Материалдар / Статья:ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. СОЛОГУБА

Статья:ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. СОЛОГУБА

Материал туралы қысқаша түсінік
Фёдор Сологуб (Фёдор Кузьмич Тетерников) принадлежит к плеяде выдающихся фигур Серебряного века. Сологуб - поэт, прозаик, драматург, переводчик, принадлежавший к так называемому «старшему» поколению русских символистов, иногда именуемых также «декадентами» - за присущее этому поколению критическое отношение к земной реальности, «упаднические» настроения, эстетизацию зла и воспевание смерти.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
17 Мамыр 2023
232
1 рет жүктелген
405 ₸ 450 ₸
Бүгін алсаңыз 10% жеңілдік
беріледі
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. СОЛОГУБА

Нигметова А.Б., batenova.asema@mail.ru


Фёдор Сологуб (Фёдор Кузьмич Тетерников) принадлежит к плеяде выдающихся фигур Серебряного века. Сологуб - поэт, прозаик, драматург, переводчик, принадлежавший к так называемому «старшему» поколению русских символистов, иногда именуемых также «декадентами» - за присущее этому поколению критическое отношение к земной реальности, «упаднические» настроения, эстетизацию зла и воспевание смерти.



Раннее творчество Сологуба развивалось в русле этой посленекрасовской демократической поэзии с характерными для нее мотивами: неприятие действительности и сознание бессилия, разочарованность и растерянность. Большое впечатление на него произвели популярные гражданские стихи Н. М. Минского 80-х годов, особенно «Белые ночи», в которых поэт «поет и скорбит о больном поколенье», о тех, «кто полон сомнений и полон печали, стоит на распутье, не зная пути». К этому поколению причислял себя и Сологуб. «Я также сын больного века», — декларативно заявлял он.

В стихах Сологуба 80-х — начала 90-х годов, которые в большей части остались неопубликованными, не только привычные для гражданской лирики тех лет мотивы, но те же абстрактные образы, аллегории, декламационная риторика. Вокруг себя поэт видит:

 

Насилия позор и правды вопль напрасный,

И мрак невежества, и цепи, и бичи.

На совести людской бесчисленные раны,

Хищенья, клеветы, безбожные обманы,

Пророки распяты, и правят палачи.

(«Полудетские грезы»)



Бессилие, тоска, уныние, растерянность — мотивы, общие для всей поэзии 80-х годов, и Сологуб напряженно ищет выражения своей собственной лирической темы. Для него в эти годы зло — не абстракция, оно имеет свой конкретный, непосредственный смысл. В устойчивом облике его лирического героя резко выделяется социальный момент — он беден, это его определяющая черта: «Неотвязная нужда Идет со мной везде, всегда», «Нужно с нуждою бороться», «С заботой обычной, Суровой нуждою влекомый к труду», и «труд этот рабский» — «невольный», «неотвязный» и потому «ненужный», «скучный и скудный».

Бедность определяет судьбу человека:

 

Родился сын у бедняка…

...На свете встретил он печали,

А счастье, радость и любовь

От знака темного бежали.

 

Характеристика героя Сологуба варьирует постоянные черты: «Я беден и слаб», «я бледен и хил, и нет во мне воли, и нет во мне сил» и т. п. Часто он — странник, бредущий неизвестно куда: «Я в жизни странник бедный»; настойчиво возникает образ «дороги», «пути»17. Он окружен фольклорными образами, взятыми прежде всего из традиционной русской народной символики, связанной с представлением о доле, судьбе как злых необоримых силах. Его не покидает «одноглазое дикое Лихо»:

 

Оградой железной и медной

Замкнулся от нищих богатый.

Я — странник унылый и бледный,

А Лихо— мой верный вожатый.


​  («На улицах пусто и тихо...»)

 

В стихах Сологуба 80—90-х годов выявляется сложный и противоречивый психологический комплекс человека «униженного и оскорбленного», комплекс, порожденный сознанием социальной неполноценности, бессилия, жизненной придавленностью. Здесь и ощущение одиночества, и характерные сочетания: «обида» и «злоба», «мстительность» и зависть к сильным мира сего, покорность, смирение, страх и гордость. Даже когда лирическое переживание личной порабощенности и униженности расширяется и поэт видит страдания себе подобных, то стремление помочь только усугубляет чувство собственного бессилия:

 

Сам я и беден и мал,

Сам я смертельно устал,

Как помогу?


​   («В поле не видно ни зги...»)

