Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Тема любви у А. Кунанбаева и у А. Пушкина
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «УНИКАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМЫ ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА И АБАЯ»
Бейсембина Г. Н., учитель русского языка и литературы
Абаева Балжан, ученица 8 класса,
СОШ №18 г. Павлодар
Любовь - тема великая и неисчерпаемая. Эта проблема волнует каждого человека, ей посвящены величайшие произведения мировой литературы, философские трактаты и эссе, психологические исследования. Любовь признавалась вечной, всегда актуальной ценностью, некоторые мыслители прошлого понимали любовь как сущностную, сакральную характеристику мироздания. «Любовь призвана совершать добрые дела. Пусть все люди войдут в мир любви, чтобы собственным сердцем прикоснуться к этой великой тайне. Любовь – как солнце, которое щедро дарит свои лучи всему миру, не теряя при этом ни одного из них, но приобретая разноцветье садов и цветов» - писал Абай Кунанбаев. «Любви все возрасты покорны» - сказал А.С Пушкин. В жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, для кого-то становиться источником страданий от неразделенного чувства. Так что же такое любовь? Как нужно любить? Какая она бывает, первая любовь?
Объект исследования – тема любви в поэтических произведениях великих философов и мыслителей Абая и Пушкина.
Предмет исследования – стихотворения о любви, письмо Татьяны Онегину – оригинал Пушкина и вольный перевод Абая.
Цель исследования – расширить знания о творчестве Абая и Пушкина, показать глубину и богатство их чувств, сопоставить особенности раскрытия темы любви в их произведениях.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
- найти сведения первой любви двух великих поэтов и мыслителей – Пушкина и Абая – послужившей импульсом к созданию лирических стихотворений о любви.
- рассмотреть стихотворения о первой любви Пушкина и Абая,
- сравнить способы раскрытия темы любви в поэзии Пушкина и Абая («Дневник двойной записи».)
- провести сопоставительный анализ женских образов в романе в стихах «Евгений Онегин» (Ольги и Татьяны Лариных),
-проанализировать письмо Татьяны Онегину Пушкина и в вольном переводе Абая.
-сделать вывод о том, в чем состоит уникальное своеобразие темы любви в произведениях двух великих поэтов – Абая и Пушкина.
Первая любовь Абая
Первой любовью великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева стала девушка по имени Тогжан. Но его чувства были изначально обречены – они не соответствовали честолюбивым планам отца поэта, который все решил за сына. К тому же аулы, в которых жили Абай и Тогжан, разделяла вражда из-за спорного пастбища. Но судьба дала ему второй шанс – его юношеская любовь воплотилась в его второй жене Айгерим.
Вполне возможно, что Абай и не стал бы поэтом, если бы не первая неудавшаяся любовь. С разбитым сердцем бродил он в одиночестве в степи, тогда же пристрастился к чтению, научился играть на домбре и стал сочинять стихи.
Через много лет Абай и Тогжан снова встретились. На охоте известный поэт попал в снежный буран, заблудился и случайно набрел на аул, в котором жила Тогжан, которая вышла замуж за другого. Она несколько дней не отходила от простудившегося Абая. Так они стали друзьями и даже породнились: Абай стал ее братом, а Тогжан – его сестрой. Образ этой нежной девушки остался с поэтом навсегда. Быть может, поэтому стихи Абая о любви наполнены грустью, щемящей сердце.
Стихотворения Абая о любви
Ты
зрачок глаз моих, И
мудрец весь седой, Весь в слезах я брожу |
Нас, влюбленных, не счесть. Где-то ходишь, маня... Каждый верит в успех, |
Для поэта любимая – самое важное для него, как зрачок глаз, ведь благодаря любви поэт начинает по-другому смотреть на мир, ему открывается красота этого мира!
В душах влюбленных горит пламень любви, и в то же время это мучительно, ведь пламень очень горяч. И муки от того, что влюбленный не знает, кого же любит его любимая (кто же милый твой есть?)
