Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Статья "Самообразование - один из факторов повышения педагогического мастерства"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога»
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для повышения этого уровня учитель посещает курсы повышения квалификации, семинары и конференций, но одной из важной составляющей является самообразование учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
•Ежедневная работа с информацией.
• Желание творчества
• Стремительный рост современной науки.
• Изменения, происходящие в жизни общества.
• Конкуренция.
• Общественное мнение.
• Материальное стимулирование.
• Интерес.
Направления самообразования учителя.
Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания);
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
• правовое;
• эстетическое;
• историческое;
• политическое;
• информационно-компьютерные технологии;
• охрана здоровья;
• интересы и хобби;
Креативный учитель может дополнить этот список собственными направлениями.
Источники самообразования.
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Формы самообразования учителя.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Организация процесса самообразования
Тема, над которой работает учитель
Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество.
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Как составить такой план расскажет Сара Кабдулдиновна
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.