КГУ ОСШ им.С.Баишева города
Темира Актюбинской области
Учитель математики Зарыкпанова
Б.К.
Самоконтроль и самопроверка учащихся
«Ребенок, не познавший радости труда в учении, не
переживший гордости от того, что трудности преодолимы, глубоко
несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть
вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без
вдохновения учение превращается для детей в тягость» В. А.
Сухомлинский
Одним из важных
качеств необходимых для управления собственной
учебно-познавательной деятельностью и развития своих мыслительных
способностей является развитие у учащихся адекватной,
дифференцированной, критической самооценки себя и своих действий.
Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом
относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать
свою деятельность. Развитая самооценка, в свою очередь,
способствует развитию мотивации достижения и мотивации успеха,
подталкивает ученика к рефлексии, анализу собственных действий, и
требует от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и
самопроверки каждого шага в собственной деятельности. Она позволяет
яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно,
что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию
учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению
познавательного затруднения. У школьника рождается чувство
недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и
навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных
знаний и умений. Самооценка представляет собой компонент
деятельности, который связан не с выставлением себе отметок, а с
самой процедурой оценивания.
Самоконтроль и самопроверка являются
неотъемлемыми частями самооценки.
Самооценка
является важным регулятором поведения человека, от него зависят
взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к
себе, отношение к своим успехам и неудачам. Основной смысл
самооценки зависит состоит в самоконтроле школьника, его
саморегуляции, самостоятельной экспертизе своей деятельности и в
самостимуляции.
Самоконтроль ученика предполагает: умение
оценивать свою работу адекватно; умение видеть свои ошибки и
находить рациональные способы решения проблемы; умение изменять
алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям; умение
самостоятельно составлять проверочные задания, разрабатывать
алгоритм проверочного действия. Самоконтроль - это умение
сопоставлять результат своего труда с эталоном.
самопроверка по
образцу; взаимопроверка с помощью образца; математические диктанты;
задания на составление задач для одноклассников; задания на
нахождение и исправление «допущенных» ошибок; задания с
недостающими данными; самостоятельные работы; разноуровневые
задания. Приемы формирования самоконтроля
Приемы
формирования самооценки : Лесенка успеха, Карточка сомнений + «Я
понял все»;
- «Не
совсем усвоил, сомневаюсь»
«Не
понял».
Приемы
формирования самооценки;» Волшебный мешочек Светофор Требуется
помощь Я затрудняюсь Я умею Справился Справился с помощью Буду
стараться дальше.
В работе можно
использовать такие рефлексивные карты:
Рефлексивная карта по теме «Квадратные
уравнения»
Знаю:
Что такое
уравнение
Что такое
корень уравнения
Что значит
решить уравнение
Виды
неполных квадратных уравнений
Алгоритм
решения 1 вида неполного квадратного
уравнения
Алгоритм
решения 2 вида неполного квадратного
уравнения
Алгоритм
решения 3 вида неполного квадратного
уравнения
Общий вид
полного квадратного уравнения
Что такое
дискриминант
Формулу
дискриминанта
Формулы
корней квадратного уравнения
Умею:Выносить общий множитель за
скобки
Решать
уравнение вида а х=в
Находить
квадратный корень из числа
Определять
коэффициенты а, в и с в квадратном
уравнении
Вычислять
дискриминант
Находить
корни квадратного уравнения по формулам
Образцы
карточек самоконтроля знаний по разделу:
Подводя итог выше сказанному можно сформулировать
следующий вывод. Потребность в самоконтроле и критической
самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике,
превращается в его личностное качество, которое ему будет
необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она
становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою
очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных
способностей учащегося