Для влюбленного поэта его возлюбленная – самое дорогое существо на всей планете (не встречал я такой)
Чтобы выразить свое чувство, поэт ищет неповторимые, как жемчужины, слова, такие, которые не говорил ни один поэт на Земле, и страдает от того, что не может выразить словами глубину и силу своих чувств.
Поэт сконцентрирован на предмете своей любви, все остальное перестает быть для него ценным.
Любимая! Прекрасней нет на свете!
Пусть я умру, но ты живи и здравствуй!
Моей душе блаженства ты дарила.
Сияй, мой свет, не прячь улыбки милой!
Пусть говорят, что нет на вкус мерила,
Ты целый мир красою покорила!
Любовь придет, собою не владеешь,
Как в лихорадке, истощав, худеешь.
Отчаявшись, трясешься, как в ознобе,
Надеясь, снова - и горишь, и млеешь.
В этом стихотворении поэт описал внутреннее состояние влюбленного человека: любовь охватывает человека целиком, это чувство всецело владеет им, он не может думать ни о чем другом, не может делать ничего другого, только стремится снова к своей возлюбленной. Он ощущает это как болезнь (лихорадка), от которой человек худеет и над которой не властен. И он снова надеется на взаимность. Его любимая для него прекрасней всех на свете, и ему кажется, что и весь мир считает ее красивой. И он готов жизнь отдать, если это понадобится его любимой.
Ты – очей моих свет,
Ты – души моей цвет.
Заболел я тобой,
Исцеления нет.
Как и в предыдущих стихотворениях, поэт пишет о том, что любовь, как болезнь, овладевает человеком целиком, и от этой болезни нет исцеления. И в то же время душа расцветает от этого чувства, становится прекрасной, цветущей, а глаза видят свет.
Самый мудрый казах,
Тот, кто в зрелых летах,
В мире ровни тебе
Не нашел бы никак.
У поэта ощущение, что его любимая – самая мудрая, мудрее даже человека с большим жизненным опытом.
Плача, песнь заведу,
Весь слезой изойду.
Если дело в словах,
Я для милой – найду.
Строг и сдержан, спою
Про любовь я свою.
Я давно своих чувств
От тебя не таю.
От избытка чувств поэт плачет и поет, пытаясь выразить через слова, песни и слезы свое чувство.
Тайн сердечных знаток,
Взор девичий глубок.
У невинной на вид,
Суд на деле жесток.
Пусть страдают вокруг,
Ты терпения друг.
Я пылаю, горю, -
Не снисходишь до мук.
Поэт понимает, что его любимая знает о его чувствах, но не отвечает взаимностью, не сострадает ему, не жалеет его за его муки, и поэтому он называет ее жестокой.
Ты мне лик свой открой.
Где извивы волос,
Где и щек твоих зной.
Где и глаз нет черней
Под изломом бровей.
Рот – медовый бутон,
Зубы – снега белей.
Где и нос меня влек,
Стан – прогнет ветерок.
Кожей белой нежна,
Словно редкий цветок.
Свет очей моих, стой!
Ты меня удостой!
Пусть насытится взор
Всей твоей красотой.
Поэт находит слова для описания своей возлюбленной, мы видим волнистые волосы, горящие щеки, красивые брови, губы, тонкую талию… Он сравнивает ее с прекрасным цветком и не может на нее наглядеться.
Моя мука, тебя
Видя, радостен я!
Твой пленительный смех,
Словно трель соловья!
Ты – цветка аромат,
Свет, смущающий взгляд.
Как увижу тебя,
Я любовью объят.
Поэт говорит о радости видеть любимую, слышать ее смех, похожий на прекрасное пение птицы. Он сравнивает ее с ароматом цветка, этим чудом природы. И говорит о том воздействии, которое она оказывает на него – смущение и любовь.
Чем тебя улестить?