 

В конце XIX века, когда утрачиваются прежние духовные и нравственные ценности, подобная душевная организация перерождается в декадентскую. В лирике Сологуба обнаруживаются присущие декадентству черты — субъективизм, тягостное переживание усталости, эстетизированная эротика, отвращение к жизни. Эти черты не только отражают болезненные моменты психики поэта, они прежде всего следствие неуклонного разобществления личности в гнетущей социальной обстановке. Декадентство Сологуба — не головная философия Н. Минского, не утонченность переживаний З. Гиппиус, за ним стоит мучительный социально-типический жизненный опыт.

Личный характер декадентских тем у Сологуба ощущали его современники, в частности А. Л. Волынский: «Декадентство Сологуба с ранних его веских шагов по литературному пути было... живым внутренним процессом», — писал он, подчеркивая «реальность», «натуральность» поэзии Сологуба.18

Присущее Сологубу стремление сохранить бытовую и, главным образом, психологическую конкретность, «точно выразить действительно пережитое, прошедшее через... чувство»19 создавало «реальность» его лирики. Жизненная конкретность, натуралистическая обнаженность «дневниковых» стихов были тем началом, которое способствовало преодолению риторических штампов, эпигонской банальной сентиментальности и «поэтичности» в раннем творчестве Сологуба. А. Л. Волынский, вспоминая о первом впечатлении от стихов Сологуба (1891 год), писал: «Стихи меня поразили своею ясною простотою, какою-то неуловимою прозаичностью в тончайшем поэтическом повороте мысли».20

Молодой Сологуб весь погружен в себя, поглощен своими переживаниями и настроениями. «Неистощимая тема — о себе», — записывает он в свои «Афоризмы». Диапазон его переживаний неширок и однообразен: болезненная тоска и бессильные порывы, сердечная тревога и отупляющая усталость, напряженное ожидание, безнадежность и отчаяние, — но поэт неутомим в их анализе и поисках их выражения. Сам он заявляет, что его задача сознательное самонаблюдение:

 

Чем строже себя наблюдаю,

Тем лучше людей узнаю.


(1891)



Проблема личности в творчестве Сологуба.

Понимание личности и миросозерцание в целом окрашено у Сологуба в безысходно-трагедийные тона. Понимание свободы личности у Сологуба насквозь индивидуалистично. Проблему свободы он видит абсолютно неразрешимой: она необходима для личности, но невозможна. Для Сологуба существует только индивидуальная свобода, и она – в одиночестве: «Свобода – только в одиночестве…», «Свобода – трагическая маска мировой иронии: в плане возможного ее нет, в плане должного она, безусловно, необходима».

Сологубовская картина мира отвлеченна и метафизична. В его глазах несовершенства жизни, ее роковые противоречия фатально неразрешимы, и в этом заключена не только «великая печаль», но и «великая ирония», грандиозная игра мистических мировых сил. Абсолютная ирония – одно из ключевых начал эстетики Сологуба (особенно это скажется в поэтике «Мелкого беса»).

«Совершеннейшая жизнь», свободная, «без власти и без норм», существует только в «мечте», в искусстве, в лирике. И потребность в такой мечте, потребность в чуде Сологуб считает неотъемлемым, коренным свойством личности, человеческой природы вообще. «Необходимость чуда» сталкивается с «невозможностью его» - есть трагическое противоречие бытия современного человека и современного искусства в представлении Сологуба. Этим и обуславливаются два основных начала в творчестве Сологуба, которые можно определить так: 1) пафос мечтательно-фантастического лиризма и 2) пафос гротескно-иронический (или трагико-иронический). Первый с наибольшей полнотой выразился в его поэзии, второй – в прозе (Хотя каждый из них обнаруживает себя в разных формах в той или иной сфере). «Чудовищное жизни» и «необходимое чудо», творимое фантазией, - вот два полюса, два крайних и характерных устремления творчества Сологуба в целом.

Символический мотив чуда – один из центральных в прозе Сологуба («Книга превращений», 1897-1908, «Милый паж» и других произведениях, основанных на притчах, легендах, где спутываются кошмарные видения и реальность, невероятное и достоверное).

Роман «Мелкий бес».

