Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Педагогика сегодняшнего дня требует от учителя-предметника не только высокого профессионализма (в смысле владения физикой), но и высокого уровня методической подготовки. Реализация этих требований должна быть единой и нераздельной, ведь формирование мотивации учения у наших учащихся, их активности – сейчас в центре внимания почти всех педагогов. Выпускник, знающий, как достичь цели, умеющий искать и находить нужную информацию для решения тех или иных проблем, использовать разные источники информации, сможет лучше и легче устроиться в жизни, будет востребован на рынке труда.
Исходя из этого, возрастают требования к уроку. Он должен, как и прежде, быть направлен на разрешение серьезных проблем научно-теоретической подготовки учащихся, но и вместе с тем должен приносить ученику радость познания мира, радость от участия в процессе познания.
Поэтому основной задачей своей работы я считаю использование самых эффективных методов обучения, которые способствуют хорошему усвоению знаний, лучшему умственному развитию, обеспечивают повышение творческого внимания и интенсивному развитию способностей учеников.
Немецкий педагог, либеральный политик 18 века Адольф Дистерверг сказал: «Плохой учитель сообщает истину, хороший – учит ее находить». Хочется быть хорошим учителем, поэтому одним из методов активизации познавательной деятельности обучающихся применяю создание проблемной ситуации на уроках физики. Идея проблемного обучения не нова. Она тесно связана с развитием познавательной активности и самостоятельности учеников и не раз выдвигалась жизнью.
Создание проблемной ситуации – важный и ответственный этап проблемного обучения. Явно, что для учителя-практика, реализующего теоретические положения проблемного обучения, работы в плане использования этих методов обучения оказывается достаточно много. Чтобы реализовать на практике проблемно-поисковый метод обучения, действовать нужно по следующим направлениям:
-
Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием.
-
Проблемные задачи, включая задачи с межпредметным содержанием.
-
Проблемный эксперимент.
При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. Как правило, в таких задачах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности. Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность. Так, например: “Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?” будет проблемным, а вопрос: “Почему тела плавают?” будет информационным, поскольку он требует для ответа лишь знаний.
Если в 7 классе по теме «Сообщающие сосуды» задать проблемный вопрос: «Почему горячий чайник с плиты надо брать аккуратно?» или в 11 классе при изучении темы «Электромагнитные волны» спросить: «Почему мама против того, чтобы ты держал телефон под подушкой во время сна?», то размышления ребят могут быть совершенно далеки от законов и понятий физики, помогающих им подойти к той теме урока, который планировал сформулировать учитель.
Неправильно считать, что проблемное обучение начинается с постановки учебной проблемы. Теоретической основой этой технологии являются закономерности творческой познавательной деятельности, в соответствии с которыми обучение должно начинаться с организации проблемных ситуаций, а не с формулировки учебных проблем.
«Движение молекул. Диффузия»
Проблемные вопросы.
1. Зачем оставляют зазоры между рельсами? Жизненный факт, нуждающийся в обосновании.
2. Какой водой – теплой или холодной – лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его действие? Почему? (Теплой, так как ее молекулы движутся быстрее и диффузия ускоряется.)
3.На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных форм? (На явлении диффузии через кожу.) А эти вопросы связаны с медициной.
«Взаимодействие тел. Инерция»
Проблемный вопрос. 1. Почему нельзя перебегать дорогу перед едущей машиной?
2. В тропических зонах Атлантического и Индийского океанов часто наблюдают полет так называемых летучих рыб, которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают из воды и при благоприятном ветре совершают планирующий полет, пролетая расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м. Как рыбе удается это сделать? (Рыба поднимается в воздух благодаря быстрым и сильным колебаниям хвостового плавника. Вначале рыба движется вдоль по поверхности воды, затем сильный удар хвоста поднимает ее в воздух, распластанные длинные грудные плавники поддерживают тело рыбы наподобие планера. Рыбы движутся по инерции.)
«Простые механизмы»
Проблемный вопрос. Подумайте об устройство своего организма. Вы непременно обнаружите в нем «простые механизмы». Подумайте, каким из них подобны зубы и когти животного. Где находятся рычаги?
