Материалдар / СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

Материал туралы қысқаша түсінік
"Операционные системы" бойынша колледж студенттеріне көмек құралы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Ақпан 2021
254
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ М.ЖУМАБАЕВА»

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

Составила: Сатыбалдиева Л.У.

Петропавловск, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Название практических занятий
ПЗ 1.1. Установка ОС.
ПЗ 1.2. Установка ОС.
ПЗ 2.1. Управление загрузкой ОС.
ПЗ 2.2. Управление загрузкой ОС.
ПЗ 3.1. Настройка параметров рабочей среды пользователя.
ПЗ 3.2. Настройка параметров рабочей среды пользователя.
ПЗ 4.1. Конфигурирование оборудования.
ПЗ 4.2. Конфигурирование оборудования.
ПЗ 5.1. Настройка системы с помощью реестра.
ПЗ 5.2. Настройка системы с помощью реестра.
ПЗ 6.1. Работа с файлами и папками
ПЗ 6.2. Работа с файлами и папками
ПЗ 7.1. Управление и обслуживание дисков.
ПЗ 7.2. Управление и обслуживание дисков.
ПЗ 8.1. Администрирование системы.
ПЗ 8.2. Администрирование системы.
ПЗ 9.1. Управление ресурсами сети.
ПЗ 9.2. Управление ресурсами сети.
ПЗ 10.1. Настройка сетевых параметров ОС.
ПЗ 10.2. Настройка сетевых параметров ОС.
ПЗ 11. Оптимизация производительности.
ПЗ 12.1. Восстановление ОС.
ПЗ 12.2. Восстановление ОС.
ПЗ 13.1. Установка нескольких операционных систем на одной
платформе
ПЗ 13.2. Установка нескольких операционных систем на одной
платформе

Страницы
5
12
16
20
24
28
32
36
40
45
49
54
59
62
68
73
78
82
86
89
93
96
99
102
105

ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Методические указания по дисциплине «Операционные системы» для выполнения работ по практическим занятиям созданы Вам в помощь для работы
на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению заданий практического занятия, Вы должны внимательно прочитать его цель и задачи, ознакомиться с требованиями к уровню
Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебнометодическими материалами по теме практического занятия, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по
приведенной методике.
Отчет о практическом занятии Вы должны выполнить по приведенному
алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо
для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной
оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при
решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не
удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений
или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя
или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем Вам успехов!!!
3

РАЗДЕЛ №3. РАБОТА В ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
Тема № 3.1. Установка и загрузка ОС.
Практическое занятие № 1.1
Установка ОС.
Учебная цель:
Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Установка и
настройка Windows».
Учебные задачи:
1. Познакомиться с основными этапами установки ОС Windows.
2. Отработать на практике процесс установки ОС Windows.
Студент должен
уметь:
− устанавливать и сопровождать операционные системы;;
знать:
− принципы построения, типы и функции операционных систем;
− машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем.
Задачи практического занятия №1.1
1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
2. Выполнить работу по установке ОС Windows.
3. Подготовить отчет по практической работе
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебно-методическая литература:
− Методические указания по выполнению практических занятий;.
2. Технические средства обучения:
4

− Персональный компьютер
3. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех
устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.
Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые.
Операционная система является базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера, без нее компьютер не может работать в
принципе. В состав современных операционных систем обычно входит следующие основные модули:


программный модуль, управляющий файловой системой;



командный процессор, выполняющий команды пользователя;



драйверы устройств;



программные модули, обеспечивающие графический пользовательский

интерфейс;


сервисные программы;



справочная система.
На сегодняшний момент операционная система Windows фирмы Microsoft

во всех ее проявлениях бесспорно считается самой распространенной операционной системой на ПК: в мире более 150 млн. IBM PC-совместимых компьютеров, и система Windows установлена на 100 млн. из них. Очевидно, что ознакомление с ПК необходимо начинать с ознакомления с Windows, ведь без нее работа
на ПК немыслима для большинства пользователей. Знание системы Windows необходимый кирпичик в стене познания ПК.
Первоначально, Windows, разрабатывалась не как операционная система, какой мы привыкли видеть современные ее версии, а как графическая оболочка MS-DOS. Надо отметить, что концепция графического интерфейса была
разработана отнюдь не Microsoft. Уже за несколько лет до внедрения Windows
5

