Материалдар / Тема: Терминология науки Задание 1. П 10 нед русск яз
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Тема: Терминология науки Задание 1. П 10 нед русск яз

Материал туралы қысқаша түсінік
рочитайте текст и выполните задания. 1) Составьте вопросы к тексту 1)В каком году П.Н.Лебедев продемонстрировал всему миру великое открытие? 2)Сколько мг солнечный свет давит на него? 3)В каком университете хранятся его приборы? 2) Выпишите термины, объясните их значения Электромагнитные волны-распространящееся в пространстве возмущение электромагнитного поля. Сигнал-материальное воплощение сообщения для использования при передаче,переработке и хранении информации. Техники-радиотехники-обообщающее наименование сложных устройств,механизмов,систем. Давления света-давление,которое оказывает световое излучение,падающее на поверхность тела. Световая волна-электромагнитная волна видимого диапозона длин волн. 3) Выпишите существительные в И.п. и Р. п. падежах Техники-радиотехники,тела,давление,природа,волна,задача,трудность,решения,свет,метр,лет,приборы,работы,задачу,доказать,ученый,существование,давления,зеркало,для осуществления,открытие,науки,св
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Ақпан 2024
81
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
250 тг 188 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: Терминология науки

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания.

1) Составьте вопросы к тексту

1)В каком году П.Н.Лебедев продемонстрировал всему миру великое открытие?

2)Сколько мг солнечный свет давит на него?

3)В каком университете хранятся его приборы?

2) Выпишите термины, объясните их значения

Электромагнитные волны-распространящееся в пространстве возмущение электромагнитного поля.

Сигнал-материальное воплощение сообщения для использования при передаче,переработке и хранении информации.

Техники-радиотехники-обообщающее наименование сложных устройств,механизмов,систем.

Давления света-давление,которое оказывает световое излучение,падающее на поверхность тела.

Световая волна-электромагнитная волна видимого диапозона длин волн.

3) Выпишите существительные в И.п. и Р. п. падежах

Техники-радиотехники,тела,давление,природа,волна,задача,трудность,решения,свет,метр,лет,приборы,работы,задачу,доказать,ученый,существование,давления,зеркало,для осуществления,открытие,науки,света,светового,великое,опыта,опытов,работа.

4) Разберите слова по составу: электромагнитные, измерить, светового, мировую, экспериментального, тело, принесло

Электромагнитный(электр-корень,о-гласная,магнит-корень,н-суффикс,ый-окончание),измерить(из-приставка,мер-корень,и-суффикс,ть-глагольное окончание),световой(свет-корень,ов-суффикс,ой-окончание),мировая(мир-корень,ов-суффикс,ая-окончание),экспериментальный(эксперимент-корень,альн-суффикс,ый-окончание),тело(тел-корень,о-окончание),принести(при-приставка,нес-корень,ти-глагольное окончание).

5) Составьте тематическую группу существительных о науке – физика

Электромагнитные волны,сигнал,техники-радиотехники,давления света,световая волна.


Задание 2. Расскажите, для какой области науки, техники и искусства характерны указанные термины.

Эти навыки нужны для космонавтики.


Задание 4. Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Качественные: оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечный привет, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, свинцовые тучи, тяжёлый портфель, глухой старик, волчий аппетит, собачий холод, змеиная улыбка, постное лицо, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, железная воля.

Относительные: оловянный солдатик, сердечные мышцы, каменный дом, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, городской парк, тяжёлая промышленность, глухой согласный, волчья шуба, морская пехота, точильный станок, постное масло, куриный суп, беличий воротник, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма.

Притяжательные : дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, оленьи рога, Катюшин велосипед, змеиный яд, мышиный хвостик, соседкин сад, куриная лапка, дедовы слова, птичий гомон, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.


Задание 5. Образуйте имена прилагательные с помощью суффиксов –и,-енн,-ан(ян). Составьте словосочетания.

