СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ
СИТУАЦИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Педагогика сегодняшнего дня требует от
учителя-предметника не только высокого
профессионализма (в смысле владения физикой), но и
высокого уровня
методической подготовки. Реализация этих
требований должна быть единой и
нераздельной, ведь формирование мотивации учения у
наших учащихся,
их активности – сейчас
в центре внимания почти всех педагогов. Выпускник, знающий, как достичь цели,
умеющий искать и находить нужную информацию для решения тех или
иных проблем, использовать разные источники информации, сможет
лучше и легче устроиться в жизни, будет востребован на рынке
труда.
Исходя
из этого, возрастают требования к
уроку. Он
должен, как и прежде, быть направлен
на разрешение серьезных проблем
научно-теоретической подготовки учащихся, но и вместе с
тем должен приносить ученику радость познания
мира, радость от участия в процессе
познания.
Поэтому
основной задачей своей работы я считаю использование самых
эффективных методов обучения, которые способствуют хорошему
усвоению знаний, лучшему умственному развитию, обеспечивают
повышение творческого внимания и интенсивному развитию способностей
учеников.
Немецкий педагог, либеральный политик 18 века
Адольф Дистерверг сказал: «Плохой учитель сообщает истину, хороший
– учит ее находить». Хочется быть хорошим
учителем, поэтому одним из методов активизации познавательной
деятельности обучающихся применяю создание проблемной ситуации на
уроках физики. Идея проблемного обучения не нова.
Она тесно связана с развитием познавательной активности и
самостоятельности учеников и не раз выдвигалась
жизнью.
Создание проблемной ситуации
– важный и ответственный этап проблемного
обучения. Явно, что для учителя-практика,
реализующего теоретические положения проблемного
обучения, работы в плане
использования этих методов обучения оказывается достаточно
много. Чтобы реализовать на практике проблемно-поисковый метод
обучения, действовать нужно по
следующим направлениям:
-
Проблемные
вопросы, включая вопросы с межпредметным
содержанием.
-
Проблемные задачи,
включая задачи с межпредметным
содержанием.
-
Проблемный
эксперимент.
При
решении проблемных
вопросов требуется (без
выполнения расчетов) объяснить то или
иное физическое явление или предсказать, как
оно будет
протекать в определенных условиях. Как
правило, в
таких задачах нет числовых данных.
Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить
внимание
учащихся на физической сущности
явления. Решение проблемных вопросов
способствует
воспитанию у учащихся внимания,
наблюдательности
и развитию графической
грамотности. Для
успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную
трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать
чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и
неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков.
Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и
вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать,
анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность.
Так, например: “Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое
судно плавает?” будет проблемным, а вопрос: “Почему тела плавают?”
будет информационным, поскольку он требует для ответа лишь
знаний.
Если в 7 классе по теме
«Сообщающие сосуды» задать проблемный вопрос:
«Почему горячий чайник с плиты надо брать аккуратно?» или в 11
классе при изучении темы «Электромагнитные волны»
спросить: «Почему мама
против того, чтобы ты держал телефон под подушкой во время сна?»,
то размышления ребят могут быть совершенно далеки от законов и
понятий физики, помогающих им подойти к той теме урока, который
планировал сформулировать
учитель.
Неправильно считать, что
проблемное обучение начинается с постановки учебной проблемы.
Теоретической основой этой технологии являются закономерности
творческой познавательной деятельности, в соответствии с которыми
обучение должно начинаться с организации проблемных ситуаций, а не
с формулировки учебных проблем.
«Движение молекул.
Диффузия»
Проблемные
вопросы.
1.
Зачем оставляют зазоры между рельсами? Жизненный факт, нуждающийся
в обосновании.
2.
Какой водой – теплой или холодной – лучше запивать лекарство,
чтобы ускорить его действие?
Почему? (Теплой, так как ее молекулы движутся
быстрее и диффузия
ускоряется.)
3.На каком физическом явлении основано
применение в терапии мазей, йода и других
наружных лекарственных
форм? (На явлении диффузии через кожу.) А эти
вопросы связаны с медициной.
«Взаимодействие тел. Инерция»
Проблемный
вопрос. 1. Почему нельзя перебегать дорогу
перед едущей машиной?
2. В
тропических зонах Атлантического и Индийского океанов часто
наблюдают полет так
называемых летучих рыб,
которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают
из воды и
при благоприятном ветре совершают планирующий полет, пролетая
расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м. Как рыбе удается это
сделать? (Рыба поднимается в воздух благодаря
быстрым и сильным колебаниям
хвостового плавника.
Вначале рыба движется вдоль по поверхности воды,
затем сильный удар хвоста поднимает ее в воздух,
распластанные длинные грудные плавники
поддерживают тело рыбы наподобие планера. Рыбы движутся
по инерции.)
«Простые
механизмы»
Проблемный
вопрос. Подумайте об
устройство своего организма. Вы непременно обнаружите
в нем «простые механизмы». Подумайте, каким
из них подобны зубы и когти животного. Где
находятся рычаги?