Как любви боль избыть?
Только встреча с тобой
Может все изменить.
Нас, влюбленных, не счесть.
Кто же милый твой есть?
Ты прости, я не смог
Толком речь произнесть.
Поэт не знает, что ему нужно сделать для того, чтобы привлечь любовь своей возлюбленной, а без ее любви он испытывает страдание. Он мечтает о встрече с нею и надеется на взаимность, хотя и думает, что в нее влюблены очень многие, и не знает, кто из них стал ее избранником.
Конечно, поэт понимает, что невозможно выразить словами всего, что чувствует любящий человек, поэтому и просит прощения у любимой за эту невыразимость чувств. Хотя мы увидели, что у него получилось прекрасное стихотворение.
Таким образом, для Абая любовь – это всепоглощающее чувство, которое охватывает человека целиком, вызывает океан чувств и эмоций, которые просятся быть выраженными в песне, в словах, и в нем пробуждается поэтический талант. Следовательно, любовь пробуждает талант и творческое вдохновение, человек становится творцом. Любовь является самым прекрасным человеческим чувством. Истинную любовь Абай ставит выше других чувств, показывая её неодолимую силу.
Первая любовь Пушкина
Екатерина Павловна Бакунина прожила достойную жизнь. Она была любимой фрейлиной императрицы, талантливой портретисткой, музой многих живописцев. Однако в историю Бакунина вошла, прежде всего, как предмет безответной первой любви великого поэта.
В 1811 году брат Екатерины Александр Бакунин поступил в только открывшийся Царскосельский лицей, предназначенный стать колыбелью выдающихся талантов Российской империи. На лето Екатерина вместе с матерью переселились в Царское Село, стали в лицее частыми гостьями, получали приглашения на все балы и праздники лицея.
Статная шестнадцатилетняя Катенька Бакунина пленила взгляды. Покатые плечи, тонкий стан и волны каштановых волос — образ девушки бередил сердца лицеистов
В омут карих глаз попали многие из них — Малиновский, Пущин и, конечно, Пушкин. Он был сражен и безутешен. «Увы! Он знал любви одну лишь муку!» — писал Пушкин в своем дневнике.
Да, это была первая любовь юноши, по-настоящему поэтическая и вдохновляющая — Катенька стала музой молодого поэта и недосягаемым объектом обожания.
Лицейский товарищ Пушкина Сергей Комовский упоминал Бакунину в письмах, признавая, что тот действительно глубоко тронут и влюблен. Пушкин посвятил Екатерине целый цикл прекрасных произведений — «Бакуниной», «Итак, я счастлив был», «Осеннее утро», «Наездники», «К ней», «Окно», «Элегия» и другие (всего 23 стихотворения).
Любовь поэта была безответной. Пушкин, как того ни желал, не мог рассчитывать на взаимность со стороны Бакуниной. Он — слишком юный и неопытный, она — старше на четыре года, взрослая красивая девушка, окруженная поклонниками.
Память о светлых чувствах поэт пронес сквозь всю свою жизнь — спустя годы, в восьмой главе «Евгения Онегина» Пушкин вспомнил те дивные дни юношеской влюбленности.
Стихотворения Пушкина о любви
БАКУНИНОЙ
Напрасно воспевать мне ваши
именины
При всем усердии послушности
моей;
Вы не милее в день святой
Екатерины
Затем, что никогда нельзя быть вас
милей.
"О милая, повсюду ты со мной,
Но я уныл и в тайне я грущу
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдет ли ночь с осеннюю луною -
Я все тебя, прелестный друг, ищу:
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю,
Одну тебя в неверном вижу сне,
Задумаюсь – невольно призываю,
Заслушаюсь – твой голос слышен мне»
Для поэта его любимая – самая милая из всех женщин Земли – «нельзя быть вас милей». Её образ повсюду сопровождает влюбленного поэта, он днём думает о ней, ему слышится её голос, а ночью она ему снится. Он мечтает только о ней.