существовали компьютеры Apple Macintosh, с графической операционной системой (MacOS), интерфейс которой был более дружественным и понятным рядовому пользователю, в отличие от командной строки MS-DOS. Строго говоря,
Windows, не единственная попытка избавить пользователя от командной строки
на IBM-совместимых компьютерах. Очень известной, в свое время была псевдографическая (на самом деле работавшая в текстовом режиме), оболочка Norton
Commander корпорации Symantec. Она ускоряла в несколько раз процесс навигации по дисковому пространству, к тому же, более естественно представляла
иерархию каталогов в виде дерева. Однако, Windows появилась раньше Norton,
хотя Norton был более популярен, в частности, из - за низких системных требований.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию
1. Что такое операционная система?
2. Что включает в себя операционная система?
3. Как происходило развитие ОС Windows?
Задания для практического занятия №1.1
1. Установить ОС Windows.

Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №1.1
1. Запустить машину на вашем ПК.
2. Скачать с файлового сервера iso-образ ОС Windows.
3. Начать установку ОС Windows.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия

6

В процессе установки ОС Windows будьте предельно внимательны к тем
настройкам, которые вы делаете в процессе установки операционной системы
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
2. Выписать задание
3. Показать этапы и результат выполнения задания.
4. Написать вывод о проделанной работе.

7

Образец отчета по практическому занятию 1.1
Отчет
по практическому занятию № 1.1.
Установка ОС.
Учебная цель:
Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Установка и
настройка Windows».
Учебные задачи:
1. Познакомиться с основными этапами установки ОС Windows.
2. Отработать на практике процесс установки ОС Windows.
Задание: Установить ОС Windows.
О том что установщик ОС системы приступил к установке Windows 7, вы
можете судить по появившейся строке "Windows is loading files.." в нижней части экрана.

Рисунок 1. Установщик Windows 7 копирует файлы с носителя для дальнейшей установки ОС.
Когда подготовка к установке завершится, вы увидите надпись Starting
Windows. После этого появится окно установки Windows 7.

8

Рисунок 2. Начало установки Windows 7: выбор устанавливаемого языка,
формата времени и раскладки.
Формат времени, устанавливаемый язык и раскладку клавиатуры оставим
без изменений (как показано на рисунке 2).
Нажмите на кнопку "далее", после чего вы сможете начать процесс установки Windows 7, щелкнув на кнопке "установить".

Рисунок 3. Старт установки Windows 7.
Теперь вы должны прочитать и согласиться с лицензионным соглашением Microsoft и снова нажать кнопку "далее" (и так далее по всем пунктам
установки ОС).

9

Рисунок 4. Лицензионное соглашение для установки и последующего использования Windows 7.

Вывод: В ходе проделанной работы я научился(-лась) ...

10

Практическое занятие № 1.2
Установка ОС
Учебная цель:
Приобрести опыт установки операционной системы Linux.
Учебные задачи:
1. Установить ОС на виртуальный компьютер.
2. Разобрать процесс установки ОС на этапы.
3. Познакомиться с основными группами программ входящих в состав ОС.
Студент должен
уметь:
− устанавливать и сопровождать операционные системы;;
знать:
− принципы построения, типы и функции операционных систем;
− машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем.
Задачи практического занятия №1.2
1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
2. Выполнить установку ОС Linux.
3. Подготовить отчет по практической работе
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебно-методическая литература:
− Методические указания по выполнению практических занятий;.
2. Технические средства обучения:
− Персональный компьютер
3. Программное обеспечение: ОС Linux, Open Office.
11

