Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
статья Новая система образования-ориентация на мировое образовательное пространство
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Новая система образования-ориентация на мировое
образовательное пространство
Таджиева А.М
Общая средняя школа №28 Акбай Сайрамский район
Мир стремительно меняется. Высокие технологии и владение ими определяют во многом успешность развития государства. Казахстан не может оставаться в стороне от влияния этих тенденций. О чем говорит недавно прошедшая в нашей стране всемирная универсальная выставка ЭКСПО, которая является событием глобального масштаба, по значимости, сравнимое с всемирными экономическими форумами. Казахстан уверенно заявил о себе на мировой арене. И сейчас как никогда наша страна нуждается в поколении конкурентоспособных личностей, которые смогут не просто выживать в меняющихся экономических условиях, но и активно влиять на происходящее, изменяя его к лучшему. Переход на обновление содержания образования является необходимостью продиктованной современными условиями самой жизни. Перед учителями стоит задача воспитать личность, обладающую такими качествами как целеустремленность и независимость, энтузиазм и уверенность, ответственность и способность критически мыслить, общаться свободно на казахском, русском и английском языках. Переход на обновленную программу сопровождается существенными изменениями в процессе обучения. Имея 15 летний опыт работы в преподавании английского языка в школе, могу с уверенностью сказать, что учителя понимают необходимость этих изменений и готовы сами меняться и работать согласно требованиям обновленной программы.
Особенности обновленной программы.
-
принцип спиральности при проектировании содержания предмета
-
иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций
-
- наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей
-
- организация учебного процесса с использованием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов
-
- повышение воспитательного потенциала обучения, формирование нравственно-духовных качеств обучающегося
-
педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи
-
- соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков
- системно-деятельностный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания).
В центре перехода на новое содержание стоит развитие функциональной грамотности учащихся, навыков самостоятельного поиска. Осуществляется переход от "человека знающего" к "человеку, способному творчески мыслить, саморазвиваться". Новая конструктивная компетентностная модель образования обеспечит развитие в школьниках познавательной активности и самостоятельности мышления.[1]В основу программ всех уровней образования заложена система ценностей "Мәнгілік Ел". Содержание направлено на формирование духовно- нравственных качеств учащихся, патриотизма, развитие толерантности и умения общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации , укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодежью идеологии терроризма и экстремизма.[1] Учителя внедряют систему ценностей на уроках, на внеклассных мероприятиях и при ведении исследовательских работ. Принцип спиральности позволит ученикам изучать новый материал, основываясь на имеющихся знаниях. То есть одна и та же тема повторяется на различных этапах обучения и преподносится в более развернутом виде, с учетом уже имеющихся знаний и возрастных особенностей ученика. Например, тема "All about me" изучается в 1 классе и во 2 классе эта тема повторяется и носит более усложненный характер с целями соответствующими уровню low A что позволяет изучать предмет более углубленно. Также и "Сквозные темы " способствуют тому что предмет изучается углубленно и рассматривается с различных ракурсов. Сквозные темы помогают установлению внутрипредметных и межпредметных связей, формированию знаний, умений, ценностных ориентаций и норм поведения в сферах, имеющих точки соприкосновения с другими учебными предметами. Например ученик на уроке английского языка познакомился с материалом по теме "My family and friends" далее он идет на урок русского языка и изучает материал по той же теме "Моя семья и друзья", но уже на русском языке и так далее.Таксономия Блума — вариант классификации педагогических целей. Таксономия Блума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами ученикам, и, соответственно, целей обучения. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения. Таксономический подход, используемый в ГОСО, позволяет формулировать критерии оценивания согласно уровням мыслительных навыков таксономии целей обучения. В системе критериального оценивания критерии оценивания представлены тремя группами уровней мыслительных навыков: знание и понимание; применение; навыки высокого порядка (анализ, синтез и оценка). Целепологание с учетом мыслительных навыков по Блуму дает возможность учителям понять на каком уровне находятся ученики и что нужно сделать чтоб довести их до уровня навыков высокого порядка. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы.
Важное место в программе обновленного содержания занимает организация учебного процесса с использованием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. В долгосрочных планах четко прописаны учебные цели что сопутствует ясному представлению о том, каков конечный результат к чему мы стремимся на каждом определенном уроке. Среднесрочные планы содержат в себе большое количество информации, которая помогает учителям разрабатывать эффективные краткосрочные планы. Одной из особенностей при планировании современного урока является метод "обратного дизайна". Это специальная технология педагогического проектирования образовательного процесса, главным критерием которого становится не содержание (контент), а планируемые результаты обучения (Велединская, Дорофеева,2014).[2] Практика показывает, что более эффективной оказывается деятельность, когда учитель, определяя цели обучения, рассматривает и проектирует процесс оценивания, и только затем планирует и проводит обучение обучающихся. Это позволит ориентировать учебный процесс на достижение целей обучения, а оценивание – на установление степени соответствия ожидаемым результатам по итогам обучения. [2]
Системно-деятельностный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания). Для эффективного обучения учеников учителя могут использовать на уроках огромное количество различных методов , стратегий и форм обучения. Большинство из этих методов нам хорошо знакомы мы использовали их ранее на практике. Но мы не задумывались для чего мы используем тот или иной метод какие навыки мы при этом развиваем. Теперь мы знаем какие методы нужно использовать для стимуляции , контроля и организации учебно-познавательной деятельности.
Важнейшим моментом в обновленной программе считаю изменения, произошедшие в системе оценивания. Критериальное оценивание дает возможность детям ознакомится с критериями урока в самом его начале. То есть ученики знают, какие конкретные шаги им нужно проделать на данном уроке, что бы получить хорошую оценку. Дескрипторы прописанные к каждому заданию позволяют учителям выставлять объективные оценки которые не вызывают споров. При этом у учеников есть право делать ошибки, которые корректируются учителем при формативном оценивании.
Критериальное оценивание реализуется согласно следующим принципам: Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами. Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов. Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся. Направленность на развитие. Результаты оценивания инициируют и определяют направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся. [2]
Обновление содержания образования делает свои первые шаги. Мы только учимся применять полученные знания на практике. Конечно, возникает много вопросов, споров. Учителей и родителей беспокоит несовершенство предоставленных учебников, в которых имеются несоответствия между содержанием учебных программ по предметам и содержанием учебников. Такие пробелы недопустимы и мы все с надеждой ждем скорого пересмотра содержания учебных материалов. Разрабатываемые учебники должны соответствовать стандартам и должны быть ориентированы на результат. Мы стоим у истоков глобальных изменений. Перед нами стоят высокие цели. Достижение высоких целей никогда не бывает легким. Мы все понимаем, что уровень казахстанского образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в стремительно меняющемся мире. Шаг за шагом, единым сообществом мы сможем придти к успеху.
Использованные источники:
1. WWW.zakon.kz "Шаги к конкурентоспособной нации". А. Саринжипов
2.РУКОВОДСТВО ПО КРИТЕРИАЛЬНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ КООРДИНАТОРОВ Учебно-методическое пособие