Материалдар / СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Материал туралы қысқаша түсінік
Проблемное обучение, как и любой другой метод преподавания не является универсальным, но оптимальное сочетание его с другими методами на различных этапах изучения физики позволяет получить хороший результат, а, значит и удовлетворение от педагогической деятельности.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Наурыз 2023
283
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 

Педагогика сегодняшнего дня требует от учите­ля-предметника не только высокого профессиона­лизма (в смысле владения физикой), но и высоко­го уровня методической подготовки. Реализация этих требований должна быть единой и нераздель­ной, ведь формирование мотивации учения у на­ших учащихся, их активности сейчас в центре внимания почти всех педагогов. Выпускник, знающий, как достичь цели, умеющий искать и находить нужную информацию для решения тех или иных проблем, использовать разные источники информации, сможет лучше и легче устроиться в жизни, будет востребован на рынке труда.

Исходя из этого, возрастают требования к уро­ку. Он должен, как и прежде, быть направлен на разрешение серьезных проблем научно-теоретиче­ской подготовки учащихся, но и вместе с тем дол­жен приносить ученику радость познания мира, радость от участия в процессе познания.

Поэтому основной задачей своей работы я считаю использование самых эффективных методов обучения, которые способствуют хорошему усвоению знаний, лучшему умственному развитию, обеспечивают повышение творческого внимания и интенсивному развитию способностей учеников.

Немецкий педагог, либеральный политик 18 века Адольф Дистерверг сказал: «Плохой учитель сообщает истину, хороший – учит ее находить». Хочется быть хорошим учителем, поэтому одним из методов активизации познавательной деятельности обучающихся применяю создание проблемной ситуации на уроках физики.  Идея проблемного обучения не нова. Она тесно связана с  развитием познавательной активности и самостоятельности учеников и не раз выдвигалась жизнью.

Создание проблемной ситуации важный и ответственный этап проблемного обучения.  Явно, что для учителя-практика, реализу­ющего теоретические положения проблемного обучения,  работы в плане использования этих методов обучения оказывается достаточно много. Чтобы реализовать на практике проблемно-поисковый метод обучения, действовать нужно  по следующим направлениям:

  1. Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием.

  2. Проблемные задачи, включая задачи с меж­предметным содержанием.

  3. Проблемный эксперимент.

При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно бу­дет протекать в определенных условиях. Как пра­вило, в таких задачах нет числовых данных. Отсут­ствие вычислений позволяет сосредоточить вни­мание учащихся на физической сущности явле­ния. Решение проблемных вопросов способству­ет воспитанию у учащихся внимания, наблюда­тельности и развитию графической грамотности. Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность. Так, например: “Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?” будет проблемным, а вопрос: “Почему тела плавают?” будет информационным, поскольку он требует для ответа лишь знаний.

Если в 7 классе по теме «Сообщающие сосуды» задать проблемный вопрос: «Почему горячий чайник с плиты надо брать аккуратно?» или в 11 классе при изучении темы «Электромагнитные волны» спросить: «Почему мама против того, чтобы ты держал телефон под подушкой во время сна?», то размышления ребят могут быть совершенно далеки от законов и понятий физики, помогающих им подойти к той теме урока, который планировал сформулировать учитель.

Неправильно считать, что проблемное обучение начинается с постановки учебной проблемы. Теоретической основой этой технологии являются закономерности творческой познавательной деятельности, в соответствии с которыми обучение должно начинаться с организации проблемных ситуаций, а не с формулировки учебных проблем.

«Движение молекул. Диффузия»

Проблемные вопросы.

1. Зачем оставляют зазоры между рельсами? Жизненный факт, нуждающийся в обосновании.

2. Какой водой – теплой или холодной – лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его действие? Почему? (Теплой, так как ее молекулы движутся быстрее и диффузия ускоряется.)

3.На каком физическом явлении основано при­менение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных форм? (На явлении диффузии через кожу.) А эти вопросы связаны с медициной.

«Взаимодействие тел. Инерция»

Проблемный вопрос. 1. Почему нельзя перебегать дорогу перед едущей машиной?

2. В тропических зонах Ат­лантического и Индийского океанов часто наблю­дают полет так называемых летучих рыб, которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают из  воды и при благоприятном ветре совершают плани­рующий полет, пролетая расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м. Как рыбе удается это сделать? (Рыба поднимается в воздух благодаря быстрым и сильным колебаниям хвостового плавника. Вначале рыба движется вдоль по поверхности воды, затем сильный удар хвоста поднимает ее в воздух, распла­станные длинные грудные плавники поддерживают тело рыбы наподобие планера. Рыбы движутся по инерции.)

