Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Статья « Значение
повышения качества образования для общества»
Повышение качества образования
Сущность понятия качества
образования. В обобщенном виде качество образования
определяется как совокупность его свойств и их проявлений,
способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих
интересам общества и государства.
В более узком
смысле качество образования рассматривается как личностная
особенность, необходимая человеку для осуществления той или иной
деятельности.
В современном
понимании качество образования — это не только соответствие знаний
учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование
самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и
администратора в направлении обеспечения качества образовательных
услуг.
Хорошее
качество образования – это для учащихся
хорошее качество образования связано, в первую
очередь:
* с хорошими
знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без
проблем может поступить в ВУЗ;
* с возможностями в
будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной
в жизни;
* с глубокими
прочными знаниями по всем
предметам.
Хорошее качество образования – это для
родителей:
* с получением
знаний, умений и навыков, которые позволяют ребенку найти свое
место в жизни, добиться уважения окружающих его
людей;
* со знанием
предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом
педагогов;
* с умением учащихся
применить полученные
знания в жизни; с умением педагога
увлечь
детей своим предметом.
Хорошее качество образования – это для
учителей:
* с раскрытием
наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только
умственно, но и нравственно (морально);
* с умением ученика
самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно
работать;
* со школой, которая
учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и
потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического
принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое
руководство;
* с профессиональной
позицией и самоощущением
учителя, когда он четко представляет свои цели,
знает
как их достичь и чувствует душевный
комфорт.
Из чего оно
складывается?
-
из высокого уровня профессионализма
педагогов;
-
из создания комфортности в обучении
школьников;
-
прочности знаний
учащихся;
-
соблюдение санитарно-гигиенических
норм;
-
из материально-технического обеспечения
школы.
Хорошее качество образования – это для
общества
Развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные люди,
способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации
выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными
специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу
страны.
Это знающие своё дело управленцы,
финансисты и экономисты, врачи и учителя, высококвалифицированные
специалисты, благодаря которым развитие общества
совершенствуется.
Методическая
работа, которая должна вестись:
-
следование традициям и внедрение
новации;
-
повышение компетентности
учителя;
-
освоение и внедрение в работу новейших
информационных технологий;
-
определение причин типичных затруднений
школьников и их коррекция;
-
выявление уровня сформированности системы
качества знаний учащихся;
-
накопление и фиксирование индивидуальных
достижений школьников путём оформления
портфолио;
-
организация проектной деятельности,
позволяющей развивать творческие способности
учащихся.
Педагогические качества: владение современными образовательными
технологиями;способность делать учебный материал доступным
пониманию;творческое применение методов обучения;способность
организовать детский коллектив; интерес к детям; яркость речи,
такт, связь с жизнью, способность к внеклассной
работе.
Технологии и методики: технология личностно-ориентированного
образования; технология
уровневой дифференциации; технология игрового обучения; технология системно
-деятельностного подхода (проблемное обучение);проектная
деятельность; здоровьесберегающие
технологии;информационно-коммуникационные
технологии.
Пути повышения
качества образования
Технология личностно-ориентированного
образования:
цель — создание
условий для проявления познавательной активности
учеников.
Средства
достижения учителем этой цели:
- использование
разнообразных форм и методов организации учебной деятельности,
позволяющих раскрыть субъектный опыт
учащихся;
- создание
атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
класса;
-
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ и т.п.
Использование на
уроках
информационно-коммуникативных технологий
(ИКТ):
Интерактивное
обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется
взаимодействия учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную
жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной
работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных
вопросах и отстаивать его.
Направления: создание презентаций к урокам;
использование готовых обучающих программ;работа с ресурсами
Интернет.
Постоянный контроль знаний:
Результативность процесса обучения во многом
зависит от тщательности разработки методики контроля знаний.
Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой
организации учебного процесса.
Компетентностный
подход в обучении как
главный фактор повышения качества образования
на уроках.
Методы
работы, обеспечивающие деятельностный подход
-
обращение к прошлому или только что
сформированному опыту учащихся;
-
открытое обсуждение новых
знаний;
-
решение проблемных задач и обсуждение проблемных
ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся;
-
дискуссия;
-
диспут, столкновение
позиций;
-
игровая деятельность (ролевые и деловые
игры);
-
игровой психологический
тренинг;
-
практикум;
-
проектная и исследовательская
деятельность.
Для
повышения качества образования необходимо:
использовать на уроках и во внеурочное время
современные инновационные методики, новые формы организации и
проведения учебных занятий; продолжать методическое
совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
активнее и шире использовать на уроках современные педагогические
технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий,
сети Интернет.