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
Linux (полное название GNU/Linux) — общее название UNIX-подобных
операционных систем на основе одноимённого ядра и собранных для него библиотек и системных программ, разработанных в рамках проекта GNU.
GNU/Linux работает на PC-совместимых системах семейства Intel x86, а
также на IA64, AMD64, PowerPC, ARM и многих других.
К операционной системе GNU/Linux также часто относят программы, дополняющие эту операционную систему, и прикладные программы, делающие её
полноценной многофункциональной операционной средой.
В отличие от большинства других операционных систем, GNU/Linux не
имеет единой «официальной» комплектации. Вместо этого GNU/Linux поставляется в большом количестве так называемых дистрибутивов, в которых программы GNU соединяются с ядром Linux и другими программами.
Дистрибутив — это не просто набор программ, а ряд решений для разных
задач пользователей, объединённых едиными системами установки, управления
и обновления пакетов, настройки и поддержки.
Самые распространённые в мире дистрибутивы:
•Ubuntu — быстро завоевавший популярность дистрибутив, ориентированный на лёгкость в освоении и использовании.
•openSUSE — бесплатно распространяемая версия дистрибутива SuSE,
принадлежащая компании Novell. Отличается удобством в настройке и обслуживании благодаря использованию утилиты YaST.
•Fedora — поддерживается сообществом и корпорацией RedHat, предшествует выпускам коммерческой версии RHEL.
•Debian GNU/Linux — международный дистрибутив, разрабатываемый обширным сообществом разработчиков в некоммерческих целях. Послужил основой для создания множества других дистрибутивов. Отличается строгим подходом к включению несвободного ПО.
12

•Archlinux — ориентированный на применение самых последних версий
программ и постоянно обновляемый, поддерживающий одинаково как бинарную, так и установку из исходных кодов и построенный на философии простоты
KISS, этот дистрибутив ориентирован на компетентных пользователей, которые
хотят иметь всю силу и модифицируемость Linux, но не в жертву времени обслуживания.
Помимо перечисленных, существует множество других дистрибутивов,
как базирующихся на перечисленных, так и созданных с нуля и зачастую предназначенных для выполнения ограниченного количества задач.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию
1. Что такое операционная система?
2. Что включает в себя операционная система?
3. Как происходило развитие ОС Linux?
Задания для практического занятия №1.2
1. Установить ОС Linux.
Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №1.2
1. Запустить машину на вашем ПК.
2. Скачать с файлового сервера iso-образ ОС Linux.
3. Начать установку ОС Linux.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия
В процессе установки ОС Linux будьте предельно внимательны к тем
настройкам, которые вы делаете в процессе установки операционной системы

13

Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
2. Выписать задание
3. Показать этапы и результат выполнения задания.
4. Написать вывод о проделанной работе.

14

Практическое занятие № 2.1
Управление загрузкой ОС
Учебная цель:
Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Управление загрузкой ОС».
Учебные задачи:
1. Изучить этапы и параметры загрузки ОС Windows.
2. Научиться выполнять настройку загрузки ОС Windows.
Студент должен
уметь:
− выполнять оптимизацию системы в зависимости от поставленных задач.
знать:
− принципы построения, типы и функции операционных систем;
− машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем.
Задачи практического занятия №2.1
1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
2. Выполнить работу по изменению параметров загрузки ОС.
3. Подготовить отчет по практической работе.
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебно-методическая литература:
− Методические указания по выполнению практических занятий.
2. Технические средства обучения:
− Персональный компьютер
3. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.
15

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
Файлы операционной системы хранятся во внешней, долговременной памяти (на жестком, гибком или лазерном диске). Однако программы могут выполняться, только если они находятся в оперативной памяти, поэтому файлы операционной системы необходимо загрузить в оперативную память.
Диск (жесткий, гибкий или лазерный), на котором находятся файлы операционной системы и с которого производится ее загрузка, называется системным.
После включения компьютера производится загрузка операционной системы с системного диска в оперативную память. Загрузка должна выполняться
в соответствии с программой загрузки. Однако для того чтобы компьютер выполнял какую-нибудь программу, эта программа должна уже находиться в оперативной памяти. Разрешение этого противоречия состоит в последовательной,
поэтапной загрузке операционной системы.
Самотестирование компьютера. В состав компьютера входит энергонезависимое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), содержащее программы тестирования компьютера и первого этапа загрузки операционной системы - это BIOS.
После включения питания компьютера или нажатия кнопки Reset на системном блоке компьютера или одновременного нажатия комбинации клавиш
{Ctrl+Alt+Del} на клавиатуре процессор начинает выполнение программы самотестирования компьютера POST. Производится тестирование работоспособности процессора, памяти и других аппаратных средств компьютера.
В процессе тестирования сначала могут выдаваться диагностические сообщения в виде различных последовательностей коротких и длинных звуковых
сигналов. После успешной инициализации видеокарты краткие диагностические
сообщения выводятся на экран монитора.