(В
скелете человека все кости, имеющие
некоторую свободу движения, являются рычагами.
Нижняя челюсть, череп
(точка опоры – первый
позвонок, фаланги пальцев. «Колющие орудия» многих
животных – когти,
зубы – по
форме напоминают клин, – видоизмененная наклонная
плоскость.)
Такие
примеры показывают ученикам
важность материала, который они изучают, а также
то, что действия физических законов проявляются
иногда в совершенно неожиданных ситуациях и
нужно быть готовым самостоятельно применить
свои знания, чтобы объяснить загадочное
поначалу явление.
Проблемная
занимательная задача. На тело человека, площадь поверхности
которого при массе 60 кг и росте 160 см
примерно равна 1,6 м², действует сила 160000 Н, обусловленная
атмосферным давлением. Каким же образом выдерживает
организм
такие огромные
нагрузки?
Проблемная
занимательная задача. На тело человека, площадь поверхности
которого при массе 60 кг и росте 160 см
примерно равна 1,6 м², действует сила 160000 Н, обусловленная
атмосферным давлением. Каким же образом выдерживает
организм
такие огромные
нагрузки?
3. Проблемный
эксперимент.
Проблемный
эксперимент.
1. Кусок мыла
разрежем, окунем срезом в воду, стряхнем и
сильно прижмем к дну мелкой фарфоровой тарелки.
Держа за мыло, поднимаем тарелку над
поверхностью стола. Почему
тарелка не падает? (Возникает сила притяжения между мылом и
поверхностью
тарелки — сила притяжения между молекулами.)
2. На
поролоновую губку поместим гирю. Сначала
гиря сжимает губку, а затем
останавливается, сжатие
прекращается. Почему? (При большом сжатии или сближении молекулы
они отталкиваются друг от
друга.)
Проблемный
эксперимент. Известно, что
авторучка
«отказывается» писать на вертикальной
плоскости.
Проверьте это на опыте и объясните,
почему так
происходит. (Под
действием притяжения Земли возникает
зазор между
пастой и пишущим шариком
ручки.)
Проблемный
вопрос-задача. Воду с
давних времен считали даровым
богатством, благом
природы. Наши предки, поселяясь на берегах
полноводных рек, чистых озер, не
ощущали трудностей ни
с ее доставкой, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие
производства привели к тому, что доставка и очистка
воды стали крупной
проблемой, требующей больших затрат. Вопрос:
«Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?»
Выслушав ответы,
учитель
сообщает, что
запасы пресной воды в стране есть, но вместе с тем и расходы
ее значительны,
особенно в сельском хозяйстве и промышленности.
Предлагает учащимся
высказать свои соображения по экономии пресной
воды, приведя при этом ряд примеров, связанных с
неразумным расходованием воды в быту.
Например, если из неисправного водопроводного крана
вода только лишь капает, то за сутки ее утечет
приблизительно 60
л. Предлагается проблемная задача:
пользуясь секундомером и стаканом
(объем стакана – 0,25
л), определить утечку воды за сутки,
если она из крана тянется струйкой
толщиной в спичку. (В результате решения
получается: стакан
наполнится водой примерно за 40 с, за сутки произойдет потеря
примерно 540 л воды.)
А
девятиклассникам можно предложить «поэкономить» электроэнергию и
посчитать всё это в денежном эквиваленте. Интерес
к предмету у ребят возрастает, когда урок строится на основе
сочетания занимательности с серьезной поисковой
работой.
Заключение
Чтобы успешно жить, необходимо постоянно
познавать и активно действовать. Познание окружающей школьника
среды – основа жизни как настоящей, так и последующей. Именно по
характеру взаимоотношений учащихся с людьми, природой и техникой
можно сделать вывод об уровне физического образования человека, о
его компетентности.
Систематическое применение и использование
элементов проблемного обучения во всех видах учебной деятельности
позволяет повышать уровень учебной мотивации
обучающихся.
Проблемное обучение, как и любой другой метод
преподавания не является универсальным, но оптимальное
сочетание его с другими методами на различных этапах изучения
физики позволяет получить хороший результат, а, значит и
удовлетворение от педагогической деятельности.
И
закончить мне хотелось бы словами
известного
немецкого педагога А. Дистервега:
«Развитие и
образование ни одному человеку не могут
быть даны или
сообщены. Всякий, кто желает к
ним приобщиться, должен достигнуть этого
собственной деятельностью, собственными силами,
собственным
напряжением».
Литература:
-
Кирюкова В.И. Проблемное обучение как метод
активизации познавательной деятельности учащихся// Физика, №20.-
2006.
-
Малафеев Р. И. «Проблемное обучение физике в
средней школе».- М.: Просвещение, 1980
-
Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и
обучении.- М.: Педагогика, 1972.
-
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в
школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение,
1977.
-
Михалева, Н. А. Приемы создания проблемных
ситуаций для формирования универсальных учебных действий на уроках
физики / Н. А. Михалева. — Текст : непосредственный // Актуальные
вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф.
(г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015.