«Простые механизмы»

Проблемный вопрос. Подумайте об устройство своего организма. Вы непременно обнаружите в нем «простые механизмы». Подумайте, каким из них подобны зубы и когти животного. Где находятся рычаги?

(В скелете человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Нижняя челюсть, череп (точка опоры первый позвонок, фаланги пальцев. «Колющие орудия» многих животных когти, зубы по форме напоминают клин, видоизмененная наклонная плоскость.)

Такие примеры показывают ученикам важность материала, который они изучают, а также то, что действия физических законов проявляются иногда в совершенно неожиданных ситуациях и нужно быть готовым самостоятельно применить свои знания, чтобы объяснить загадочное поначалу яв­ление.

Проблемная занимательная задача. На тело че­ловека, площадь поверхности которого при массе 60 кг и росте 160 см примерно равна 1,6 м², дейст­вует сила 160000 Н, обусловленная атмосферным давлением. Каким же образом выдерживает орга­низм такие огромные нагрузки?

Проблемная занимательная задача. На тело че­ловека, площадь поверхности которого при массе 60 кг и росте 160 см примерно равна 1,6 м², дейст­вует сила 160000 Н, обусловленная атмосферным давлением. Каким же образом выдерживает орга­низм такие огромные нагрузки?

3.   Проблемный эксперимент.

Проблемный эксперимент.

 1. Кусок мыла разре­жем, окунем срезом в воду, стряхнем и сильно прижмем к дну мелкой фарфоровой тарелки. Дер­жа за мыло, поднимаем тарелку над поверхностью стола. Почему тарелка не падает? (Возникает сила притяжения между мылом и поверх­ностью тарелки — сила притяжения между молеку­лами.)

2. На поролоновую губку поместим гирю. Сна­чала гиря сжимает губку, а затем останавливается, сжатие прекращается. Почему? (При большом сжатии или сближении молекулы они отталкиваются друг от друга.)

Проблемный эксперимент. Известно, что авто­ручка «отказывается» писать на вертикальной пло­скости. Проверьте это на опыте и объясните, по­чему так происходит. (Под действием притяжения Земли возникает зазор между пастой и пишущим шариком ручки.)

Проблемный вопрос-задача. Воду с давних времен считали даровым богатством, благом природы. Наши предки, поселяясь на бе­регах полноводных рек, чистых озер, не ощущали трудностей ни с ее доставкой, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к тому, что доставка и очистка воды ста­ли крупной проблемой, требующей больших за­трат. Вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Выслу­шав ответы, учитель сообщает, что запасы пресной воды в стране есть, но вместе с тем и расходы ее зна­чительны, особенно в сельском хозяйстве и про­мышленности. Предлагает учащимся высказать свои соображения по экономии пресной воды, приведя при этом ряд примеров, связанных с не­разумным расходованием воды в быту. Например, если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет прибли­зительно 60 л. Предлагается проблемная за­дача: пользуясь секундомером и стаканом (объем стакана 0,25 л), определить утечку воды за сут­ки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку. (В результате решения получается: ста­кан наполнится водой примерно за 40 с, за сутки произойдет потеря примерно 540 л воды.)

А девятиклассникам можно предложить «поэкономить» электроэнергию и посчитать всё это в денежном эквиваленте. Интерес к предмету у ребят возра­стает, когда урок строится на основе сочетания занимательности с серьезной поисковой работой.


Заключение

Чтобы успешно жить, необходимо постоянно познавать и активно действовать. Познание окружающей школьника среды – основа жизни как настоящей, так и последующей. Именно по характеру взаимоотношений учащихся с людьми, природой и техникой можно сделать вывод об уровне физического образования человека, о его компетентности.

Систематическое применение и использование элементов проблемного обучения во всех видах учебной деятельности позволяет повышать уровень учебной мотивации обучающихся.

Проблемное обучение, как и любой другой метод преподавания не является универсальным, но оптимальное сочетание его с другими методами на различных этапах изучения физики позволяет получить хороший результат, а, значит и удовлетворение от педагогической деятельности.

И закончить мне хотелось бы словами извест­ного немецкого педагога А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собствен­ной деятельностью, собственными силами, собст­венным напряжением».

 

Литература:

  1. Кирюкова В.И. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся// Физика, №20.- 2006.

  2. Малафеев Р. И. «Проблемное обучение физике в средней школе».- М.: Просвещение, 1980

  3. Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.

  4. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.

  5. Михалева, Н. А. Приемы создания проблемных ситуаций для формирования универсальных учебных действий на уроках физики / Н. А. Михалева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!