята! Как настроение? Давайте
поделимся отличным настроением друг с другом. Выходите в круг и
вспомните нашу встречу, когда я пришла в класс после курсов.
Давайте обнимемся, будто мы давно не виделись.
Прием «Обмен настроением»
Для
того чтобы работать, давайте разделимся на группы (Стратегия «
Пазлы »)
Вспомним «Свод правил работы в
группе»
Давайте проверим домашнее задание, я буду
начинать предложение, а вы заканчивать его
Стратегия «Неоконченное предложение»
Вопрос:Что такое фонетика?
Ответ: Фонетика– это разделнауки.
который изучает звуки и буквы.
Вопрос:
Сколько букв в русском
алфавите?
Ответ:
В русском алфавите тридцать
три букв.
Вопрос:
Сколько в русском языке
гласных звуков?
Ответ:
В русском языке шесть гласных
звуков (а, о, у, ы,и, э ).
Вопрос:
Сколько в русском языке
гласных букв?
В русском языке десять гласных
букв (а, о, у, ы, и, э. е, ё, ю, я
).
Вопрос:Сколько в русском языке
согласных букв?
Ответ:В русском языкедвадцать одна
согласных букв.
|
|
|
Электронный
учебник
|
|
Осмысление новой
информации.
С
помощью метода «Подумать – сговориться - обсудить» осуществляет
усвоение нового материала»
|
Работа с учебником. Упражнение
1 (задание 2 ).
Допишите
предложения
Слова, которые употребляют все
люди, называются общеупотребитель-
ными.
Слова, которые употребляют
люди определенной профессии, называются
профессиональными.
Задание
3(устно).
Назовите слова, которые
употребляют учителя и ученики в период обучения в
школе.
Стратегия «Пометки »
Изучите самостоятельно тему
«Общеупотребительные и
необщеупотребительные слова. Диалектизмы.
Профессионализмы»
Используйте пометки на полях
(v,
+,-,?)
.Групповая работа
Обсудите в группах прочитанный материал,
подготовьте презентацию и докладчика, который будет представлять
работу
Обсуждение и создание критериев для
презентации.
Защита презентации на
флипчартах.
Какая презентация соответствует выдвинутым
критериям ?
|
|
|
Дерево, врач, молоко, учитель,
лицо,слесарь хлеб, инженер.
Чем отличаются
профессиональные слова от
общеупотребительных?
|
|
|
|
Кроссворд «Найти спрятанное
слово»
Я
с
е
д
т
ь
в
З
о
н
о
к
Ы
е
д
р
ё
в
т
К
и
а
т
е
н
о
ф
1.Сколько в русском языке гласных
букв?
2.Что зовёт нас на урок?
3.Какие согласные по твердости и мягкости в
слове доска?
4.Что изучает звуки и буквы?
|
|
|
|
Упражнение по учебнике
Прочитайте. Объясните, чем отличаются слова, указанные в
заголовке.
Профессия и
специальность
Близкие по значению и
употреблению слова профессия и
специальность имеют отличительные
черты.
Профессия – это род занятий,
определенная форма трудовой деятельности.
Специальность – это отдельная отрасль науки,
техники, производства, в которой человек
работает.
Люди одной профессии могут
иметь разные специальности. Она врач по прфессии, хирург по
специальности. Он по профессии строитель, по специальности может
быть бетонщиком, арматурщиком, сварщиком,
каменщиком.
_________________________________________________________________
Упражнение №
4.
Прочитайте и озаглавьте текст,
выполните задания к тексту.
Задание 1 (письменно).
Допишите предложения.
Термин – это
точное научное
понятие. Слово «термин» происходит
от латинского. Термин обладает таким
достоинством, как неизменяемость.
Первые помощники в понимании
терминов – терминологические
словари.Задание на внимание и память Игра «Найди
соответствие»
Запиши синонимическую пару-соответствие
диалектизма и общеупотребительного слова и проверь в
парах
|
|
|
»
Закрепление урока. По
методу «Ромашка Блума»
проводит закрепление урока. Предлагает ученикам
тестовые вопросы
»
|
Для чего нужны
профессиональные слова в речи?
Ответ:Профессиональные
слова нужны для того, чтобы определить род занятий, определенную
форму трудовой
деятельности.
|
|
|
1.Вставьте нужные
слова
В русском языке есть очень
много слов, которыми пользуются все люди,такие слова
называются общеупотребительными.
Слова, которые употребляются в
коллективе, объединенном какой-либо специальностью, профессией,
называются профессиональными.
2.Слова в прямом и переносном
значениях правильно распределить в
перфокарты.
П рямое
Переносное
(первичное) (вторичное)
|
|
Золотая осень, стальные нервы, золотые часы,
каменный дом, горькая правда, золотой характер, стальные ворота,
доброе утро, добрый друг, серебряная
ложка.
|
|
|
|
Итог
|
2-уровень (5 баллов + 4 балла)
= 9 баллов 7 мин
Фонетический разбор
слов
Профессия
Термин
|
|
|
|
Игра «Рассели по
домам»
Градусник, мел, журнал,
кирпич, бетон, бинт, указка, лекарство, рецепт, песок, гвоздь,
вата, краска, урок, учебник.
Учитель
Строитель
Врач
|