Материалдар / Статья "Умное чтение текста"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Статья "Умное чтение текста"

Материал туралы қысқаша түсінік
Современный этап развития общества перед системой образования ставит абсолютно новые требования, которые обусловлены политическими, социально- экономическими и другими факторами. Среди которых наряду с повышением качества знаний можно особо выделить развитие функциональной грамотности учащихся.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
20 Желтоқсан 2021
370
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Умное чтение текста


Учитель русского языка и литературы

Школы – лицея №52 г. Шымкент

Тенебаева Карлыгаш Абдалиевна


Современный этап развития общества перед системой образования ставит абсолютно новые требования, которые обусловлены политическими, социально- экономическими и другими факторами. Среди которых наряду с повышением качества знаний можно особо выделить развитие функциональной грамотности учащихся.

Я преподаю русский язык и литературу в школах с казахским языком обучения. Целью учебной программы по учебному предмету «Русский язык и литература» является:

  • формирование коммуникативных навыков, основанных на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдении правили норм русского литературного языка, правил речевого этикета, употреблении языковых единиц в речевой деятельности, ориентированной на ситуацию общения, что способствует развитию функциональной грамотности учащихся.

  • Учебная программа направлена на развитие всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма.

Требования, которые предъявляются к уровням языковых компетенций (Чтение):

  • понимает главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов;

  • определяет стилистические особенности текстов публицистического стиля (проблемная статья), научного стиля (аннотация, тезисы, статья), официально-делового стиля (инструкция, правило, отчет, закон);

  • определяет принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков;

  • формулирует вопросы, перефразируя информацию текста, и отвечает на них; использует разные виды чтения, владеет техниками критического мышления при чтении;

  • составляет тезисный план;

  • анализирует содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения;

  • извлекает и синтезирует информацию, делает выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение;

  • сравнивает тексты, анализируя содержание и определяя авторскую позицию.

В работе с учащимися школ с казахским языком обучения мы особое внимание уделяем грамотности чтения, а именно функциональной грамотности. Развивать функциональную грамотность учащихся – одна из важных задач в обучении русскому языку. Я в основном работаю в старших классах, поэтому подготовка к ГИА, ЕНТ – основная задача. В своей практике применяю разные методы, способы повышения грамотности речи, развития функциональной грамотности, и в результате за долгие годы работ у меня появился и свой проверенный метод, который очень хорошо способствует решению данной задачи. Этим методом хочу поделиться и со своими коллегами.

Грамотность чтения – что это? Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

А что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются уже в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность

способность человека понимать, использовать, оценивать тексты;

  • размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтобы развивать грамотность чтения детей, их функциональную грамотность, я в своей практике использую метод «Умное чтение текста». Обычно для этого сначала дети читают текст по цепочке, затем я делю текст на отрывки и даю каждому ученику небольшой отрывок текста. Далее ребята работают по следующему алгоритму:

Задания по прочитанному отрывку:

А) определи основную мысль прочитанного отрывка;

Б) определи второстепенную информацию текста;

В) озаглавь отрывок;

Д) найди художественно-изобразительные средства, которые помогают раскрыть основную мысль прочитанного отрывка;

Е) определи стиль отрывка;

Ж) определи тип текста данного отрывка.

Затем идет отработка прочитанного отрывка:

Задания:

  • Составь тестовые вопросы по прочитанному отрывку;

  • Перефразируй предложения данного отрывка;

  • Составь «толстые» и «тонкие» вопросы по тексту;

  • Допиши творческое продолжение по своему усмотрению, соблюдая стиль отрывка.

Вот таким образом каждый ученик проводит большую работу над своим отрывком, старается понять, ответить на все пункты задания, а также творчески продолжить содержание.

Что дает такая кропотливая работа по маленькому отрывку?!?

  • Учатся читать внимательно;

  • Учатся анализировать;

  • Повторяют свои знания;

  • Видят свои проблемы;

  • Стараются восполнить свои пробелы самостоятельно;

  • Учатся критически мыслить;

  • Работают творчески;

  • Повышается ответственность;

  • Развивается конкурентоспособность;

  • Развивается самостоятельность.

Преимущества такого вида работы при подготовке к ГИА и ЕНТ:

  • учащиеся научатся работать над текстом, начав изучение с такого малого отрывка;

  • такой вид работы можно использовать и в дистанционном, и в штатном режимах;

  • при дистанционном обучении – все могут слушать друг друга (читают вслух), можно даже по ватсапу организовать такой вид работы;

  • при составлении тестовых вопросов, анализе отрывка дети развивают свои знания по всем аспектам;

  • повышается ответственность, так как у каждого ученика – свой отрывок! Он должен этот отрывок разобрать вдоль и поперек!

  • повышается конкурентоспособность, творческие способности, развивается речь.

Учащиеся таким образом развивают свою функциональную грамотность, теперь он готов работать с текстом любой сложности.

Этот же метод могут использовать учителя казахского и английского языков.

Целью данного метода является качественное изменение личности учащихся, его отношения к учебе. Это становится возможным благодаря повышению ответственности за свое действие, за конечный результат своего труда. Учащиеся учатся мотивировать свои действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, у них формируется творческое нешаблонное мышление, а это все – требования инновационной деятельности в педагогике.






Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!