Формирование мотивации в процессе обучения русскому языку
Необходимость формирования положительной мотивации в процессе обучения является важным условием повышения учебно-познавательной деятельности учащихся, актуально для всех ступеней образования.
Что же такое мотивация? Мотивация (от лат. мotus – движение) – это методы, средства побуждения к активной деятельности.
Если рассматривать составляющие определения, то мы видим, что для формирования положительной мотивации необходима активизация методов обучения учителем и учебной деятельности учащимися.
Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок. В итоге сформируется общая система знаний, ученик научится самостоятельно учиться.
Что же лежит в основе активных методов обучения? Самостоятельный поиск ответа на вопрос. И помогут в этом такие формы активных методов обучения, как научное исследование, проект, решение проблемных и логических задач и т.д.
Использование подобных методов и форм обучения предполагает и изменение традиционной организации процесса обучения. Если типичная схема образовательного процесса строится по схеме: объяснение учителем нового материала – усвоение – закрепление – самостоятельное применение учащимися, то при использовании активных методов и форм обучения, она принимает иной вид: самостоятельный поиск – усвоение – объяснение.
Следовательно, повышается активность и самостоятельность учащихся.
Применять активные методы можно на
различных этапах обучения. Так на этапе знакомства с новым
материалом можно предложить учащимся
решить проблемную задачу.
Решение проблемной задачи позволяет
развивать мышление, логику учащихся, прививать интерес к познанию,
умение анализировать и синтезировать знания, дает возможность
творить, создавая новое, ища нестандартные подходы к решению.
Интересной формой обучения, на мой взгляд,
является создание проблемной
ситуации. Учитель ставит перед учащимися вопрос, а
они самостоятельно изучают предложенную тему, отбирают необходимый
материал и представляют его в интересной форме. Приведу несколько
примеров подобных заданий.
«Кто прав?» – Можно разбить класс на группы и поставить перед каждой группой определенную задачу, решать которую учащиеся будут самостоятельно, используя учебники, энциклопедии и т.д. Например, причастие – это самостоятельная часть речи или форма глагола?
«Спешим на помощь»: учитель просит учащихся оказать помощь в объяснении какой – либо темы или решении какого-нибудь вопроса.
Конечно, учащиеся с радостью откликнулись на «призыв о помощи». Им интересно решить то, что не смог учитель.
Для поиска ответа на вопрос «Как выучить словарные слова? Какой способ эффективен?» можно разбить класс на группы и каждой группе предложить определенное исследовательское задание.
|
|
|
|
|
|
Учитель может предложить придумать аналогичное задание для ребят, работающих в других группах. Стоит обратить внимание учащихся на то, что знание иностранных языков помогает при изучении родного языка.
|
|
|
|
|
|
Русский язык систематически пополняется заимствованными словами. Некоторые слова по-русски пишутся так же, как и в языке, из которого они были взяты.
Ребята могут предложить одноклассникам, работающим в других группах, проанализировать словарные слова, которые в учебнике русского языка предложены для запоминания, и выяснить, какие из них в русском языке пишутся аналогично языку, из которого были заимствованы.
Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко
используем блоки, составление схем, составление слов, предложений
по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики
(например, запись текста с изменением времени глагола), несколько
заданий одновременно, что стимулирует мышление, практически на
каждом уроке использую задания, основывающиеся на
воображении учеников.
Эффективная форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения. Игровая форма обучения имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя, и для активизации творческой деятельности учащихся.
Развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.
№ 44 лицей
Учитель русского языка и литературы
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Статья "Формирование мотивации в процессе обучения русскому языку "
Статья "Формирование мотивации в процессе обучения русскому языку "
Формирование мотивации в процессе обучения русскому языку
Необходимость формирования положительной мотивации в процессе обучения является важным условием повышения учебно-познавательной деятельности учащихся, актуально для всех ступеней образования.
Что же такое мотивация? Мотивация (от лат. мotus – движение) – это методы, средства побуждения к активной деятельности.
Если рассматривать составляющие определения, то мы видим, что для формирования положительной мотивации необходима активизация методов обучения учителем и учебной деятельности учащимися.
Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок. В итоге сформируется общая система знаний, ученик научится самостоятельно учиться.
Что же лежит в основе активных методов обучения? Самостоятельный поиск ответа на вопрос. И помогут в этом такие формы активных методов обучения, как научное исследование, проект, решение проблемных и логических задач и т.д.
Использование подобных методов и форм обучения предполагает и изменение традиционной организации процесса обучения. Если типичная схема образовательного процесса строится по схеме: объяснение учителем нового материала – усвоение – закрепление – самостоятельное применение учащимися, то при использовании активных методов и форм обучения, она принимает иной вид: самостоятельный поиск – усвоение – объяснение.
Следовательно, повышается активность и самостоятельность учащихся.
Применять активные методы можно на
различных этапах обучения. Так на этапе знакомства с новым
материалом можно предложить учащимся
решить проблемную задачу.
Решение проблемной задачи позволяет
развивать мышление, логику учащихся, прививать интерес к познанию,
умение анализировать и синтезировать знания, дает возможность
творить, создавая новое, ища нестандартные подходы к решению.
Интересной формой обучения, на мой взгляд,
является создание проблемной
ситуации. Учитель ставит перед учащимися вопрос, а
они самостоятельно изучают предложенную тему, отбирают необходимый
материал и представляют его в интересной форме. Приведу несколько
примеров подобных заданий.
«Кто прав?» – Можно разбить класс на группы и поставить перед каждой группой определенную задачу, решать которую учащиеся будут самостоятельно, используя учебники, энциклопедии и т.д. Например, причастие – это самостоятельная часть речи или форма глагола?
«Спешим на помощь»: учитель просит учащихся оказать помощь в объяснении какой – либо темы или решении какого-нибудь вопроса.
Конечно, учащиеся с радостью откликнулись на «призыв о помощи». Им интересно решить то, что не смог учитель.
Для поиска ответа на вопрос «Как выучить словарные слова? Какой способ эффективен?» можно разбить класс на группы и каждой группе предложить определенное исследовательское задание.
|
|
|
|
|
|
Учитель может предложить придумать аналогичное задание для ребят, работающих в других группах. Стоит обратить внимание учащихся на то, что знание иностранных языков помогает при изучении родного языка.
|
|
|
|
|
|
Русский язык систематически пополняется заимствованными словами. Некоторые слова по-русски пишутся так же, как и в языке, из которого они были взяты.
Ребята могут предложить одноклассникам, работающим в других группах, проанализировать словарные слова, которые в учебнике русского языка предложены для запоминания, и выяснить, какие из них в русском языке пишутся аналогично языку, из которого были заимствованы.
Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко
используем блоки, составление схем, составление слов, предложений
по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики
(например, запись текста с изменением времени глагола), несколько
заданий одновременно, что стимулирует мышление, практически на
каждом уроке использую задания, основывающиеся на
воображении учеников.
Эффективная форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения. Игровая форма обучения имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя, и для активизации творческой деятельности учащихся.
Развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.
№ 44 лицей
Учитель русского языка и литературы
шағым қалдыра аласыз













