Материалдар / Статья . Обобщение педагогического опыта. Тема. ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ.

Статья . Обобщение педагогического опыта. Тема. ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ.

Материал туралы қысқаша түсінік
Статья . Обобщение педагогического опыта. Тема. ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ. В данной статье я делюсь опытом своей работы с одаренными детьми. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Мамыр 2024
84
0 рет жүктелген
405 ₸ 450 ₸
Бүгін алсаңыз 10% жеңілдік
беріледі
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Шегенова М.К., учитель географии, истории.

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының

«Сарыкөл ауданы білім бөлімінің Тимирязев жалпы

білім беретін мектебі» КММ

КГУ «Тимирязевская общеобразовательная школа

отдела образования Сарыкольского района»

Управления образования акимата

Костанайской области



ТЕМА: ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ.


«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Сократ.


Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. В наше время педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное обучение. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.

Работая в малокомплектной школе, учитель создаёт условия для овладения знаниями учеником в урочной и неурочной деятельности. Большую эффективность имеет проектная технология. Проектная технология обеспечивает личностно-ориентированное обучение - это способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью; предполагает выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на уроке; основана на цикличной организации учебного процесса.

Проектную технологию я применяю, как при изучении новой темы, так и при закреплении изученного материала. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защите проекта по определенной теме. Я помогаю ученикам в поиске источников, поощряю, координирую и корректирую весь процесс, поддерживаю непрерывную обратную связь.

В географии многие темы можно рассматривать через проектную деятельность. Так, при изучении природных зон Казахстана, ученики самостоятельно подготовили интересные проекты, создали собственные видеоролики, знакомя одноклассников с животным и растительным миром материка. Мини - проекты на уроке дают возможность глубоко окунуться в изучаемую тему. В 8 классе при рассмотрении темы «Демографическая политика», ученики в мини проектах к уроку изучили глубину проводимой демографической политики таких стран, как ФРГ, КНР и Казахстан. Вооружившись и обменявшись на уроке знаниями, ученики самостоятельно создали свой проект демографических преобразований в стране, рассмотрев проблему в разрезе. Проектная технология дает возможность ученику погрузиться и осознать изучаемую проблему от постановки проблемного вопроса до вывода. При изучении темы и подготовке проектов к уроку, ученики тесно взаимодействуют в группе, распределяют роли, что даёт возможность наладить коммуникацию между детьми, хотя в малокомплектных школах ученики находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Создание больших и глубоких проектов к уроку даёт возможность проводить урок - конференцию, урок - круглый стол и приглашать детей из других классов к участию и дискуссии на уроке. В таких случаях приглашаются ученики старших классов, так как у них уже сложились знания по теме и это даёт стимул готовящим проект ученикам знать рассматриваемую тематику глубже, чтобы достойно участвовать в дискуссии после защиты проекта. Эта технология обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов.

От краткосрочных мини-проектов мотивированные ученики постепенно переходят к долгосрочным проектам. В нашей школе работа по данной технологии началась ещё в 2004-2005 учебном году, и это был первый опыт. На первом районном конкурсе научных работ ученики 10 класса представили научно - исследовательский проект «Демографическая ситуация поселка Тимирязево на 2004-2005 год». Ученики анализировали состав населения посёлка по всем демографическим показателям. Это очень заинтересовало детей, они для себя и для других учащихся школы открыли демографические процессы, проходившие в реальное время в родном селе. Данный проект был удостоен второго места на районном этапе конкурса. Ежегодно с мотивированными учениками мы готовим долгосрочные проекты. Выбор темы - это та проблема, которая возникает перед учениками в самом начале работы над проектом. Работа над проектами ведётся как с учащимися основной, так и старшей школы. Процесс обучения проектной технологии идёт непрерывно, так как поколение учеников сменяемо. Учащиеся основной школы переходят в старшее звено уже подготовленные к работе в проектной технологии, это помогает им в школьной жизни и в самосовершенствовании. Умение ставить проблему и искать пути её решения - это процессы высокого порядка, которые развивают такие компетентности как: умение решать проблемы, использовать собственный опыт, заниматься самообразованием, работать с различными базами данных, документацией, добывать информацию; иметь собственное мнение, понимать позицию других людей, оценивать жизненную ситуацию;
определять рациональное потребление, оценивать поступки, вредные привычки; сотрудничать с одноклассниками и взрослыми, принимать решения, уметь прийти к общему мнению, работать в группах, уметь организовать свою работу, нести ответственность за поступки, устоять перед трудностями [2, 115].

