Формирование мотивации в процессе обучения
русскому языку
Необходимость формирования положительной
мотивации в процессе обучения является важным условием
повышения учебно-познавательной деятельности учащихся,
актуально для всех ступеней
образования.
Что
же такое мотивация? Мотивация (от
лат. мotus – движение) – это методы, средства
побуждения к активной деятельности.
Если рассматривать составляющие определения, то
мы видим, что для формирования положительной мотивации необходима
активизация методов обучения учителем и учебной деятельности
учащимися.
Применение активных методов
обучения позволит нам научить учащихся не получать
готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать,
формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму
знаний, полученных за урок. В итоге
сформируется общая система знаний, ученик
научится самостоятельно учиться.
Что
же лежит в основе активных методов обучения? Самостоятельный
поиск ответа на вопрос. И помогут в этом такие формы
активных методов обучения, как научное исследование, проект,
решение проблемных и логических задач и
т.д.
Использование подобных методов и форм обучения
предполагает и изменение традиционной организации процесса
обучения. Если типичная схема образовательного процесса
строится по схеме: объяснение учителем нового материала –
усвоение – закрепление – самостоятельное применение
учащимися, то при использовании активных методов и форм
обучения, она принимает иной
вид: самостоятельный поиск – усвоение –
объяснение.
Следовательно, повышается активность и
самостоятельность учащихся.
Применять активные методы можно на
различных этапах обучения. Так на этапе знакомства с новым
материалом можно предложить учащимся
решить проблемную задачу.
Решение проблемной задачи позволяет
развивать мышление, логику учащихся, прививать интерес к познанию,
умение анализировать и синтезировать знания, дает возможность
творить, создавая новое, ища нестандартные подходы к решению.
Интересной формой обучения, на мой взгляд,
является создание проблемной
ситуации. Учитель ставит перед учащимися вопрос, а
они самостоятельно изучают предложенную тему, отбирают необходимый
материал и представляют его в интересной форме. Приведу несколько
примеров подобных заданий.
«Кто
прав?» – Можно разбить класс на группы и поставить
перед каждой группой определенную задачу, решать которую учащиеся
будут самостоятельно, используя учебники, энциклопедии и т.д.
Например, причастие – это самостоятельная часть речи или
форма глагола?
«Спешим на
помощь»:
учитель просит учащихся оказать помощь в объяснении какой – либо
темы или решении какого-нибудь
вопроса.
Конечно, учащиеся с радостью откликнулись на
«призыв о помощи». Им интересно решить то, что не смог
учитель.
Для
поиска ответа на вопрос «Как выучить словарные слова?
Какой способ эффективен?» можно разбить класс на группы и каждой
группе предложить
определенное исследовательское
задание.
Учитель может предложить придумать аналогичное
задание для ребят, работающих в других группах. Стоит обратить
внимание учащихся на то, что знание иностранных языков
помогает при изучении родного языка.
Русский язык систематически пополняется
заимствованными словами. Некоторые слова по-русски пишутся так же,
как и в языке, из которого они были
взяты.
Ребята могут предложить одноклассникам,
работающим в других группах, проанализировать словарные
слова, которые в учебнике русского языка предложены для
запоминания, и выяснить, какие из них в русском языке пишутся
аналогично языку, из которого были
заимствованы.
Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно
давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик
проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой
деятельности. Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового
об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой
предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века?
Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания.
При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе,
обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты
своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом
развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный
психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и
подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам,
испытав радость. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче,
иначе ломается мотивация
и,
как следствие, формируется отвращение к
учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко
используем блоки, составление схем, составление слов, предложений
по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики
(например, запись текста с изменением времени глагола), несколько
заданий одновременно, что стимулирует мышление, практически на
каждом уроке использую задания, основывающиеся на
воображении учеников.
Эффективная форма организации обучения,
воспитания и развития личности, которая изначально мотивирована на
успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и
правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся,
воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.
Игровая форма обучения имеет чрезвычайно много неиспользованных,
резервных возможностей и для творчества учителя, и для активизации
творческой деятельности учащихся.
Развитие и обучение ребенка должно определяться
не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он
может сделать с тем, что имеет.
№ 44
лицей
Учитель русского языка и
литературы
Ахметова Алия
Асылхановна