Надо признать, что большую известность Сологуб приобрел не поэтическими, а прозаическими произведениями, прежде всего романом «Мелкий бес». Но еще ранее, в 1895 г. Сологуб опубликовал свое первое большое произведение в прозе – роман «Тяжелые сны», в котором уже определились основные темы и идеи творчества писателя. Здесь речь идет о провинциальном учителе, разночинце Логине, который пытается бороться с пошлостью и застойностью быта («Мы живем не так, как надо»). Он убивает директора гимназии, в котором ему виделось средоточие всего мирового зла. Здесь обыгрывается сюжетная ситуация «Преступления и наказания» Достоевского (Анна//Соня Мармеладова).

Особенность романа «Тяжелые сны» - в своеобразном смешении натурализма и декадентства. В какой-то мере, копируя сюжетные ситуации Достоевского, Сологуб сводил его нравственные идеалы к декадентскому утверждению права человека на все виды аморализма во имя свободы, точнее, своеволия личности. Как писала Е.Старикова в статье «Реализм и символизм»: «…идеи покаяния перед людьми во имя каких бы то ни было нравственных убеждений для них не существует. С отрицания нравственных норм мира и начинается «освобождение» героев». Критики назвали «Темные сны» сологубовской проповедью воинствующего аморализма. В целом, роман «Тяжелые сны» написан в традициях реалистической прозы.

Те же проблемы, то же восприятие мира, провинциального быта, воинственной, разбушевавшейся пошлости, что и в первом романе, были затронуты в «Мелком бесе». Однако это произведение – особое явление в творчестве Сологуба.

Роман «Мелкий бес» создавался в течении 10 лет – с 1892 по 1902 гг. В наследии Сологуба он выделяется прежде всего широтою содержания. Ранние прозаические вещи Сологуба, в том числе и роман «Тяжелые сны», где начинается развитие устойчивых мотивов и образа главного героя, встретили равнодушный прием у читателя и отрицательную критику. Писатель говорил, что «вся первая половина» его литературного поприща «читателям не ясна, если не вовсе неизвестна». Лишь в «Мелком бесе» волновавшие Сологуба темы получили должный мыслительный и эстетический масштаб. И именно с этого времени Сологуб приобретает, несмотря на разноголосицу мнений о нем, большой вес в русской литературе. Первое издание романа состоялось в 1907 г. Друг за другом следуют издания романа. Этому сочинению многим обязано и повышенное внимание к последующей деятельности писателя.

Итак, именно роман «Мелкий бес» принес в свое время громкую славу Сологубу и несколько раз издавался даже в советский период. Поэтому современному читателю наиболее известен Передонов из «Мелкого беса», чем другие герои прозы Сологуба. Имя Передонова, «передоновщина» стали понятием нарицательным, определяющим все косное, человеконенавистническое. Советское литературоведение последовательно и непременно относило это понятие только к социальной области, имея в виду очередной показ «свинцовых мерзостей жизни

Дореволюционной России. Но в целом такая трактовка творчества Сологуба, как, впрочем, и любого большого художника, крайне однобока. Настоящий писатель всегда не помещается в рамки каких бы то ни было «измов» - будь то критический реализм, символизм или соцреализм. «Мелкий бес» - произведение сложное при кажущейся простоте.

Проблема личности в романе Сологуба «Мелкий бес».

Главный герой романа Сологуба «Мелкий бес» - Ардальон Передонов – это уже прямая противоположность эстету Логину из романа «Тяжелые сны». Он тоже школьный учитель, но им владеют тривиальные демоны: он жадный, подозрительный карьерист, который убивает в конце концов своего предположительного противника – Володина, которого принимает в бреду за превратившегося в человека барана. Противовес Передонову составляют сестры Рутиловы и гимназист Саша Пыльников. Эти образы очень символичны. Диониссийский элемент, свойственный жизнерадостным девушкам и «чистая» красота эротически привлекательного мальчика принадлежат к первичному райскому существованию, которое на земле пока что всего лишь утопия. Дети, с точки зрения Сологуба, - гаранты этой жизни: Живы дети, только дети,-

Мы мертвы, давно мертвы.

В романе «Мелкий бес» проблема личности возникает перед нами в негативе, от противного, как гротескное преломление «чудовищного» обезличивания человека в жизни российской провинции, в быту мещанской интеллигенции.

Главный герой «Мелкого беса» - воплощенная безликость, даже антиличность. «Мелкобесовская» суть главного героя, потребность делать пакости ближнему выражаются не в поступках собственно, не в действиях, а в пародии на поступки: Передонов норовит изюм украсть, чтобы на кухарку свалить, обои испачкать перед отъездом из квартиры, столб покривить, потому что слишком прямой и так до бесконечности.

