Раздел:
|
Жизнь и творчество
|
ФИО педагога
|
Сарманова Шынар
Амандосовна
|
Дата:
|
31.01.2024
|
Класс: 5
|
Количество
присутствующих
|
Количество отсутствующих
|
Тема урока
|
Шакарим Кудайбердиев «Человек похож порою то на
волка, то на сыть…» (2-й
урок)
|
Цели обучения в соответствии с учебной
программой
|
5.3.7.1 извлекать необходимую
информацию по
предложенной теме из различных
источников;
5.2.1.1 владеть словарным запасом,
включающим синонимы, антонимы, омонимы;
|
Цели урока
|
Находит необходимую информацию
из разных источников по теме
Употребляет в
речи синонимы,
антонимы, омонимы
|
Ход урока
|
Этап
урока/время
|
Действия
педагога
|
Действия
учеников
|
Оценивание
|
Ресурсы
|
Начало урока
Организационно-мотивационный
этап
|
І. Организационный момент.
Приветствие.
Создание благоприятного психологического настроя
к уроку.
- Давайте
улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем
радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много
интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут:
внимание, находчивость, смекалка.
|
Приветствуют
учителя
|
|
|
Середина урока
Информационно-
деятельностный этап
|
ІІ. 1.Проверка домашнего
задания. (Синквейн к слову
«Разум»)
2.Блиц-опрос по пройденной
теме на
платформе Wordwall
1.
Из какого стихотворения строки «Человек похож порою то на
волка, то на сыть…»? («Адам немене»
в переводе
«Что
такое человек»)
2. К каком году оно написано
(1915)
3. Кто перевел его на русский
язык (
Владимир Цыбин)
4.Какова тема стихотворения?
ІІІ. Сообщение темы и целей
урока. Сегодня мы продолжим изучение
творчества Шакарима Кудайбергенова.
Тема урока: Шакарим
Кудайбердиев. «Человек похож порою то на волка, то на
сыть…»
Сегодня на уроке мы будем
извлекать из различных источников информацию, будем находить в
тексте синонимы и антонимы.
Запишите в тетрадь
слова Шакарима, которые послужат эпиграфом к
уроку:
Основой для хорошей жизни человека
должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее
сердце.
Вот три качества, которые должны
властвовать над
всем. Без них не обрести в жизни мира и
согласия.
Деление на
группы: «Честный труд», Совестливый
разум», «Искреннее сердце».
Работа в
группах.
Группа «Честный
труд»
Задание
1. Прочитайте текст и ответьте на
вопросы:
-
О чем мечтал
Шакарим?
-
О каких отрицательных
качествах человека упоминается в тексте?
Задание
2. Найдите в тексте
синонимы (не
менее 2-х пар)
Задание
3. Найдите в тексте
антонимы (не
менее 2-х пар)
Группа «Совестливый
разум»
Задание
1. Прочитайте текст и ответьте
на вопросы:
1.Какие науки изучал юный
Шакарим?
2. Какими языками он свободно
владел?
Задание
2.
Найдите в тексте синонимы к словам:
Тайна-
Увлекался-
Задание
3. Найдите в тексте антонимы к
словам:
Узок-
Мало-
Группа «Искреннее
сердце»
Задание 1. Прочитайте текст
и ответьте на вопросы:
1. Что значит для Шакарима
понятие совесть?
2. К чему Шакарим призывал
людей?
Задание 2. Подберите
синонимы к выделенным словам
Задание 3. Подберите
антонимы к подчеркутым словам
|
Читают
синквейн
Отвечают на вопросы
Блиц-опроса
Знакомятся с темой и целями
урока.
Записывают в тетрадь
эпиграф.
Объединяются в
группы.
В группах работают
над текстом.
|
Словесная похвала
учителя
Автопроверка
платформы Wordwall
Cамооценивание
Дескрипторы
|
Баллы
|
Отвечает на вопросы
Блиц-опроса
|
4
|
Отвечает на 1-й вопрос по
тексту
|
1
|
Отвечает на 2-й вопрос по
тексту
|
1
|
Находит
синонимы
|
2
|
Находит
антонимы
|
2
|
Всего за
урок
|
10
баллов
|
|
Слайд 1
Слайд 2
Слайд
3
Слайд
4
Слайд
5
Слайд
6
|
Конец урока
Рефлексивно-оценочный этап
|
-
Рефлексия «Закончи предложение».