За время работы по проектной технологии ученики под руководством педагога подготовили и защитили множество работ на школьном, районном и областном уровне, где становились неоднократными призёрами. Тематика работ различная.

В 2011-2012 учебном году состоялась защита проекта «Этнотолерантная общность посёлка Тимирязево», на районном уровне занявшая 3 место. В проекте ученики 8-х классов исследовали этническую общность нашего посёлка, а также взаимоотношения между этническими группами.

В 2012-2013 учебном году состоялась защита проекта «Социальный портрет современного школьника Тимирязевской средней школы», на районном уровне занявший 2 место. Ученики 9 - 10 класса в процессе работы над проектом ответили на вопрос: Кто он - современный школьник? Объектом исследования служили учащиеся 8 - 11 классов. Исследователи провели ряд социологических опросов, анкетирование, сделали выводы и выделили проблемы, которые есть у современных школьников.

В 2013-2014 учебном году состоялась защита проекта «Социальный портрет современного выпускника Тимирязевской средней школы», на районном уровне занявшая 2 место. Проведя своё исследование, ученики ответили на вопрос: Кто он – современный выпускник Тимирязевской средней школы? Проведя данное исследование, ученики подтвердили гипотезу: выпускники Тимирязевской средней школы представляют положительный портрет современной казахстанской молодёжи и будут достойной сменой старшему поколению страны.

В 2014-2015 учебном году мы приняли участие в конкурсе научных проектов «Школьная весна» с проектом «Погода и самочувствие». Над проектом работала ученица 7 класса, которая свою профессию связывала с медициной. Она с огромным интересом исследовала влияние погоды на самочувствие людей разных возрастных групп.

В 2015 – 2016 учебном году на школьный и районный уровень был представлен научный проект «Даже у листа бумаги есть и лицевая, и оборотная сторона». Данный проект в районном конкурсе занял 1 место, а в ноябре 2017 года на областном уровне в конкурсе научных проектов «Зерде» – 3 место. Ученица 6 класса работала над решением проблемы бережного отношения к лесным ресурсам и вторичной переработки бумаги.

В 2016-2017 учебном году с ученицей 7 класса был подготовлен исследовательский проект «Клад под ногами», где рассмотрели значение и применение глины в нашем регионе.

В 2017-2018 учебном году в рамках программы «Рухани жангыру» ученики 8- класса работали над долгосрочным проектом «Социально – экономическое развитие совхоза имени К.А. Тимирязева в 70-е годы XX века». Погружение в историю развития и становления совхоза, дало возможность увидеть пласт истории родного края, оценить социально - экономические преобразования советского периода. Проект занял призовое место на районом этапе областного конкурса защиты научных проектов школьников и был выдвинут на областной уровень. В ноябре 2018 года прошла защита на областном этапе республиканского конкурса научных проектов школьников. Ученики поделились результатами своего исследования с одарёнными учениками всей области. Такой опыт бесценен для сельских детей, так как даёт им возможность самореализации и утверждения на новом уровне.

В 2020-2021 учебном году в рамках программы «Рухани жангыру» ученица 9 класса работала над проектом «Влияние репрессивной политики Советского Союза на формирование казахстанского менталитета». Успешно защитила его на районном уровне.

2021-2022 учебном году ученица 10 класса на школьном уровне представила проект «Школьная энциклопедия «Выдающиеся выпускники школ Тимирязевского сельского округа»». Большое внимание через наши проекты мы уделяем краеведческой работе.

Занимаясь на протяжении нескольких лет проектной деятельностью с учащимися, я вижу, что она даёт хороший эффект в формировании как предметных компетенций учащихся, так и умении учиться. Учащиеся поступают в ВУЗы более подготовленными к самостоятельной исследовательской деятельности, некоторые из них продолжают исследования, уже будучи студентами.

Проектное обучение активизирует истинное обучение учеников, т.к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Внеурочная деятельность – одно из важных средств развития творческой активности учащихся. Внеурочная деятельность должна отвечать следующим основным требованиям: она должна проводиться регулярно и целенаправленно, быть органически связанной с учебной работой, основываться на владении навыками и умениями, полученными учащимися на уроках, развивать их. Целью данных мероприятий является расширение общего кругозора учащихся и привитие интереса к предмету. Материал, используемый на внеурочных занятиях, должен быть интересным, познавательным, развивающим, воспитывающим. Учитель должен умело сочетать индивидуальные, групповые и массовые формы внеурочной деятельности.