К НЕЙ
Ужели никогда на друга друг
не взглянет,
Иль вечной темнотой покрыты дни мои?
Ужели никогда нас утро
не застанет
В объятиях любви?
Эльвина, почему в часы
глубокой ночи
Я не могу тебя с восторгом обнимать,
На милую стремить
томленья полны очи
И страстью
трепетать?
И в радости немой, в
блаженствах упоенья
Твой шепот сладостный и тихий стон
внимать,
И в неге в скромной тьме для неги
пробужденья
Близ милой засыпать?
1815 год
Поскольку это стихотворение написано шестнадцатилетним влюбленным мальчиком – именно столько лет было Пушкину в 1815 году, мы видим, что он чувствует восторг, влечение к любимой, даже страсть. Он мечтает о ночи с ней, как мечтает всякий влюбленный юноша.
ОКНО
Недавно темною
порою,
Когда пустынная луна
Текла туманною
стезею,
Я видел — дева у окна
Одна задумчиво
сидела,
Дышала в тайном страхе грудь,
Она с волнением
глядела
На темный под холмами путь.
«Я здесь!» — шепнули
торопливо.
И дева трепетной рукой
Окно открыла
боязливо...
Луна покрылась темнотой.
«Счастливец! — молвил я
с тоскою, —
Тебя веселье ждет одно.
Когда ж вечернею
порою
И мне откроется окно?»
В этом стихотворении мы снова видим продолжение темы страсти и мечты влюбленного юноши о том, чтобы вместе с любимой наслаждаться любовью, мечтает о том, что она позовет его, и они будут вместе.
***
Когда в забвении перед классом
Порой терял я взор и слух,
И говорить старался басом,
И стриг над губой первый пух,
В те дни...в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких слов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал..."
"Евгений Онегин", глава VIII
В романе в стихах «Евгений Онегин» поэт вспоминает о своей первой пылкой влюбленности, о счастье и муках первой любви, которая овладевает всем существом юноши, и он думает только о своей возлюбленной.
Таким образом, первая любовь поэта – это любовь пылкая, юноша забывает обо всем, мечтает только о прелестной деве, в которую влюблен, мечтает о близости с нею.
Более поздние стихотворения о любви Пушкина говорят нам о том, что любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство («Я Вас любил, любовь еще, быть может…»), облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда она безответна, любовь – дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец», вдохновляющий поэта на творчество: «И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»
Сравнение способов раскрытия темы любви в поэзии А.С.Пушкина и Абая Кунанбаева.
«Дневник двойной записи». Фраза в стихотворении, которая меня заинтересовала, мои впечатления, чувства
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Пушкин нарисовал совершенный образ женской красоты
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
В памяти поэта остались ангельская красота и нежный голос возлюбленной.
Стройный стан, тонкий стан, легкая нога,-
Красивая девушка всем дорога.
Как спелое яблоко, я бы сорвал
Желанную, что прекрасна и строга.
Абай использует поэтические образы, связанные с народно-поэтическими представлениями. Это сравнение девушки со спелым яблоком.
Невзначай коснись руки ее своей-
Кровь по жилам твоим побежит быстрей
Приблизишь лицо к милому лицу-
Умереть захочешь на груди у ней.
Поэт подчеркивает милые черты ее внешности.
Я сделала вывод, что оба поэта говорят на одном языке –языке любви.
Любовная лирика Пушкина и Абая.
«Красота внешняя и внутренняя. Женские образы в романе в стихах
А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Женщина, идеал женской красоты, понятие о внешней и внутренней красоте, что значит «красота». Я сравнила двух героин, двух сестер Лариных: Ольгу и Татьяну.
1.Ольга. Внешность;
- «мягкий стан»;
770 ₸ - Сатып алу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
- Жүктелуде...
тақырыптармен дайындаймыз