Специфика работы с детьми с ООП на уроках
английского языка
Учитель английского языка Аханаева
А.К.
КГУ
Средняя школа № 26 г. Актобе
Almira-yerzh@mail.ru
Содержание предмета английский язык в классах для
детей с ОВЗ включает, главным образом, учебную информацию о двух
аспектах языка: аудирование и говорение, которые составляют основу
формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением
четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по
всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны порождать и
развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе
совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот
же набор операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к
тексту (чтение и письмо) или от текста к обучаемому (аудирование и
говорение).
Следовательно, в процессе обучения иностранному
языку на начальном этапе коррекционно - развивающего обучения
необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки
адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем
продуктивного и рецептивного лексического минимума. Втискивая в
голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель
подчас не дает учащимся возможности даже приблизиться к источнику
мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии творчества.
Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко
превращается как бы в « запоминающее устройство». Так не должно
быть. Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире
игры, сказки, музыки, фантазии и
творчества.
Учитывая психофизиологические особенности детей с
ОВЗ придерживаюсь следующих методических
принципов:
1.
Обеспечение подвижной деятельности детей.
2.
Частая смена деятельности.
3.
Погружение в языковую среду.
4.
Многократное аудирование вводимых
структур.
5.
Преемственность и постоянное повторение
материала.
6.
Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие
его творческих способностей.
Обучение английскому алфавиту и звуков проводится
в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к
чтению.
Работа с текстом – это наиболее простой и, в то
же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в
классах для детей с ОВЗ. Во главу угла данного вида деятельности
выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике
преподавания английского языка различают несколько видов чтения.
Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно
использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным
охватом содержания.
Работа с текстом традиционно начинается с ввода
новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов
сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же
различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также
производится при помощи различных заданий:
-
повторить за диктором слова в звукозаписи,
расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово
(unscramble the word),
-
нахождение новых слов в змейке (word
snake),
-
вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в
предложение (fill in the word),
-
игры «снежный ком» (snowball), «рыбак»
(fisher).
Максимальная повторяемость материала является
принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом
тексте содержится приблизительно десять - пятнадцать процентов
новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в
различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях,
составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в
качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым
учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с
текстом.
Преимущественно, работа с текстом делится на три
фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while -
reading), послетекстовый этап (post -
reading).
До
– текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие
задания:
Как
показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло,
делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью
оправдывает себя на дальнейших этапах.
Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст
озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение
за учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое
повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого
блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с
понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим
постукиванием.
Таким образом, при многократном чтении и
повторении производится непроизвольное запоминание материала,
эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе
второго этапа необходимо давать детям несколько минут для
повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения
можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную
усталость и повысить эмоциональный тонус
обучающихся.
Послетекстовый этап включает в себя задания
следующего плана:
-
соотнесение идеи и абзаца
(matching),
-
заполнение всевозможных таблиц (fill in the
table),
-
тестовые задания с множественным выбором
(multiple choice),
-
определение верного высказывания (true or
false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с
текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается
психо – эмоциональный барьер перед неизвестным
материалом.
Упражнения для развития умений и навыков
коррекционного обучения.
1. Слушание и выполнение распоряжений
преподавателя
Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе
window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет
действие.
2. Повторение фразы или
предложения
Преподаватель произносит фразу, учащийся должен
четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white
house.
3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с
включением новизны.
Kate has a cat. Kate has a cat
and a car and a hare.
4. Преобразование без
подстановки
Тренируется вопросительная
форма.
Стимул. I study in the
morning.
Реакция.
Dо уоu study in the
morning?
Тренируется образование третьего лица,
единственного числа Ргеsеnt Indefinite.
Стимул. I study in the
morning.
Реакция. Не studies in the
morning.
Иногда упомянутым упражнениям придается форма
разговора.
Стимул. The
students аге busy.
Реакция. Аге the students
busy? Yеs, they are.
5 Устная подстановка наряду с какими –либо
изменениями
Например с изменением формы слова. Тренируется
образование множественного числа имен
существительных
Учитель. The boys are
coming. (слова girls, children
подставляются)
Ученики повторяют. The boys are
coming.
Такие коррекционные занятия вырабатывает у
учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы.
Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка
речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к
торможению и для этого нужно часто проводить смену видов
деятельности
Коррекционное обучение – это процесс
активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате
систематически повторяющейся отработки учебного материала и
усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к
выбору методов работы можно достичь определённых положительных
успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный
язык.
Литература
-
Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического
развития
-
Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с
коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия»,
2003г.
-
Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой
психического развития», Санкт-Петербург, «Речь»,
2004г.
-
«Коррекционная педагогика в начальном
образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия»,
2003г.
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом
развитии ребенка. Вопросы
психологии.-1966г.-№6.-с.75.
-
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской
игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983г.
Т-1-с.306.
-
Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в
коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов
н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
-
Боровик В.Г. Об организации инклюзивного
образования в условиях совершенствования образовательного
законодательства / В.Г. Боровик; В.Г.Боровик // Администратор
образования (ОвД). - 2013. - №: 7. - C.
55-61.
-
Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г.Буторина //
Воспитание школьников. - 2010. - №: 7. - C. 40-44. 7. Быков
Д.А.
-
Кузнецов В.А. Использование
информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья / В.А.Кузнецов //
Педагогическая информатика. - 2006. - №: 1. - C.
18-22.
-
Левитская А.А. О создании условий для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами : письмо №АФ-150/06 от 18.04.2008 / А.А.Левитская
// Справочник руководителя ОУ. - 2013. - №: 8. - C.
102-111.
-
Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения
детей с проблемами / Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий,
2005. - 140 с. - (Энциклопедия образовательных
технологий)