Семенищева Ольга Николаевна
воспитатель высшей категории,
образование высшее,
ясли-сад №27 «Балауса»
СКАЗКА, КАК ИСТОЧНИК
ИНТЕГРИРОВАННОГО
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В
современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается
как многообразный по своим проявлениям источник личностного
развития.
В нынешнем современном обществе
появляются некие "сказочные герои", но совершенно непонятно
кто это, животные, насекомые, или люди, и нам неизвестно какие цели
преследуют их создатели, но очевидно лишь одно, что их влияние
способствует развитию у детей агрессии, жестокосердия и
безнравственности. И мы, наконец, понимаем, что пора перестать
гнаться за буйным Томами и Джерри и электронными монстрами. И мы
обращаемся к более "человекоподобным" и по-настоящему сказочным
"Ежику в тумане", "Вини Пуху" и др. Сказка возвращается в культуру
и это, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает
свое развитие, в ней много не открытого и
невостребованного.
Обращаясь к
работе со сказкой, мы поставили перед собой
цель обобщить опыт использования сказки в
воспитательно-образовательной работе с детьми-дошкольниками и
создать интегрированную систему воспитания и обучения детей на
основе содержания образовательных
областей.
В
своей работе мы опираемся на исследования и разработки Л.
Стрелковой, Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари,
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., а также на свой собственный
опыт.
Почему сказка? Сказка для ребенка - это не просто
сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это -
жизнь, это – доступное возможностям ребенка средство познания
волнующих его отношений и обстоятельств, через сказки ребёнок
познаёт законы бытия, правила общежития и нормы поведения, узнает,
что такое добро и зло.
Сказка - это мощный инструмент развития ребёнка,
в определенной степени она удовлетворяет три естественные
психологические потребности ребенка (Яничев,
1999):
-
Потребность в автономности (независимости). В
каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои
силы.
-
Потребность в компетентности (силе,
всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые
невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает
успеха.
-
Потребность в активности. Герой всегда находится
в действии.
Любая сказка ориентирована на
социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к
деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо
богаче ее идейно-художественной значимости.
Говоря о сказке, как источнике воспитания и
обучения стоит остановится на некоторых её функциональных
особенностях:
-
Социализирующая функция, т.е. при обращении новых поколений к
общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в
интернациональном мире сказок.
-
Креативная функция,
т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать
творческий потенциал личности, его образное и абстрактное
мышление.
-
Голографическая функция проявляется в трех основных
формах:
-
способность сказки в малом являть
большое;
-
способность представлять мирозданье в трехмерном
пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный
мир; прошлое - настоящее - будущее);
-
способность сказки актуализировать все органы
чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров,
типов эстетического творчества.
-
Развивающе
- терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана
человека от пагубных увлечений,
пристрастий.
-
Культурно-этническая
функция,
т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической
культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
-
Лексико-образная функция,
т.е. формирование языковой культуры личности, владение
многозначностью и художественно-образным богатством
речи.
Известно, что в детском саду существует
предметная система обучения и для того чтобы знания детей, их
представления об окружающем мире не оставались разрозненными,
искусственно расчлененными по предметному принципу, мы стремимся
осуществлять интегрированный подход к обучению. И в этом нам
помогает сказка!
В своей работе мы используем как народные сказки,
так и авторские.
Важным условием выбора той или иной авторской
сказки является ее соответствие законам построения сказки,
возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов,
доступность речевых конструкций, классическая эмоциональная
схема.
Названные выше функциональные особенности сказки
определяют ведущие направления в работе со
сказкой
В качестве основных методов и приемов
используем:
-
Знакомые герои в новых
обстоятельствах.
-
Коллаж из сказок.
-
Из сказки – задачку.
-
Спасательные ситуации в
сказках.
-
Сказка продолжается.
-
Изменение ситуации в знакомых
сказках.
-
Сказка по-новому.
-
Решение противоречий в сказке.
-
Сказка с новым концом.
-
Моделирование сказочных
сюжетов.
-
Пластические игры и упражнения.
-
Драматизации сказок.
Использование данных методов и приемов
способствует развитию познавательной активности, формированию
креативности как качества личности у дошкольников, творческих
способностей.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом
сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль
педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и
приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ,
просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к
использованию сказочного материала нетрадиционно.
Это значит, развивать у детей умение
нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать
его во всех видах деятельности.
Мы создали схему работы со
сказкой:
Предлагаем модель интеграции образовательных
областей на примере сказки «Три медведя»:
Навыки количественного и порядкового счёта,
сравнение двух групп предметов, сравнение предметов разными
способами, ориентировка в пространстве, во
времени.
Расширение представлений об окружающем
мире
Развитие речи, формирование интереса к
художественной литературе, навыки культуры общения, обогащение
словарного запаса, знакомство с миром человеческих
взаимоотношений.
Формирование эстетического вкуса, позитивного
отношения к процессу творческой деятельности
Расширение представлений о себе и своём
состоянии, формирование знаний о ближайшем социальном окружении,
навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками, знакомство с
нормами и правилами поведения.
Навыки безопасного поведения, способы оказания
помощи друг другу в неординарных ситуациях, навыки культуры еды,
бережное отношение к своим и чужим вещам.
Необходимо отметить особую роль родителей в
работе со сказкой,
Используются следующие формы работы с родителями: тематические
родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях
сказок; дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми
участвовать в играх, выполнять творческие задания и т.д.);
подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие
в них; выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого
характера; устройство выставки работ детей и
родителей.
Проделанная
работа показала, что у детей появилось умение нестандартно,
оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его в
изобразительной, театрализованной, музыкальной и игровой
деятельности. Диагностика ключевых компетентностей по всем областям
показала положительную
динамику.
ЛИТЕРАТУРА
-
Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое
мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное
воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
-
Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ
Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
-
Выготский Л. С. Воображение и творчество в
детском возрасте.-СПб, 1997
-
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы
со сказками.- СПб.: Речь, 2006.
-
Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по
сказкотерапии.- СПб, 2000.
-
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.
Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера,
2001.
-
Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и
развитие: Ст 1/В.Т. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические
корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М.,
2000.
-
Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В.
Я. Проппа).- М., 2000.
-
Прохорова П. Л. Развиваем творческую активность
дошкольников. - Владимир, 1995.
-
Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга,
1992.
-
Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М.,
2000.
-
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков,
1996.
-
Яничев П.И. Психологические функции волшебной
сказки журнал практического психолога.-1999, N10-11.
С.27-37.