16

Для установки правильной даты и времени, а также внесения изменений в
конфигурацию аппаратных средств компьютера в процессе выполнения самотестирования необходимо нажать клавишу {Del}. Загрузится системная утилита
BIOS Setup, имеющая интерфейс в виде системы иерархических меню. Пользователь может установить новые параметры конфигурации компьютера и запомнить их в специальной микросхеме памяти, которая при выключенном компьютере питается от батарейки, установленной на системной плате. В случае выхода
из строя батарейки конфигурационные параметры теряются и компьютер перестает нормально загружаться.
Загрузка операционной системы. После проведения самотестирования
специальная программа, содержащаяся в BIOS, начинает поиск загрузчика операционной системы. Происходит поочередное обращение к имеющимся в компьютере дискам и поиск на определенном месте наличия специальной программы Master Boot.
Если системные диски в компьютере отсутствуют, то загрузка операционной системы прекращается и компьютер остается неработоспособным.
После окончания загрузки операционной системы управление передается
командному процессору. В случае использования интерфейса командной строки
на экране появляется приглашение системы к вводу команд. Приглашение представляет собой последовательность символов, сообщающих о текущем диске и
каталоге.
В случае загрузки графического интерфейса операционной системы команды могут вводиться с помощью мыши.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию
1. Каковы основные этапы самотестирования компьютера?
2. Что хранится в микросхеме конфигурационной памяти компьютера?
3. Каковы основные этапы загрузки операционной системы?

17

Задания для практического занятия №2.1
1. Запустить ОС Windows.
2. В процессе запуска ОС вызвать меню параметров загрузки и протестировать каждый вариант загрузки.
3. Проанализировать сходства и различия, а также преимущества и недостатки каждого из предложенных вариантов загрузки.
Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №2.1
1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
2. Выполнить задание.
3. Оформить отчет по практической работе.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия
После выполнения задания, следует еще раз все внимательно проверить на
наличие ошибок, особенно это касается настроек параметров загрузки.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
2. Выписать задание
3. Показать этапы и результат выполнения задания.
4. Написать вывод о проделанной работе.

18

Практическое занятие № 2.2
Управление загрузкой ОС
Учебная цель:
Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Управление загрузкой ОС».
Учебные задачи:
1. Изучить этапы и параметры загрузки ОС Linux.
2. Научиться выполнять настройку загрузки ОС Linux.
Студент должен
уметь:
− выполнять оптимизацию системы в зависимости от поставленных задач.
знать:
− принципы построения, типы и функции операционных систем;
− машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем.
Задачи практического занятия №2.2
1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
2. Выполнить работу по изменению параметров загрузки ОС.
3. Подготовить отчет по практической работе.
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебно-методическая литература:
− Методические указания по выполнению практических занятий.
2. Технические средства обучения:
− Персональный компьютер
3. Программное обеспечение: ОС Linux.
19

