Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Статья "Учитель и его самообразование"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Жусупова Л.К.
учитель русского языка и литературы
КГУ «Сатайская основная школа
отдела образования
акимата Алтынсаринского района»
Алтынсаринский район
ПЕДАГОГ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: ВЫЗОВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Обновление, модернизация казахстанской системы образования происходит как процесс глобальных преобразований в системе высшего педагогического образования, основной целью является подготовка будущих учителей новой формации, непосредственно связанная с 12-летним образованием.
В Республике Казахстан разработана специальная программа по обучению педагогов новой формации, будущих конкурентноспособных специалистов.
Говоря о специалистах новой формации, хочу отметить, что педагог должен всегда стремиться к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники. Педагог, желающий и умеющий меняться, друг для детей, помощник, их советчик и союзник, постоянно находящийся в поиске.
Чтобы идти в ногу с современными тенденциями нам, учителям, не следует бояться изменить свою точку зрения даже после многолетней работы. Поэтому я с удовольствием прошла курсы подготовки по обновленному содержанию в филиале АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области». Я – учитель русского языка и литературы. Мой трудовой стаж – 19 лет. Сказать, что раньше я работала только лишь в рамках традиционной педагогики – нельзя, я и тогда проводила различные нестандартные уроки: уроки-станции, уроки-сказки, интегрированные уроки, использовала на уроках компьютер для показа презентации. Однако все мои уроки были – это передача готовых знаний.
После прохождения курсов я пересмотрела и перестроила свои уроки – в основном это самостоятельная добыча знаний учащимися. Уроки стали более насыщенными, продуктивными, так как дети хорошо запоминают то, над чем сами потрудились. Если ученик составлял кластеры, постеры, заполнял таблицы, то это само по себе становится опорой для его памяти. Для активизации познавательной деятельности учащегося на разных этапах урока использую интерактивные методы обучения.
Интерактивные методы обучения (от англ. «интерактив» - взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.
Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов: различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы, мозговой штурм, ассоциации, дискуссии и диспуты, ролевые, дидактические игры, исследовательский метод, мозговой штурм, технология «критического мышления», технологии проектной деятельности, технологии продуктивного чтения, пирамида Блума, приемы работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения.
Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.
Организовав уроки в групповой форме, наблюдая за учениками, хочется отметить, во-первых, произошло сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось быть лучше всех.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуациях.
Публичное выступление, создание диалогов, работа в паре, группе формируют коммуникативную компетенцию.
Сегодняшний урок немыслим также без применения технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся. Используя такие формы, как парная работа на уроках, взаимопроверка, работа в группах, тестирование, лингвистические конкурсы, игры по станциям, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать 100% успеваемости учащихся.
Современный урок русского языка и литературы часто сопровождается использованием ИКТ. Они дают широкие возможности для развития широкого потенциала школьника. Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес обучающихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал, повышают уровень функциональную грамотность обучающихся. Наиболее эффективно и активно ИКТ используются при осуществлении учебных проектов для создания презентаций, интересным и продуктивным может быть урок-путешествие при изучении биографии и жизненного пути того или иного писателя. Компьютерная презентация, подготовленная самими учащимися, является наглядным пособием, а заранее подготовленные ученики озвучивают каждый слайд. Посетив, таким образом, места, связанные с жизнью и деятельностью поэта или писателя, можно не только детально изучить биографию, но и лучше понять многие произведения.
Использую игровые технологий (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Создаю проблемную ситуацию на уроке. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
Особое внимание уделяю совместной работе ученика и учителя, сотрудничество учителей, поддержке родителей. Только все это в совокупности могут привести к ожидаемому результату. Но ключевой фигурой в процессе обучения все-таки был и остается учитель. Стремясь к совершенству, а процесс совершенства происходит изо дня в день в течение всей жизни, мне помогают мои ученики и мой коллектив.
В будущем, через еще лет 19, я также вижу себя в Школе с учениками и коллегами. Я вижу Школу будущего, где ребенок будет чувствовать себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным и уверенным человеком независимо от полученных оценок. Именно в Школе маленький ученик начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь.
Вместе с тем Школа будущего должна не только выявлять и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, а создавать условия для их проявления и развития. Главное – не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать эту информацию, перерабатывать, хранить и представлять ее.
Таким образом, современная школа – это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где сотрудничают и взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, которых объединяет общие цели и задачи, которые являются равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Великий Гете сказал: «Немало можно добиться строгостью, многого - любовью, но всего больше – знанием дела и справедливостью…..» Эти слова должны стать основополагающими критериями в работе педагога двадцать первого века.
Литература:
-
Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.
-
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
-
Педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.
-
Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
-
Электронный педагогический словарь.