электрон-электронный,бетон-бетонный,сталь-стальной,железо-железный,хрусталь-хрустальный,мука-мучной,мясо-мясной,рыба-рыбный,картофель-картофельный,овощи-овощной,грибы-грибной,яблоко-яблоневый,яблочный,песок-песчаный,глина-глиняный,шерсть-шерстяной,лед-ледяной,время-временный,общество-общественный,государство-государственный.


Задание 6. Произнесите слова, обоснуйте место ударения в них.

Абсе́нт,ана́лог,антропо́лог,архео́лог,афи́няне,ба́рмен,баро́граф,ванда́л,визави́,бе́нзопрово́д, во́здухопрово́д,газопрово́д,гальвано́метр,дже́нтльме́н,диало́г,диспансе́р,догово́р,дози́метр,дремо́та,жалюзи́,завсегда́тай,за́говор,зево́та,земля́нин,катало́г,кварта́л, киломе́тр,крестья́нин,кубоме́тр,лати́нянин,мано́метр,марсиа́нин,миря́нин,мусоропрово́д,некроло́г,немота́,несессе́р,нефтепрово́д,парте́р,пригово́р,путепрово́д,ри́млянин,селяни́н,сиро́ты,скукота́,славяни́н, слобожа́нин,согляда́тай,тео́лог,факси́миле,фено́лог,фено́мен,филисти́мляне,хода́тайство,хода́тайствовать,христиани́н,хроно́метр,черноту́,э́ллины.


Задание 7. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки. Выделите глаголы и укажите их спряжение. Определите, в какой форме употреблены глаголы (наклонение, время, число, лицо или род).