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
У кернела, ядра операционной системы Linux, есть возможность при загрузке ОС, в виде аргументов, вводимых в командной строке, воспринимать информацию, которая может содержать параметры инициализации некоторых
устройств (в случае, если сам кернел не может определить их автоматически),
или команды выбора уровня запуска системы, либо инструкции по настройкам
памяти, корневой файловой системы и т. д. Но, если вы просто скопируете сам
файл, который содержит образ кернела на дискету (напимер, командой cp zImage
/dev/fd0), и попытаетесь загрузиться с этой дискеты, вы не сможете передать кернелу каких-либо аргументов в процессе загрузки операционной системы. Поэтому многие пользователи Linux используют специальные программы, такие,
как LILO или loadlin, которые также могут передавать кернелу необходимые аргументы и загружать его.
Рассмотрим несколько примеров программ, передающих кернелу аргументы в процессе загрузки, разберемся, как обрабатываются эти аргументы системой, как и в каком формате они передаются драйверам определенных
устройств. Аргументы передаются кернелу в виде команд (или инструкций). Некоторые аргументы могут иметь числовые или строковые параметры. Важно отметить, что пробелы должны использоваться в аргументах загрузки только как
разделители самих аргументов. В списке параметров одного аргумента отдельные его параметры отделяются друг от друга запятыми, без использования пробелов.
Программа LILO (загрузчик Linux), написанная Вернером Алмесбергером,
используется наиболее часто. Она способна загружать различные версии кернела
и хранит свои настройки в обычном текстовом файле. Многие дистрибутивы
Linux устанавливают программу LILO как загрузчик ОС по умолчанию. LILO
может без проблем загружать DOS, OS/2, Linux, FreeBSD и другие ОС, предоставляя пользователю возможность гибкого управления процессом загрузки.
20

Вторая программа - загрузчик ОС Linux. LoadLin - это DOS программа, которая может загружать кернел Linux из командной строки DOS и передавать ему
необходимые аргументы. Она лучше устраивает тех пользователей, которые
больше работают с MS-DOS и периодически переключаются на Linux.
Эта программа может быть полезна, если кое-какие аппаратные устройства
вашего компьютера (контроллеры, накопители...) могут быть правильно инициализированы только поставленным в комплекте с ними драйвером под DOS. Самый распространенный пример - "SoundBlaster совместимые" аудиоплаты, для
которых только DOS драйвер может привести в нужное состояние несколько таинственных регистров и сделать ее в самом деле совместимой с нужным стандартом. Загрузив DOS с нужным драйвером, можно загрузить Linux без "сброса"
параметров, установленных этим драйвером, который обязательно произошел
бы при перезагрузке системы. Теперь эта плата становится доступна и в ОС
Linux.
Несколько загрузочных параметров кернела хранятся в нем самом в виде
определенных значений, присвоенных по умолчанию при установке системы.
Существует и специальная утилита - rdev, которая знает, где находятся эти параметры и как их изменить. Она имеет ряд псевдонимов-альясов, таких, как
swapdev (управление своп-разделом диска), ramsize (управление RAM-диском),
vidmode (изменение режимов видеоконтроллера), rootflags (режимы монтирования корневой файловой системы - только чтение или чтение/запись).
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию
1. Каковы основные этапы самотестирования компьютера?
2. Что хранится в микросхеме конфигурационной памяти компьютера?
3. Каковы основные этапы загрузки операционной системы?
Задания для практического занятия №2.2
1. Запустить ОС Linux.
21

2. В процессе запуска ОС вызвать меню параметров загрузки и протестировать каждый вариант загрузки.
3. Проанализировать сходства и различия, а также преимущества и недостатки каждого из предложенных вариантов загрузки.
Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №2.2
1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
2. Выполнить задание.
3. Оформить отчет по практической работе.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия
После выполнения задания, следует еще раз все внимательно проверить на
наличие ошибок, особенно это касается настроек параметров загрузки.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
2. Выписать задание
3. Показать этапы и результат выполнения задания.
4. Написать вывод о проделанной работе.

22

Тема 3.2. Конфигурирование операционных систем
Практическое занятие № 3.1
Настройка параметров рабочей среды пользователя.
Учебная цель:
Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Настройка параметров рабочей среды пользователя».
Учебные задачи:
1. Изучить настройку основных компонентов ОС Windows.
2. Научиться выполнять настройку меню, рабочей среды, технических
средств.
Студент должен
уметь:
− выполнять оптимизацию системы в зависимости от поставленных задач.
знать:
− принципы построения, типы и функции операционных систем;
− машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем.
Задачи практического занятия №3.1
1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
2. Выполнить работу по настройке параметров рабочей среды пользователя.
3. Подготовить отчет по практической работе.
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебно-методическая литература:
− Методические указания по выполнению практических занятий.
2. Технические средства обучения:

23

− Персональный компьютер
3. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
Настройка (или конфигурирование) программного продукта – это процесс изменения его свойств, выполняемый в целях адаптации программного продукта к техническим средствам ПК, наиболее полного удовлетворения потребностей пользователя, повышения эффективности функционирования программного продукта.
Microsoft Windows хранит информацию о конфигурации в двух местах: реестре и службе каталогов Active Directory. Модификации реестра или Active
Directory приводят к изменению конфигурации Windows. Для изменения реестра
или Active Directory используются следующие средства:
• MMC - Microsoft Management Console;
• Панель управления - Control Panel;
• Редактор реестра - Registry Editor.
Конфигурирование операционной системы
Для конфигурирования операционной системы используются программы
в Панели управления. Окно Система позволяет настраивать:
• производительность системы;
• размер реестра;
• переменные среды;
• параметры производительности;
• параметры загрузки и восстановления системы.
Для настройки среды Windows прежде всего просматривает файл
Autoexec.bat (если он существует). Затем задаются системные переменные
среды. Переменные среды из файла Autoexec.bat и переменные среды пользователя переопределяют системные переменные.
24

Параметры загрузки и восстановления системы регулируются в окне Система на вкладке Дополнительно. Программы в Панели управления влияют на
среду ОС независимо от текущего пользователя системы.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию
1. Что такое конфигурирование и настройка ОС?.
2. Какие настройки ОС можно производить?
Задания для практического занятия №3.1
1. Определить настройки системы:
2. Настроить параметры мыши:
3. Настроить параметра экрана
Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №3.1
1. Внимательно прочитать задание и краткие теоретические сведения.
2. Определить настройки системы:
• установленное оборудование;
• установленные профили;
• параметры производительности;
• параметры загрузки и восстановления системы.
• переменные среды.
3. Настроить параметры мыши:
• указатель мыши
• параметры указателя;
• колёсико.
4. Настроить параметра экрана:
• Фоновый рисунок Рабочего стола;
• Отображаемые на Рабочем столе значки;
25

• Оформление Рабочего стола.
5. Оформить отчет по практической работе.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия
После выполнения задания, следует еще раз все внимательно проверить на
наличие ошибок, особенно это касается настроек системы..
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
2. Выписать задание
3. Показать этапы и результат выполнения задания.
4. Написать вывод о проделанной работе.

26

Практическое занятие № 3.2
Настройка параметров рабочей среды пользователя
Учебная цель:
Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Настройка параметров рабочей среды пользователя ОС Linux».
Учебные задачи:
1. Изучить различные графические среды.
Студент должен
уметь:
− устанавливать и сопровождать операционные системы;
− выполнять оптимизацию системы в зависимости от поставленных задач.
знать:
− принципы построения, типы и функции операционных систем;
− машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем.
Задачи практического занятия №3.2
1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
2. Выполнить работу с 2 видами интерфейса.
3. Подготовить отчет по практической работе
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебно-методическая литература:
− Методические указания по выполнению практических занятий;.
2. Технические средства обучения:
− Персональный компьютер
3. Программное обеспечение: ОС Linux, Open Office.

27

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
В Linux существует три основных среды рабочего стола или еще говорят — графического окружения. Это означает, что выбрав дистрибутив вы еще
должны выбрать ту графическую среду, которая вам нравится больше и скачивать дистрибутив именно с этим графическим окружением.
Итак, графическая среда рабочего стола определяет внешний вид операционной системы и именно поэтому существует огромное многообразие Linux отличающихся внешне и порой весьма значительно.
Существуют три основные среды рабочего стола — GNOME, KDE и Xfce.
Каждая среда — это отдельный проект, развивающийся самостоятельно и,
как принято в Linux, очень часто из проекта рождаются подпроекты, базирующиеся на родителе, но отличающиеся от него и порой очень сильно.
У разных дистрибутивов Linux могут быть доступны разные среды рабочего стола или их модификации. Например, для Linux Mint на данный момент
официально существует четыре среды рабочего стола, которые представлены на
официальном сайте. Это означает, что вроде бы операционная система
одна — Linux Mint, но установив четыре ее модификации вы обнаружите что их
интерфейс, то есть внешний вид, отличается.
Это многообразие графических окружений так велико, что дать рекомендации по выбору, то есть какая из сред лучше, просто невозможно. К тому же
внешний вид — это весьма субъективная вещь и у каждого пользователя ощущения удобства или «красивости» свои. Поэтому вы сами должны сделать выбор
для себя
И еще один нюанс — от установленного графического окружения будет
зависеть не только внешний вид операционной системы, но и ее настройки, содержания контекстных меню и расположение различных элементов управления.
Причем отличия эти порой весьма существенны.