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
У
меня получилось…
Мне
было трудно…
Мне
показалось лёгким задание…
Мне
показалось сложным задание …
|
Подводят итоги урока, дают обратную
связь.
|
«Выбери 1 фразу для соседа
по парте»
*Ты
молодец!
* У тебя все
получилось.
* Я доволен/льна твоей
работой.
*Ты мог/могла бы поработать
лучше
|
Слайд
7
|
Домашнее задание
|
Написать эссе на тему «Главные
качества человека»
|
Записывают домашнее
задание
|
|
Слайд
8
|
Группа «Честный
труд»
Задание 1. Прочитайте текст
и ответьте на вопросы:
1.О чем мечтал
Шакарим?
2.О каких отрицательных
качествах человека упоминается в тексте?
Задание 2. Найдите в тексте
синонимы (не менее 2-х пар)
Задание 3. Найдите в тексте
антонимы (не менее 2-х пар)
ТЕКСТ
В лирике Ш. Кудайбердиева находит
отражение проблема взаимоотношений людей, их непрочность,
конфликтность. Поэт ценил в человеке честность, правдивость. Он
писал о вечном противостоянии добра и зла, правды и лжи:
Если, думая о людях, ты решишь, какой в
том толк:
Этот, как лиса завистлив, этот злобен,
словно волк.
Вот каков мир неприятный, мир насилья, мир
вражды,
Стало быть, исчезли жалость, сострадание и
долг?..
Может быть, таких понятий вообще нет на
земле?
То, что есть они на свете, значит, лгали
вам и мне?
Внешне выглядит пристойно образованный
народ
До тех пор, пока тобою не изучен он
вполне…
В своих произведениях поэт размышлял как о
мироздании и Вселенной, так и о месте и назначении человека на
земле. Шакарим полагал, что сущность человека, его природа и
назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины,
которую можно увидеть глазами разума:
-Человек похож порою то на волка, то на
сыть,
И порой от человека зверя все же не
отличить.
Лишь в одном его отличье – в светлом
разуме, в уме.
Если сил на это хватит – должен ум ты
подлечить.
Дескрипторы
|
Баллы
|
Отвечает на 1-й
вопрос
|
1
|
Отвечает на 2-й
вопрос
|
1
|
Находит
синонимы
|
2
|
Находит
антонимы
|
2
|
Группа «Совестливый
разум»
Задание
1.
Прочитайте текст и ответьте
на вопросы:
1.Какие науки изучал юный
Шакарим?
2. Какими языками он свободно
владел?
Задание
2. Найдите в тексте синонимы к словам:
Тайна-
Увлекался-
Задание 3. Найдите в тексте
антонимы к словам:
Узок-
Мало-
ТЕКСТ
Подражая Абаю, он много занимался самообразованием. Круг
его научных интересов был чрезвычайно широк – юноша увлекался
литературой, историей, философией, географией, естественными
науками, физикой, музыкой. Он свободно владел арабским, персидским,
турецким, русским языками. Позже Шакарим напишет:
Я не знал в ученье лени –
Мне из тьмы сверкнуло солнце,
Стали мне понятны краски,
Запахи земли и звуки,
Пробудило меня рано
поэтическое слово.
Понял я, в чем тайна мира,
Мироздания основа…
Главным предметом философствования Шакарима является
человек, именно к нему сводятся духовные поиски и размышления
мыслителя. В каждом его стихотворении можно встретить искорку
истины. «Кану я, но будут жить мои стихи. Молодые все запомнят до
строки. Кто-то с верой примет это, кто-то нет. Нет, не каждому
стихи мои близки», – писал поэт.
Дескрипторы
|
Баллы
|
Отвечает на 1-й
вопрос
|
1
|
Отвечает на 2-й
вопрос
|
1
|
Подбирает к данным словам
синонимы
|
2
|
Подбирает к данным словам
антонимы
|
2
|
Группа «Искреннее
сердце»
Задание 1. Прочитайте текст
и ответьте на вопросы:
1. Что значит для Шакарима
понятие совесть?
2. К чему Шакарим призывал
людей?
Задание 2. Подберите
синонимы к выделенным словам
Задание 3. Подберите
антонимы к подчеркутым словам