Моя внеурочная деятельность связана с подготовкой детей к олимпиадам, конкурсам и другим внеурочным мероприятиям. Для этого в начале года мной составляется план работы с одарёнными детьми. Несколько дней в неделю я посвящаю работе с данной группой детей и выпускникам, которые готовятся к ЕНТ. Назову наиболее значимые конкурсы и олимпиады в которых участвуют наши ученики. Олимпиады: Республиканская олимпиада для учащихся 5-6 классов, Республиканская юниорская олимпиада для учащихся 7-8 классов, Республиканская олимпиада по общеобразовательным предметам для учащихся 9-11 классов, Олимпиада IQanat, Турнир имени М. В. Ломоносова, Олимпиада Тарих Ата, Мың бала. Дистанционная олимпиада по географии 7-10 класс. ЦИР «Росток», Казахстанские Интернет Олимпиады.

Конкурсы: «Моя Малая Родина», областной конкурс по краеведению, приуроченный к Международному дню Памятников и Исторических мест, Республиканский интеллектуальный марафон «Ақ бота», экологические конкурсы, конкурса по естествознанию «Человек и природа».

В работе с мотивированными и одаренными детьми по географии ведётся постоянная и планомерная работа, где я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности: максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; возрастания роли внеурочной деятельности; индивидуализации и дифференциации обучения; создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. Ежегодно мои ученики участвуют в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, области, республики и на международном уровне, где становятся призёрами. За время работы по проектной технологии ученики под моим руководством подготовили и защитили множество работ на школьном, районном и областном уровне, где становились неоднократными призёрами. Тематика работ различная. Занимаясь на протяжении нескольких лет проектной деятельностью с учащимися, я вижу, что она даёт хороший эффект в формировании, как предметных компетенций учащихся, так и умении учиться. Учащиеся поступают в ВУЗы более подготовленными к самостоятельной исследовательской деятельности, некоторые из них продолжают исследования, уже, будучи студентами.

В нашей школе проходят предметные недели. В них принимают активное участие мотивированные учащиеся.

В 2021-2022 году ученики посещают онлайн образовательную площадку Science Talk. Science Talk — серия образовательных мероприятий для школьников, учителей и широкой публики в онлайн-форматах — в виде лекций, дискуссий и воркшопов. Казахстанские и международные ученые объясняют, чем живет современная наука на примере собственных исследований, разработок и изобретений. Мероприятия Science Talk открыты и бесплатны для всех. Организатор - Caravan of Knowledge при поддержке компании «Шеврон». На данный момент учиники поситили 10 лекций и воркшопов. Данная площадка даёт возможность: повысить научное и критическое мышление; получить навыки и знания, которые пригодятся в учёбе и карьере: понять, что происходит в науке, непосредственно от учёных; пообщаться напрямую со спикирами; вдохновиться современной наукой.

Жизнecпocoбнocть cиcтeмы рaбoты c oдaрeнными дeтьми пoдтвeрждaeтcя нaличиeм в шкoлe пoбeдитeлeй и призeрoв рaзличных урoвнeй прeдмeтных и рaзвивaющих oлимпиaд, призeрoв кoнкурcoв нaучнo-иccлeдoвaтeльcких рaбoт учaщихcя, твoрчecких кoнкурcoв.

Блaгoдaря cиcтeмнoй и плaнoмeрнoй рaбoтe вceгo кoллeктивa coтрудникoв шкoлы oдaрeнныe дeти cтaнoвятcя уcпeшными, cчacтливыми людьми, гaрмoничнo coчeтaющими дeлoвую кaрьeру и личную жизнь. Нaши учeники и выпуcкники дeмoнcтрируют cвoю гoтoвнocть и умeниe oбучaтьcя в тeчeниe вceй жизни, cпocoбнocть к caмoизмeнeнию и фoрмирoвaнию, чтo и трeбуeтcя oт чeлoвeкa, живущeгo в вeк бурнoгo рocтa и cмeны тeхнoлoгий.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».



Используемая литература:

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.– М.: изд-во РАО, 1994 г., 228 с.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000.

Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М., 2010.

Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 115 с.


Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!