Статья «Формирование словарного запаса у детей
дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Феклистова
О.И.
Как известно дошкольный возраст — период быстрого
обогащения словаря. Рост словарного запаса находится в зависимости
от условий жизни и воспитания, поэтому в данные о количестве слов
дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между
собой.
Чтобы ребенок
регулярно «применял слово на практике», он сначала должен его
где-то услышать, понять его значение, запомнить (включить
в пассивный
словарь) и
потренировать в разных предложениях (включить
в активный
словарь).
Годовалый ребенок - 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в
значительной мере опережает активный словарь.
После полутора лет обогащение активного словаря
происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он
составляет 300–400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов.
Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не
столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за
счет овладения способами образования слов.
Развитие словаря осуществляется за счет слов,
обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а
также отдельные их признаки. В последующие годы количество
употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого
прироста несколько замедляются.
Трехлетний ребенок
— период наибольшего увеличения активного
словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5
лет — до 2000–2500, а в 6–7 лет до 3500–4000
слов.
Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в
эти возрастные периоды.
Особенно быстро увеличивается число
существительных и глаголов, медленнее растет число используемых
прилагательных. Это объясняется условиями воспитания (взрослые мало
внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами
предметов).
Состав словаря отражает круг интересов и
потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова,
обозначающие разные сферы жизни.
Данные, которые приведены выше, свидетельствуют,
что дети уже на третьем году жизни располагают довольно
разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а
его качественное развитие — развитие значений слов, представляющее
«грандиозную сложность».
Качественный рост
словаря.
Значения первых слов у детей есть не действие, не
предмет, а чувственный образ. Первые слова очень
своеобразны.
Одним словом, ребенок может называть разные
предметы. Эти
первые слова, в сущности, еще не являются
словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и
связано непосредственно с жестом, который указывает на
предмет.
Четкое называние предмета возникает не с самых
ранних этапов жизни ребенка и является продуктом
развития.
Уже с 10–11 мес., ребенок начинает реагировать не
только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала
слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным
предметом. Постепенно с развитием способности обобщения оно
начинает обозначать все предметы данной категории, имеющих общее
назначение (игрушки, посуда и т. п.). Эта степень обобщения
доступна детям в три — три с половиной года.
Для того чтобы ребенок усвоил слова – обобщения
по лексическим темам, на первом году жизни необходимо более 50-70
повторений названий предмета или действия, которое произносит
взрослый, на втором году – не более 10. Помните, большое значение
имеют действия ребенка с называемым предметом.
После 4–5 лет дети, владеющие речью, относят
новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от
взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознаёт
всего смысла слова. Можно привести много примеров несовпадения
значений слов в речи детей и взрослых.
Это объясняется тем, что они не имеют достаточных
знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными
словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3–5 лет
зависит от того, насколько часто используют эти слова окружающие
взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими
предметами.
Наиболее правильно дети понимают и употребляют
слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются
(кукла, барабан, щетка, игрушки, одежда).
Переносные значения слов усваиваются детьми не
сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое
употребление слов в переносном значении вызывает удивление и
несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится»;
ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).
Словарь дошкольников активно обогащается за счет
слов, «придуманных» ими («красавлюсь», «намакаронился», «мазелин».
Этот период от двух до пяти лет отличается активным
словотворчеством детей. Причем новые слова построены на основе
подражания тем формам слов, которые они слышат от окружающих
взрослых.
Далее к 6–7 годам происходит уточнение смыслового
содержания слов. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с
зарождением эстетического отношения к слову и речи в
целом.
Для формирования словарного запаса, педагог
должен использовать активные методы обучения.
Таким образом, словарный запас растет,
углубляется по мере
развития ребенка, по мере того как расширяется и
становится
разнообразнее сфера его деятельности,
увеличивается круг людей и
предметов, с которыми он вступает в
общение.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают
лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый
язык
действительно становится
родным.
Источник
Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития
речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ.
высш. и сред, пед. учеб. заведений
. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский
центр «Академия», 2000. - 400 с.