Концепция
практико-ориентированной
технологии обучения
Преподаватель АК им. Ж.Мусы
Щербакова С.Г
Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю!
Эта китайская мудрость
говорит нам о том, что практика является основным компонентом
обучения. Все мы знаем, что лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать, поэтому всегда теоретические знания закрепляем
практическими.
В соответствии с
государственными стандартами практическое обучение студентов
занимает 50 – 60% всего учебного времени. Это лабораторные занятия,
практики для получения первичных профессиональных навыков по
отдельным учебным дисциплинам, технологические практики.
Современный уровень
подготовки конкурентоспособных специалистов требует, чтобы
выпускник в совершенстве владел навыками практической
работы.
Основную причину снижения
качества профессиональной подготовки в профессиональных учебных
заведениях, мы видим в снижении внимания к практической подготовке
студентов в учебных мастерских и на базовых
предприятиях.
Анализ состояния практической подготовки
студентов показывает, что в
профессиональной школе назрели следующие проблемы:
- практическая подготовка часто проводится на
устаревшем оборудовании, а то и вовсе отсутствует необходимое
оборудование;
- для промышленных
предприятий практиканты являются обузой, т.к. за короткий срок
пребывания на предприятии их трудно включить в отлаженный
технологический процесс;
- сложности с поиском мест
производственной практики; по данным из различных источников только
около половины студентов проходит практику на рабочих
местах;
- низкая материальная
заинтересованность практикантов;
- предприятия только отчасти
заинтересованы в оказании помощи по совершенствованию и
переоснащению учебно-производственной базы учебных заведений и
физически не могут выделять на это средства или передавать
имеющееся у себя современное оборудование; как следствие
- молодой специалист,
пришедший на предприятие, плохо знает специфику его оборудования,
чувствует себя не уверенно;
- отсутствует ранее
действовавшая система трудоустройства; предприятия не
заинтересованы принимать на работу молодых специалистов, поскольку
на рынке труда имеется большое количество высококлассных
специалистов.
Указанные проблемы диктуют необходимость модернизации практического
обучения с учетом современных социально-экономических
условий, предусматривающих: - усиление внимания со стороны
заказчиков кадров, предпринимателей и менеджеров к «человеческому
капиталу» как важнейшему фактору конкурентоспособности фирм и
предприятий;
- способность к
высокопроизводительному труду, психофизиологическая выносливость,
высокий уровень квалификации, широкий профиль профессиональной
подготовленности и компетентность;
- возрастание расходов на
подготовку специалистов и повышение их профессионального уровня с
тем, чтобы обеспечивалась высокая эффективность труда на рабочих
местах;
- освоение и внедрение новых
прогрессивных технологий, модернизацию действующих технологий и
оборудования. обеспечение снижения ресурсо- и энергоемкости
производств;
- информационную
насыщенность профессиональной деятельности, что придает ей
интеллектуальный характер;
- сложность управления
современными производственными и социальными системами, опасность
ошибок и просчетов.
В этих социально-экономических условиях перед
профессиональной школой возникают следующие задачи:
- необходимость формирования
у студентов адаптивной функции в профессиональной
деятельности;
- необходимость реализации в
учебном процессе воспитывающей и развивающей функций с целью
формирования личности, способной к творчеству и самореализации
своих потенций;
- осмысление сущности
модернизации образования, ее основных направлений, целей, задач;
реализация принципа опережающего профессионального
образования;
- изучение и анализ
состояния и путей повышения эффективности практической подготовки
студентов в профессиональных образовательных учреждениях, освоение
передового педагогического опыта;
- создание новых
практико-ориентированных технологий обучения студентов.
Решение указанных задач предполагает поиск
путей совершенствования
практического обучения студентов в профессиональной
школе, наиболее
оптимальным является целевая подготовка студентов для конкретного
предприятия.
Предприятие является
потребителем специалистов и одновременно их заказчиком. Оно
конкретизирует требования ГОС, задает свои требования к подготовке
специалиста и оплачивает их реализацию.
Взаимодействие учебного
заведения и предприятия мы рассматриваем как социальное
партнерство.
Рекомендации:
Целевая подготовка может быть реализована при
различных схемах организации учебного процесса и может быть
осуществлена за счет следующих мер:
- выполнения курсовых и
дипломных проектов по реальной тематике предприятия;
- проведения всех видов
учебных практик на предприятии;
- привлечение ведущих
специалистов предприятия к преподаванию части дисциплин
специальности и специализации, организации при необходимости на
предприятии учебных кабинетов и лабораторий;
- проведения стажировок
преподавателей учебного заведения на предприятии.
Эффективность производственной практики студентов
зависит от условий ее проведения. Первым условием является
предварительное планирование практики и проведение подготовительных
работ.
Другим условием успешности
производственной практики является предварительный выбор
производственной базы практики. База практики должна быть оснащена
самой современной техникой, на ней должны применяться прогрессивные
технологии, она должна иметь наиболее совершенную организацию
труда.
Отсюда видна роль
социального партнерства учебного заведения и предприятия в
проведении практического обучения студентов.
На современном этапе именно
от взаимодействия социальных партнеров зависит решение основной
задачи образования – кардинального повышения качества образования,
подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов,
конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.