СТРАХ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ И ПУТИ ЕГО
ПРЕОДОЛЕНИЯ
Человечество вступило в третье
тысячелетие и, благодаря невиданным достижениям с точки зрения
технического прогресса, добавило новых страхов к своему
существованию. Благодаря своим усилиям и эмоциональной
волатильности дети и подростки с особым энтузиазмом воспринимают
происходящие страхи. Эти страхи могут привести к настоящей болезни,
вплоть до психологического расстройства. С этой связью страхи детей
и подростков становятся в настоящее время мультиспецифической
психологической проблемой благодаря добавленному к ним личностному
фактору.
Цель: изучить виды, причины
возникновения и способы избавления от страха в подростковом
возрасте.
Есть много представлений о
страхе. Это объясняют специалисты, работающие в этой
области:
По мнению В.С.Мерлин, «страх –
это эмоция, способность биологически или социально реагировать при
угрозе».
Как считает К.Изард: «страх –
это состояние сложного эмоционального человека, особенно
чувственная реакция возникает, когда он
опасен».
Известный физиолог А.Кемпински
считал, что страх возникает из-за страховой интуиции, которая
предполагает, что защитное поведение влияет на нервную функцию тех
или иных изменений, на сердцебиение.
Российский психолог
А.И.Захаров отметил, что страх – это состояние души, укоренившееся
в человеке, свойство реагировать на направленную против него
силу.
Страх выполняет определенные
функции в жизни людей:
-
Мобилизации;
-
Защитная (выполняет
дополнительную функцию, не сталкиваясь с
опасностью)
-
Познавательный (помогает
распознавать окружающую среду).
Исследования ученых
показывают, что не только наш разум, но и наше тело силой реагирует
на различные опасные ситуации. Страх – может вызвать у человека
сокращение кровеносных сосудов сердца, потливость,
желудочно-кишечные расстройства, нарушение деятельности дыхательной
системы, чувство нехватки воздуха.
Важно различать естественные и
невротические типы страха.
В случае понимания основной
проблемы теперь можно сказать следующее. Оказывается, что с
невротическим страхом нужно бороться, а природный страх необходим
человечеству, а в некоторых случаях даже очень
полезен.
-
Во-первых, страх увеличивает
силовую активность человека, когда он находится в сложной
ситуации.Это происходит в результате насыщения мышц кислородом и
питательными веществами, когда адреналин попадает в
кровоток.
-
Во-вторых, страх способствует
запоминанию опасных или негативных событий. И это необходимо для
выживания человека, но в некоторых случаях может исходить из
иллюзии страха.
-
Третий страх- – то когда он
принимает какие-то решения, недостаточно информативен. А в такой
ситуации именно страх диктует основное
направление.
У подростков типы страхов
могут возникать из-за различных ситуаций.
Во-первых: возникновение и
развитие страха обусловлено различными неврозовыми состояниями.
Невроз-функциональное явление, возникающее из-за
нервно-паралитического расстройства, т.е. психологической боли –
может страдать психозом.
Вторая причина – неспособность
подростка вести себя гладко. Это связано с особой темперой.
Хроническое чувство тревоги, этот тип страха относится к тревожной
форме подросткового возраста.
Третья причина – недоверие.
Отсутствие определенных знаний приводит к неуверенности в
себе,беспокойству, низкой самооценке. То есть он тоже страдает
фобией.
Четвертая причина – влияние
родителей. Страхи, тревоги родителей напрямую влияют на
ребенка.
Пятая причина – влияние
общества. Страхи подростков, путешествующих в частном доме,
перевешивают страхи подростков, путешествующих в коммунальных
домах. Дети, которые путешествуют в частном порядке, не могут
видеть своих близких каждый день поэтому они боятся быть одни. А в
коммуналках больше взрослых, больше детей, которые с собой так мало
приходят в страхе, что им будет лень. Одиноким детям в семье
родители проявляют большую заботу их страх потерять любовь этих
родителей – самое болезненное.
Шестая причина: страх потерять
репутацию среди своих друзей. Такие дети становятся замкнутыми,
тревожными.
Седьмая причина: влияние
социальных сетей на психику детей. Среди них: различные видео в
социальных сетях, радиопередачи, новости по
телевидению.
Причина восьмая: внутренний
мир подростка: разочарование в жизни, легочная обида, боязнь
наказания-многие события, приводящие подростков к
самоубийству.
Пути решения проблем зависят
от типов страхов. По мнению
исследователей:
Человек может сам заметить,
чего боится со стороны. Но люди могут чувствовать себя обманчивыми.
Поэтому им нужно будет проконсультироваться с
врачом-психотерапевтом и психологом.
Человек-существо многомерной
природы. Он всегда старается оптимально решить множество проблем.
Только в результате активной жизни и продвижения вперед многие
страхи остаются позади.
Это означает установление мира
в нашей душе. Эмоциональный покой с внутренним комфортом гораздо
важнее внешнего вида. Чувство страха начинает стихать, когда
человек занимается интересным для него
делом.
Каждому человеку также
необходимо быть одиноким в подростковом возрасте. Спокойно
определиться с планами на будущее и просто отдохнуть. Хороший
отпуск – это способ изменить свою работу.
-
Упражнения на правильное
дыхание;
-
внимательное отношение к своим
действиям;
-
человек может решать свои
ситуации сам.
Список использованной
литературы:
-
Мерлин В.С. Проблемы
экспериментальной психологии личности.
-Пермь.1970.
-
Изард К. Эмоции человека. -
М.,1980.
-
Кемпински А. Психопатология
неврозов. - Варшава, 1975.
-
Захаров А.И. Неврозы у детей и
психотерапия. - СПб., 2000.
-
Ильин Е.П. Дифференциальная
психофизиология мужчины и женщины. - СПб.,
2002.
-
Леонгард К. Акцентуированные
личности. - Киев, 1989.
-
Мэй Р. Проблема тревоги. – М.,
2001 .
-
Прихожан А.М Тревожность у
детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.
- М., 2000.