1.Тишина – даже ветка не хрустнет(1спр.,изъяв. накл., буд. вр., 3 лицо, ед.ч. (Бунин). 2. Где-то после обеда, среди сплошного дождя до нас доносятся какие-то странные звуки, они всё усиливаются(1спр.,изъяв. накл., наст. вр., 3 лицо, мн.ч.), крепнут(1спр.,изъяв. накл., наст. вр., 3 лицо, мн.ч.), и мы понимаем(1спр.,изъяв. накл., наст. вр., 1 лицо, мн.ч.), что идёт(1спр.,изъяв. накл., наст. вр., 3 лицо, ед.ч.) катер (Казаков). 3. Передвинешься(1спр.,изъяв. накл., буд. вр., 2 лицо, ед.ч.) на середину рейда – море спрячется(1спр.,изъяв. накл., буд. вр., 3 лицо, ед.ч.), зато вдруг раздвинется(1спр.,изъяв. накл., буд. вр., 3 лицо, ед.ч.) весь залив налево (Гончаров). 4. Это ехал(1спр.,изъяв. накл., пр. вр., 3 лицо, ед.ч.) Абогин протестовать(н.ф.), делать(н.ф.) глупости (Чехов). 5. Иной качает(1спр.,изъяв. накл., наст. вр., 3 лицо, ед.ч.) головой, те шепчутся(1спр.,изъяв. накл., наст. вр., 3 лицо, мн.ч.), а те смеются(1спр.,изъяв. накл., наст. вр., 3 лицо, мн.ч.) меж собой (Крылов). 6. Я удерживаю(1спр.,изъяв. накл., наст. вр., 1 лицо, ед.ч.) за собой право сказать(н.ф.) и своё мнение (Л. Толстой). 7. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался(1спр.,изъяв. накл., пр. вр., 3 лицо, ед.ч.) в это неподвижное лицо (Л. Толстой). 8. В Оренбурге смеркается(1спр.,изъяв. накл., наст. вр., 3 лицо, ед.ч.) в шесть часов (Ясенский). 9. Ему ни за что не хотелось(1спр.,изъяв. накл., пр. вр., 3 лицо, ед.ч.) показаться(н.ф.) смешным (Бунин). 10. Накрапывало(1спр.,изъяв. накл., пр. вр., 3 лицо, ед.ч.), в переулках было(1спр.,изъяв. накл., пр. вр., 3 лицо, ед.ч.) пусто (Бунин). 11. Всё меньше любится (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч. – безличный глагол), всё меньше дерзается (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч. – безличный глагол). 12. Волны приходят (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.), и волны уходят (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.), стелются (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.) пеной на берег отлогий. 13. Межу тучами и морем гордо реет (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.) Буревестник. 14. Едешь (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 2-е л., ед. ч.) тундрой, дышишь (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 2-е л., ед. ч.) морозным воздухом и чувствуешь (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 2-е л., ед. ч.) себя хозяином всех дорог и путей, веришь (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 2-е л., ед. ч.), что всё в твоей жизни сбудется (I спр.; изъяв. накл., буд. вр., 3-е л., ед. ч.). 15. Статные осины высоко лепечут (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.) над вами, длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.). 16. Посмотришь (II спр.; изъяв. накл., буд. вр., 2-е л., ед. ч.) на дельца иного: хлопочет (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.), мечется (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.), ему дивятся (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.) все. 17. Шумят (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.) и пенятся (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.) валы. 18. Окрылённый хвалою автор ничему не учится (II спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.), жаждет (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.) дальнейших опьянений похвалами. 19. На небе брезжит (разноспр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.) утренняя заря. 20. Бабушка сеяла (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ж. р.) муку в амбаре. 21. Уж тает (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.) снег, бегут (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.) ручьи, в окно повеяло (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ср. р.) весной. 22. Только сердце почему-то сладко таяло (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ср. р.) в груди. 23. Он с детства ненавидел (II спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.) и презирал (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.) лавочников. 24. Кто вынянчил (II спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.) эти здания? 25. Сосед мой, ткач, сына обездолил (II спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.), парень на крахмальный завод нанялся (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.). 26. Пошатнулась (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ж. р.) Австрийская империя, обезлюдела (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ж. р.) Германия. 27. Пусть струится (II спр.; повел. накл., 3-е л., ед. ч.) над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет. 28. Кто камень возьмёт (I спр.; изъяв. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.), то пускай поклянётся (I спр.; повел.накл., 3-е л., ед. ч.), что с честью носить его будет (II спр.; изъяв. накл., буд. вр., 3-е л., ед. ч.). 29. И всё, что выразится (II спр.; изъяв. накл., буд. вр., 3-е л., ед. ч.) здесь, да вникнет (I спр.; повел.накл., 3-е л., ед. ч.) в душу снова, как плач о Родине, как песнь её судьбы суровой. 30. – Я готов; прикажите (I спр.; повел. накл., 2-е л., мн. ч.) начинать (I спр.; инфинитив)? 31. Пришёл (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.) С.И. Мамонтов и посоветовал (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.): – Бросьте (II спр.; повел.накл., 2-е л., мн. ч.) нервничать (I спр.; инфинитив), Феденька! Возьмите (I спр.; повел. накл., 2-е л., мн. ч.) себя в руки, прикрикните (I спр.; повел. накл., 2-е л., мн. ч.) хорошенько на товарищей да сделайте (I спр.; повел. накл., 2-е л., мн. ч.)посильнее первую фразу. 32. Я бы сходила (II спр.; усл.накл., ед. ч., ж. р.) с ним на рынок и провизии бы купила (II спр.; усл. накл., ед. ч., ж. р.): теперь бы кушали (I спр.; усл. накл., мн. ч.) и деньги были бы целы. 33. Они просто жили (I спр.; изъяв. накл., прош. вр.; мн. ч.) и просто боролись (I спр.; изъяв. накл., прош. вр.; мн. ч.), не думая, что они борются (I спр.; изъяв. накл., 3-е л., мн. ч.) и совершают (I спр.; изъяв. накл., 3-е л., мн. ч.) какие-то подвиги. 34. Вот и нынче про Стегнея Борисовича тоже выведывала (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ж. р.), до всего ей дело. 35. Братья требовали (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., мн. ч.) от отца раздела имущества. 36. Чтоб достичь (I спр.; инфинитив) этого, не брезговал (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.) ничем. 37. Много пили (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., мн. ч.) мёду и горилки; охмелели, обезумели (I спр.; изъяв. накл., прош. вр., мн. ч.) гости.


