Предмет: Обучение
Грамоте
Тема: Слово.
Насекомые.
Цель:
-
помочь детям осознать, что
слова звучат, т.е. состоят из звуков дифференцировать понятия
«звук» - «слово»;
-
слово может быть коротким и
длинным;
-
в слове есть начало,
середина, конец; звуки стоят в определенном
порядке;
-
познакомить со звуковой
схемой слов (звуковыми бусами);
-
учить определять количество
звуков в звукоподражаниях и односложных
словах;
-
обобщать знания о
насекомых;
-
активизировать словарь по
теме;
-
составлять рассказ по
сюжетной картинке;
-
развивать связную речь,
фонематический слух, внимание, память, мелкую
моторику;
-
воспитывать
самостоятельность, активность, бережное отношение к живой
природе.
Ход
занятия:
I. Организационный
момент. Введение в тему
(побуждение, сообщение темы).
Вспомнить звуки окружающего
мира, обозначить их с помощью звуков человеческой речи. (Опираться
на картинки).
Отгадайте
загадку:
Домовитая
хозяйка
Пролетает над
лужайкой,
Похлопочет над цветком
-
Он поделится
медком.
(Пчела).
- Пчела – это кто?
(Насекомое). Вы послушали загадку и назвали слово –
отгадку.
Сегодня мы с вами поговорим
о слове и насекомых.
II. Новый
материал. Выделение нового
звука. Характеристика звука.
1.- Рассмотрите картинки в
тетради. Кого еще вы видите? (В тетради: жук, оса, муха, шмель,
бабочка, комар, муравей, стрекоза.) Кто они все?
(Насекомые).
- Что вы произносили?
(Слова).
- Все, что нас окружает,
имеет название, т.е. обозначается словом.
Всему название дано
-
И зверю и
предмету.
Вещей кругом полным -
полно
А безымянных нету
!
И все, что только видит
глаз –
Над нами и под нами
–
И все, что в памяти у
нас,
Означено
словами.
(А.
Шибаев).
2. - Вы любите секреты?
Сегодня мы откроем необычные секреты – секреты
слов.
- Вы отгадали загадку о
пчеле. Какой звук издает пчела? [ж].
- Что она делает, издавая
этот звук? (Жужжит) кто еще может жужжать? (Жук) Какие звуки живут
в этом слове? (Интонационно выделяют звуки: ж-ж-у-у-у-у-к-к). Эти
звуки одинаковые или разные?
Выводы: слова состоят из
разных звуков – это первый секретик слова. Поэтому и говорят:
«Слова звучат». (Они состоят из звуков.)
3. - Как вы думаете, все ли
звуки нужны в словах? (Все). Давайте проверим. Замените в слове
«жук» звук [ж] на звук [л]. Что получилось? (Лук) Объясните
значения слов.
Второй секретик: звуки в
словах нельзя пропускать и заменять, иначе меняется значение
слов.
4. Послушайте, я назову
насекомых. Но в их названиях потерялись звуки: …абочка, кома… Вы
знаете таких насекомых? Какие звуки и куда нужно поставить, чтобы
получилось правильное название насекомых? В азбуке – тетради
наклеить картинки бабочка и комар.
Вывод: у слов есть начало и
конец – это третий секретик.
5. В слове может быть много
звуков, а может быть мало, т.е. слова могут быть длинными и
короткими.
Дидактическое упражнение
«Длинное – короткое».
- Назовите насекомых в
тетради, внимательно вслушиваясь в слова. Если слово длинное,
соедините его с длинной полоской, а если слово короткое – с
короткой.
6. Знакомство и работа со
схемой:
- Под наклейками нарисуйте
столько кружочков, сколько звуков в слове (на каждый звук –
кружочек). Так мы будем обозначать звуки в словах (ведь они идут
один за другим, как бусинки на ниточке).
Физминутка.
Кузнечики,
Поднимайте
плечики,
Прыгайте,
кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок!
Стоп!
Сели – травушку
покушали,
Тишину
послушали.
Выше, выше,
высоко
Прыгай на носках
легко!
III. 1. Дифференцировать
понятия «слово» -
«звук».
- Вы узнали, что звуки мы
будем обозначать кружочками, а слова -
полоской.
- Я буду называть слова и
звуки. Если вы услышали звук, поднимайте кружочек, а если слово –
полоску.
Воспитатель называет слова
и отдельные звуки (не только насекомых и звукоподражательные, но и
другие).
2. Составление рассказа по
сюжетной картинке (подобранной воспитателем) по плану или по
образцу:
- Когда мы можем видеть
насекомых? (Весной, летом, осенью).
- Какое время года на
картинке?
- Кто прилетел на цветущий
луг?
- Как вы узнали, что это
насекомые? (Есть головка, брюшко, четыре прозрачных крылышка, шесть
ножек).
- Что делают бабочки?
(Прыгают с цветка на цветок).
- Кто собирает нектар с
цветов? (Пчелы).
- Что делает кузнечик? (
Прыгает в траве, стрекочет).
- Для чего нужны насекомые?
(Они опыляют растения и являются кормом для
птиц).
IV.
Письмо.
Штриховка.
V.
Итог. – Назовите полезных и
вредных насекомых. Что значит: слова звучат? (Они состоят из
звуков).
Игра «Собери слово». –
Сделайте ладошки «чашечкой». Я буду «бросать» звуки, а вы собирать
из них слова. Звуки нельзя «ронять» и переставлять! Ж.у.к; л.у.к;
м.а.к; д.о.м; с.о.к; д.ы.м: и т.п. Дети закрывают «чашечку» и
подносят ее к уху (слушают слова).