Умное чтение
текста
Учитель русского языка и
литературы
Школы – лицея №52 г. Шымкент
Тенебаева Карлыгаш
Абдалиевна
Современный этап развития
общества перед системой образования ставит абсолютно новые
требования, которые обусловлены политическими, социально-
экономическими и другими факторами. Среди которых наряду с
повышением качества знаний можно особо выделить развитие
функциональной грамотности учащихся.
Я преподаю русский язык и литературу в школах с
казахским языком обучения.
Целью учебной программы по учебному предмету
«Русский язык и литература» является:
-
формирование коммуникативных навыков, основанных
на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдении
правили норм русского литературного языка, правил речевого этикета,
употреблении языковых единиц в речевой деятельности,
ориентированной на ситуацию общения, что способствует развитию
функциональной грамотности учащихся.
-
Учебная программа направлена на развитие всех
видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и
письма.
Требования, которые
предъявляются к уровням языковых
компетенций (Чтение):
-
понимает главную, второстепенную и скрытую
(подтекст) информацию сплошных и несплошных
текстов;
-
определяет стилистические особенности текстов
публицистического стиля (проблемная статья), научного стиля
(аннотация, тезисы, статья), официально-делового стиля (инструкция,
правило, отчет, закон);
-
определяет принадлежность текста к различным
типам на основе характерных признаков;
-
формулирует вопросы, перефразируя информацию
текста, и отвечает на них; использует разные виды чтения, владеет
техниками критического мышления при чтении;
-
составляет тезисный план;
-
анализирует содержание художественных
произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание
произведения;
-
извлекает и синтезирует информацию, делает выводы
на основе полученных сведений, выражая собственное
мнение;
-
сравнивает тексты, анализируя содержание и
определяя авторскую позицию.
В работе с учащимися школ с
казахским языком обучения мы особое внимание уделяем грамотности
чтения, а именно функциональной грамотности. Развивать
функциональную грамотность учащихся – одна из важных задач в
обучении русскому языку. Я в основном работаю в старших классах,
поэтому подготовка к ГИА, ЕНТ – основная задача. В своей практике
применяю разные методы, способы повышения грамотности речи,
развития функциональной грамотности, и в результате за долгие годы
работ у меня появился и свой проверенный метод, который очень
хорошо способствует решению данной задачи. Этим методом хочу
поделиться и со своими коллегами.
Грамотность чтения – что это?
Под грамотностью чтения понимается способность человека к
осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию
их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей, для активного участия в жизни
общества.
А что такое функциональная
грамотность?
Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро
адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной
грамотности закладываются уже в начальной школе, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму
и чтению, говорению и слушанию.
А что же такое читательская
грамотность?
Читательская
грамотность
−
способность человека понимать,
использовать, оценивать тексты;
-
размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной
жизни.
Чтобы развивать грамотность
чтения детей, их функциональную грамотность, я в своей практике
использую метод «Умное чтение текста». Обычно для этого сначала
дети читают текст по цепочке, затем я делю текст на отрывки и даю
каждому ученику небольшой отрывок текста. Далее ребята работают по
следующему алгоритму:
Задания по прочитанному
отрывку:
А) определи основную мысль
прочитанного отрывка;
Б) определи второстепенную
информацию текста;
В) озаглавь
отрывок;
Д) найди
художественно-изобразительные средства, которые помогают раскрыть
основную мысль прочитанного отрывка;
Е) определи стиль
отрывка;
Ж) определи тип текста данного
отрывка.
Затем идет отработка
прочитанного отрывка:
Задания:
-
Составь тестовые вопросы по
прочитанному отрывку;
-
Перефразируй предложения
данного отрывка;
-
Составь «толстые» и «тонкие»
вопросы по тексту;
-
Допиши творческое продолжение
по своему усмотрению, соблюдая стиль
отрывка.
Вот таким образом каждый
ученик проводит большую работу над своим отрывком, старается
понять, ответить на все пункты задания, а также творчески
продолжить содержание.
Что дает такая кропотливая
работа по маленькому отрывку?!?
-
Учатся читать
внимательно;
-
Учатся
анализировать;
-
Повторяют свои
знания;
-
Видят свои
проблемы;
-
Стараются восполнить свои
пробелы самостоятельно;
-
Учатся критически
мыслить;
-
Работают
творчески;
-
Повышается
ответственность;
-
Развивается
конкурентоспособность;
-
Развивается
самостоятельность.
Преимущества такого вида
работы при подготовке к ГИА и
ЕНТ:
-
учащиеся научатся работать над
текстом, начав изучение с такого малого
отрывка;
-
такой вид работы можно
использовать и в дистанционном, и в штатном
режимах;
-
при дистанционном обучении –
все могут слушать друг друга (читают вслух), можно даже по ватсапу
организовать такой вид работы;
-
при составлении тестовых
вопросов, анализе отрывка дети развивают свои знания по всем
аспектам;
-
повышается ответственность,
так как у каждого ученика – свой отрывок! Он должен этот отрывок
разобрать вдоль и поперек!
-
повышается
конкурентоспособность, творческие способности, развивается
речь.
Учащиеся таким образом
развивают свою функциональную грамотность, теперь он готов работать
с текстом любой сложности.
Этот же метод могут
использовать учителя казахского и английского
языков.
Целью данного метода является
качественное изменение личности учащихся, его отношения к учебе.
Это становится возможным благодаря повышению ответственности за
свое действие, за конечный результат своего труда. Учащиеся учатся
мотивировать свои действия, самостоятельно ориентироваться в
получаемой информации, у них формируется творческое нешаблонное
мышление, а это все – требования инновационной деятельности в
педагогике.