Передоновым движут два главных импульса, два комплекса: комплекс страхов (он опасается «врагов» по службе и «преследующих» его женщин) и комплекс неудовлетворенного тщеславия (мечта о месте инспектора). Отсюда вытекают особенности сюжетной организации романа, две его линии: 1) взаимоотношения Передонова и «невест» (бегство от них, опасения героя продешевить, серия его интриг – как бы с помощью женщин получить вожделенное место инспектора) и 2) сюжет хождения по начальству с доносами.

Доносы, повальный взаимный страх, слухи, невероятность которых не мешает им безотказно действовать, - все это становится бытом в изображении автора «Мелкого беса». Неизвестно, откуда берутся безумные слухи, доносы и где их источник. Выразительна символическая деталь: в какой-то момент герой запутывается: «Он ли донесет, на него ли донесут, было неясно…». И герои с наслаждением погружается в этот «быт», по сути, фантастически нелепый. Но в поведении Передонова запечатлена не только нелепость, но и некая безумная «логика», непонятная сила, злая, бесовская – недаром его боятся. И в этом, несомненно, заключена определенная художественная истина и новизна образа центрального героя романа.

Таким образом, роман, отличающийся искусностью композиции и стилистической цельностью, обретает свою художественную гармонию благодаря тому, что абсурд поведения Передонова «снимается» кажущейся простотой, наивностью повествовательной манеры (сказка) и авторской иронией (опосредованное разоблачение Передонова). С помощью описания полного распада сознания Сологуб достигает комического и гротескного эффекта. Роман пронизан каламбурами и комически звучащими в своей обыденности поговорками. В стилистическом отношении чувствуется влияние Гоголя.

Функция фантастики в романе, строго говоря, не сатирическая, а онтологическая, замысел Сологуба, - представить всеобщий, мистически вечный дух «мелкого беса» в человеке. По меткому выражению К.Чуковского, в своем романе Сологуб обличает «не быт, а бытие». Каждый человек, обыкновенный, «бытовой», массовый, в художественной трактовке Сологуба, по сути «мелкий бес», существо безликое, над которым в состоянии возвысится якобы только личность исключительная, «поэтическая», живущая собственной внутренней и воображаемой жизнью вне «всяких норм» и морального долга, без «оков общественности». Это и есть идеал Сологуба – его лирический герой в поэзии.

Итак, роман «Мелкий бес» стал значительным явлением русской литературы рубежа 19-20 веков. В этой книге мы и сейчас находим важное для себя. Она по-своему предупредила о духовных бедах, испытанных человечеством на протяжении всего 20 столетия. Не раз приходилось читать, будто в последние годы Сологуб отрекся от «сатанических пристрастий, исцелился от ядов, отравлявших его душу, перестал витать в мире пороков и призраков, помирился с простою жизнью, которую некогда проклинал, обратил благосклонный взор к земле и полностью полюбил родину». При этом высказывалось, что в «просветлении» Сологуба сыграла роль тягостная судьба России, которую он полюбил якобы в годы ее страданий.





Список литературы:

1. См.: «Русская литература XX века. 1890—1910», т. 2, с. 61.

2. «Русская литература конца XIX — начала XX в. 1908—1917», М., 1972, с. 237.

3. Федор Сологуб, Искусство наших дней. — «Русская мысль», 1915, № 12, с. 44.

4. «Мелкий бес» Ф. Сологуба и русский реализм // В. Ерофеев. В лабиринте проклятых вопросов. – М.: Советский писатель, М. 1990.

5. «Мелкого беса» // Сологуб Ф. Мелкий бес. Роман. Рассказы / сост., вступ. ст. В. В. Ерофееева. - М.: Правда, 1989.









Научный руководитель- И. Э. Танирбергеновна, канд.филол. наук, доцент АРГУ им. К. Жубанова

Заявка на участие в конференции:

Название секции«Современные проблемы и тенденции развития социально-гуманитарных наук(философии, социологии, политологии, истории, культурологии и др.)»

Тема доклада«Проблема личности в творчестве Ф. Сологуба»

Фамилия Нигметова

Имя Асема

Отчество Багдатовна

ВУЗ, специальность АРГУ им. К. Жубанова, студентка 4 курса РИЛШНЯО

Адрес г. Актобе, ул. Кандагачская 11А

Контактные телефоны 87027228445

e-mail:batenova.asema@mail.ru

Непосредственное участие в конференции:

Участвую/ не участвую

ужное подчеркнуть)

Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!