Социальное партнерство в профессиональном
образовании
«Нет ни
одного выпускника
профессионального образования,
которого не волновало бы его
трудоустройство»
|
Основными проблемами ТиПО выступают
несоответствие уровня навыков выпускников требованиям
работодателей, отсутствие механизмов формирования и оценки
общепрофессиональных компетенций, несовершенство механизма
прогнозирования и мониторинга потребностей рынка труда и требований
работодателей, проблемы с трудоустройством
выпускников.
Данные проблемы, так или иначе, связаны с
недостаточным уровнем развития социального партнерства в системе
ТиПО.
|
Социальное партнерство в
профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия
образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда,
образовательных услуг, государственными и местными органами власти,
общественными организациями, нацеленный на максимальное
согласование и реализацию интересов всех участников этого
процесса.
В качестве участников
социального партнерства выступают работодатели,
студенты-практиканты, выпускники образовательных учреждений,
преподаватели. Взаимодействие между ними должно представлять собой
систему устойчивых связей на основе договоров о сотрудничестве,
отработанных технологий взаимодействия и функций, которые они могут
выполнять для модернизации системы ТиПО и повышения качества
образования. В частности, в задачи работодателей - типичных
представителей предприятия отрасли входит выявление и описание
перечня требуемых умений и навыков, качеств личности, которыми
должен обладать специалист, претендующий на занятие должности на
данном предприятии. При этом ориентироваться работодатель должен не
на текущие, а на перспективные потребности отрасли, так как рабочие
места и технологии, знания и умения постоянно обновляются, и
сегодняшний студент может не сложиться как завтрашний
специалист.
К функциям работодателей -
работников предприятий, на которых проходят практику студенты,
относится, в первую очередь, оценка соответствия получаемых в
учреждении ТиПО знаний и навыков конкретным требованиям
работодателей, что позволяет оценить качество подготовки будущего
специалиста и при необходимости внести коррективы в образовательные
программы. Студенты-практиканты как участники социального
партнерства показывают уровень подготовленности обучающихся к
выполнению трудовых функций, способны самостоятельно оценивать
имеющиеся у них знания, умения и навыки, определить
имеющиеся пробелы в знаниях. Выпускники образовательных учреждений
системы ТиПО рассматриваются как объекты для уточнения качества
профессиональной подготовки, его соответствия требованиям рынка
труда. Преподаватели – источник для дополнительной оценки уровня
подготовки специалистов. В тоже время, они - составляющий элемент
модернизации системы ТиПО, один из «ключей к успеху», от мотивации
деятельности и уровня квалификации которых зависит повышение
качества предоставляемых услуг и востребованность выпускников ТиПО
на рынке труда.
Важным направлением
взаимодействия с социальными партнерами в области содержания
образования является их привлечение к организации
учебно-воспитательного процесса, формированию образовательных
программ, учебных планов, программ учебных курсов с учетом
современных и перспективных требований к специалистам отрасли.
Также, социальное партнерство призвано играть важную роль в
обеспечении практического обучения студентов. Для этого необходимо
организовывать практическое обучение студентов с использованием
современной технологической базы предприятий, расширять
взаимодействия с социальными партнерами по развитию и расширению
производственной деятельности и материальной базы учебных заведений
системы ТиПО.
В Республике Казахстан
осуществляется переход на дуальную систему образования, в рамках
которой предусматривается сочетание обучения в учебном заведении с
периодами производственной деятельности непосредственно на рабочем
месте на производстве. Образовательные занятия в колледже
осуществляются параллельно с трудовой деятельностью обучающихся,
которые ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где
приобретают практический профессиональный
опыт.
В этом случает, критериями
результативности и эффективности работы учебного заведения системы
ТиПО в области социального партнерства будут выступать такие
показатели, как:
- востребованность
выпускников на рынке труда;
- востребованность учебного
заведения на рынке образовательных услуг;
- реализация учебным
заведением разнообразных форм сотрудничества с социальными
партнерами,
- рост качества
теоретических знаний и практических навыков
выпускников,
- удовлетворенность
обучающихся, преподавателей и сотрудников учебного заведения
системы ТиПО, работодателей оказываемыми образовательными
услугами,
- высокая неформальная
оценка своей работы сотрудниками колледжа.
Таким образом, проведение
системной работы по укреплению социального партнерства позволит
осуществлять подготовку высококвалифицированных рабочих кадров по
профессиям, востребованным на существующих рынках
труда.
Следует подчеркнуть, что в
Республике Казахстан создается новая модель функционирования ТиПО,
основанная на принципах социального партнерства, направленная на
развитие национальной квалификационной системы, развитие
профессиональных стандартов, привлечение работодателей в развитие
ТиПО; повышение уровня подготовки специалистов и преподавательского
состава посредством обновления содержания
образования.