28

Вопросы для закрепления теоретического материала
к практическому занятию
1. Что такое среда рабочего стола?.
2. Какие основные графические среды существуют?
Задания для практического занятия №3.2
1. Установить среду рабочего стола Kali
2. Поменять среду рабочего стола на Cinnamon
3. Поменять среду рабочего стола на Xfce
4. Поменять среду рабочего стола на KDE
5. Поменять среду рабочего стола на GNOME
6. Поменять среду рабочего стола на LXDE
7. Поменять среду рабочего стола на MATE
Инструкция по выполнению заданий
практического занятия №3.2
1. Поочередно установить каждую графическую среду и ознакомиться с ее
внешним видом и возможностями администрирования системы.
2. Сравнить и проанализировать полученные результаты.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия
В отчете кратко описать графическую среду и приложить скриншоты работы с ней.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Обязательно указать цели и задачи практического занятия.
2. Выписать задание
3. Показать этапы и результат выполнения задания.
4. Написать вывод о проделанной работе.

29

Практическое занятие № 4.1
Конфигурирование оборудования
Учебная цель:
Закрепление полученных теоретических знаний по теме «Конфигурирование устройств и установка драйверов устройств в Windows».
Учебные задачи:
1. Изучить и отработать на практике алгоритм установки драйверов.
Студент должен
уметь:
− устанавливать и сопровождать операционные системы;
− выполнять оптимизацию системы в зависимости от поставленных задач.
знать:
− машинно-зависимые и машинно-независимые свойства операционных систем;
− модульную структуру операционных систем.
Задачи практического занятия №4.1
1. Повторить краткие теоретические сведения по теме практического задания
2. Выполнить работу по установке драйверов.
3. Подготовить отчет по практической работе
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебно-методическая литература:
− Методические указания по выполнению практических занятий;.
2. Технические средства обучения:
− Персональный компьютер
3. Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word.
30

Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
Драйвер - это программный код (специальная программа), функция которой
заключается в предоставлении возможности использовать определенную железо
(видеокарту, клавиатуру, принтер и т.д.). Так как

параметры периферий-

ных устройств меняются от производителя к производителю, то разным пользователям программы может потребоваться дюжина различных драйверов, чтобы
он мог работать на имеющемся у него оборудовании.
Причем конкретный драйвер не всегда может быть загружен память. Он
туда грузится, лишь по потребности в ресурсах устройства. Так экономится память, но в ущерб скорости.
Имеется четыре способа включения драйверов устройств в программу:
1. Можно поместить код для всех драйверов прямо в программу.
Например, чтобы поддерживать различные принтеры, можно создать таблицу управляющих последовательностей и искать в ней нужный код каждый
раз, когда он потребуется. Этот подход тратит много памяти и может быть
достаточно медленным.
2. Создать ряд драйверов устройств и потребовать, чтобы программа
загружала необходимый в качестве оверлея (т.е. помещать его в область программы, специально оставленную для этой цели).
3. Создать драйвер устройства как отдельную программу, которая указывается в командном файле, выполняемом при загрузке системы. Программа запускается и устанавливает драйвер устройства как программу обработки прерывания. После этого программа завершается, но остается резидентной в памяти. Впоследствии наша программа использует этот драйвер
через вектор прерывания.
Создать полноценный драйвер устройства, который будет загружаться при
старте с помощью файла CONFIG.SYS. MS DOS поддерживает такой тип драй-

31

веров устройств и однажды загруженный он может использовать все возможности команд DOS, включая проверку ошибок. Специальная команда IOCTL (Контроль ввода/вывода) позволяет программе узнать статус драйвера и послать ему<
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!