(В скелете человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Нижняя челюсть, череп (точка опоры – первый позвонок, фаланги пальцев. «Колющие орудия» многих животных – когти, зубы – по форме напоминают клин, – видоизмененная наклонная плоскость.)
Такие примеры показывают ученикам важность материала, который они изучают, а также то, что действия физических законов проявляются иногда в совершенно неожиданных ситуациях и нужно быть готовым самостоятельно применить свои знания, чтобы объяснить загадочное поначалу явление.
Проблемная занимательная задача. На тело человека, площадь поверхности которого при массе 60 кг и росте 160 см примерно равна 1,6 м², действует сила 160000 Н, обусловленная атмосферным давлением. Каким же образом выдерживает организм такие огромные нагрузки?
Проблемная занимательная задача. На тело человека, площадь поверхности которого при массе 60 кг и росте 160 см примерно равна 1,6 м², действует сила 160000 Н, обусловленная атмосферным давлением. Каким же образом выдерживает организм такие огромные нагрузки?
3. Проблемный эксперимент.
Проблемный эксперимент.
1. Кусок мыла разрежем, окунем срезом в воду, стряхнем и сильно прижмем к дну мелкой фарфоровой тарелки. Держа за мыло, поднимаем тарелку над поверхностью стола. Почему тарелка не падает? (Возникает сила притяжения между мылом и поверхностью тарелки — сила притяжения между молекулами.)
2. На поролоновую губку поместим гирю. Сначала гиря сжимает губку, а затем останавливается, сжатие прекращается. Почему? (При большом сжатии или сближении молекулы они отталкиваются друг от друга.)
Проблемный эксперимент. Известно, что авторучка «отказывается» писать на вертикальной плоскости. Проверьте это на опыте и объясните, почему так происходит. (Под действием притяжения Земли возникает зазор между пастой и пишущим шариком ручки.)
Проблемный вопрос-задача. Воду с давних времен считали даровым богатством, благом природы. Наши предки, поселяясь на берегах полноводных рек, чистых озер, не ощущали трудностей ни с ее доставкой, ни с очисткой. Со временем рост городов, развитие производства привели к тому, что доставка и очистка воды стали крупной проблемой, требующей больших затрат. Вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?» Выслушав ответы, учитель сообщает, что запасы пресной воды в стране есть, но вместе с тем и расходы ее значительны, особенно в сельском хозяйстве и промышленности. Предлагает учащимся высказать свои соображения по экономии пресной воды, приведя при этом ряд примеров, связанных с неразумным расходованием воды в быту. Например, если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет приблизительно 60 л. Предлагается проблемная задача: пользуясь секундомером и стаканом (объем стакана – 0,25 л), определить утечку воды за сутки, если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку. (В результате решения получается: стакан наполнится водой примерно за 40 с, за сутки произойдет потеря примерно 540 л воды.)
А девятиклассникам можно предложить «поэкономить» электроэнергию и посчитать всё это в денежном эквиваленте. Интерес к предмету у ребят возрастает, когда урок строится на основе сочетания занимательности с серьезной поисковой работой.
Заключение
Чтобы успешно жить, необходимо постоянно познавать и активно действовать. Познание окружающей школьника среды – основа жизни как настоящей, так и последующей. Именно по характеру взаимоотношений учащихся с людьми, природой и техникой можно сделать вывод об уровне физического образования человека, о его компетентности.
Систематическое применение и использование элементов проблемного обучения во всех видах учебной деятельности позволяет повышать уровень учебной мотивации обучающихся.
Проблемное обучение, как и любой другой метод преподавания не является универсальным, но оптимальное сочетание его с другими методами на различных этапах изучения физики позволяет получить хороший результат, а, значит и удовлетворение от педагогической деятельности.
И закончить мне хотелось бы словами известного немецкого педагога А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Литература:
-
Кирюкова В.И. Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся// Физика, №20.- 2006.
-
Малафеев Р. И. «Проблемное обучение физике в средней школе».- М.: Просвещение, 1980
-
Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.
-
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.
-
Михалева, Н. А. Приемы создания проблемных ситуаций для формирования универсальных учебных действий на уроках физики / Н. А. Михалева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015.