Задание 8. Спишите, вставляя пропущенные окончания существительных. Укажите род, число, падеж и тип склонения. Найдите термины. К какой науке они относятся? Найдите однокоренные слова.

Открыватели могучей эпохи в науке, которую теперь называют атомной, Мария и Пьер Кюри сделали свое открытие.В холодном сарае.В трудных условиях были получены первые миллиграммы радия из многих тонн сырой руды. Мария Кюри умерла от лучевой болезни. После ее смерти в сарае нашли маленькую книжку. Ученые положили ее рядом со счетчиком радиоактивных излучений. «Тук-тук-тук»- застучал счетчик. Он почувствовал радиоактивность.

Открытие(ср.род.,ед.ч.,и.п.,2-скл),в сарае(муж.род.,ед.ч.,и.п.,2-скл),счетчиком(муж.род.,ед.ч.,и.п.,2-скл).


Задание 9.Поставьте существительные в форме И.п., и Р.П. множественного числа. Обозначьте окончания.

Вес - веса, весов; объём - объёмы, объёмов; параметр - параметры, параметров; площадь  площади, площадей; сторона - стороны, сторон; форма - формы, форм; штука - штуки, штук; экземпляр - экземпляры, экземпляров; время - времена, времен; масштаб - масштабы, масштабов; часть - части, частей; конец - концы, концов; центр - центры, центров; пирамида - пирамиды, пирамид; треугольник - треугольники, треугольников; прямоугольник - прямоугольники, прямоугольников; радиус - радиусы, радиусов; угол - углы, углов; цель - цели, целей; фигура - фигуры, фигур; цилиндр - цилиндры, цилиндров,человечество - человечества,человечеств;прогресс - прогрессы,прогрессов;наука – науки,наук;проблема – проблемы,проблем;ресурсы-ресурс,ресурсов.


Задание 10.Прочитайте. Озаглавьте текст. Ответьте на вопросы

1) Какова роль Абая в казахской литературе? В истории казахского народа?

Принадлежа народу, лишенному широких культурных связей с другими, Абай, образованный и талантливый человек, сумел приобщиться к классической поэзии Востока, а затем и к русской культуре. Это сыграло решающую роль в становлении Абая – основателя письменной казахской поэзии. Он открыл казахскому народу произведения великих русских классиков.

2) К чему призывал Абай простой народ? Кого он высмеивал?

Сторонник просвещения, Абай в своих сочинениях воспевал трудолюбие, честность, мужество простых людей. Горячо призывал он народ к смелой борьбе за лучшее будущее.Абай, сводолюбивый поэт, открыто высмеивал угнетателей народа, защищал интересы бедноты. Он надеялся увидеть народ просвещенным, свободным, счастливым.

3) Подберите слова, которые могут сочетаться с данными прилагательными. С полученными словосочетаниями составьте предложения и запишите их.Общественный, честный, культурный, классический, письменный, свободолюбивый, просвещенный, популярный, великий, счастливый.

Общественный деятель,честный человек,культурный образ,классический жанр,письменный стол,свобожолюбивый человек,просвящённый свет,популярный диск,великий ученый,счастливый ребенок.

4) Просклоняйте существительные классик, польза, просвещение.

Классик-классика,классику,классиком,о классике.Польза-пользы,пользе,пользу,пользой,о пользе.Просвещение-просвещения,просвещению,просвещением,о просвещении.


Задание 11. Слова запишите двумя группами: 1) названия людей по их профессии и 2) названия предметов (орудий действия). Укажите в них суффиксы. Подчеркните двумя чертами соединительные гласные. И..следователь, дожд..мер, закр..питель, выключатель, пчел..вод, уч..тчик, пар..ход, язык..вед, глаз..мер, ракет..носитель, сч..тчик, лётчик-испытатель.

1) Названия людей по их профессии:исследователь,пчеловод,учетник,языковед,ракетаноситель,лётчик-испытатель.

2) Названия предметов:пароход,счетчик,глазомер,дождемер,закрепитель,выключатель.




Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!