Тема
урока: "Назывные
предложения"
Класс:
8
Цели.
-
познакомить с особенностями односоставных
предложений с главным членом подлежащим; учить отличать виды
односоставных предложений друг от друга.
-
развивать
связную речь, воображение, мышление, память; учить самостоятельно
делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме, задачи,
которые необходимо решить на уроке.
-
воспитывать любовь к слову, к прекрасному;
прививать интерес к изучению родного языка.
Оборудование. современные
песни на тему “Зима”. Учебник “Русский язык. 8” под редакцией С. Г.
Бархударова.мультимедийная презентация в программе
MicrosoftPowerPoint.
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
Звучит
песня “Снежинки” в исполнении группы
“Всегда!”
- Сегодня
я предлагаю вам со мной прогуляться по зимней стране Односоставных
предложений. Я не оговорилась… Как вы думаете, почему от
односоставных предложений веет холодком? (В строении этих
предложений присутствует только один главный член предложения.) Но,
несмотря на это их холодное качество, мы постараемся на уроке
увидеть, что односоставные предложения могут быть красивыми и не
менее важными в нашей речи, чем двусоставные. Все задания будем
выполнять на маршрутных листах. Подпишите их и запишите сегодняшнее
число.
II.
Языковая разминка.
Вспомним материал прошлых
уроков.
-
Работа с текстом.
На доску
проецируется текст.
Волшебная осень парков. Чуть – чуть
сыр…вато. Листья (не) хотя отрываются и словно пов…сают
на (не)видимых паутинках. Долго (долго) падают кленовые
листья. Как хороши!
Кажется, листья падают (не)беззвучно.
Кажется, полет сопровождает тихая музыка.
Один ли я ее слышу?
(По В.
Пескову)
-
Составьте задания к данному тексту.
(
Озаглавьте текст. Вставьте и объясните пропущенные
орфограммы. Какая орфограмма встречается
чаще?)
III.
Открытие нового знания.
1.
Подводящий к постановке и решению проблемы
диалог.
-
Найдите двусоставные предложения, подчеркните грамматическую
основу.
-
Найдите односоставные предложения с главным членом сказуемым,
определите их тип, подчеркните грамматическую
основу.
-
Подчеркните грамматическую основу в оставшихся
предложениях.
- Какого
типа эти предложения? (Односоставные)
-
Назовите главный член предложения.
(Подлежащее)
- Какой
будет тема сегодняшнего урока? (Односоставные предложения с
главным членом - подлежащим.) Как вы думаете, Что мы должны
узнать на уроке? Какие задачи решить?
- Итак,
сегодня мы познакомимся с особенностями односоставных предложений с
главным членом – подлежащим. И будем учиться отличать их от других
односоставных предложений, уже хорошо известных
вам.
- Какое
время выражается в этих предложениях? (Настоящее)
-
Измените временной план. Что случилось с предложениями?
(Стали двусоставными)
Н-р: Была
(будет) волшебная осень парков.
- О каких
явлениях говорится в односоставных предложениях с главным
членом – подлежащим? ( О тех, что происходят в
настоящем).
-
Какую функцию выполняют такие предложения в речи ?
(Называют предметы, явления.)
2.
Запишите тему урока. Определите ключевые слова
темы.
3.Работа с
учебником. Стр. 96. Правило.
- Что
нового узнали из текста в рамке?
-Какое
значение выражают назывные предложения? (сообщают о том, что
какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящее
время)
- Каковы
их структурные особенности? (из второстепенных членов предложения в
назывных предложениях бывают только согласованные и несогласованные
определения)
- Какими
частями речи может быть выражено подлежащее?
(Существительными,
местоимениями)
- Какие
могут быть назывные предложения по цели высказывания?
(повествовательные, восклицательные)
4.
Лингвистический эксперимент.
-
Запишите
предложения, сравните их.
-
Рассветает. Рассвет. Наступает
рассвет.
-
Что
объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл – утверждается о
существовании явления в настоящем.)
-
В чем
различие между ними? (В структуре: 1 –безличное, 2 – односоставное
назывное, 3 – двусоставное.)
Попробуйте, не меняя смысла предложений,
провести подобный эксперимент со словами: 1 ряд – дождь (Дождливо.
Дождь. Моросит дождь.), 2 ряд – холод (Холодно. Холод. Наступили
холода).
IV.
Развитие учебно – языковых умений.
-
Выполнение упр.
212.
Задание: Выписать назывные предложения.
Подчеркнуть грамматическую основу. (комментированное
письмо)
Физминутка
-
Определение назывных предложений на
слух.
Задание. Послушать
современные песни. Найти в них назывные предложения и
записать.
Песни: “Зима. Холода.” в исп. А. Губина,
“Белый снег” в исполнении А.
Торчилина.
-
Обратите
внимание на интонацию при чтении текстов с назывными предложениями.
(При нескольких – продолжительная пауза, ровное, спокойное
чтение.)
На доску
проецируются текст. Выразительное чтение.
Ночь,
улица, фонарь, аптека.
Бессмысленный и тусклый
свет.
Живи ещё
хоть четверть века –
Всё будет
так. Исхода нет. (А.Блок)
Мелколесье. Степь и
дали.
Свет луны
во все концы.
Вот опять
вдруг зарыдали
Разливные
бубенцы.
Эх вы,
сани! Что за сани!
Звоны
мёрзлые осин. (С.Есенин)
Шепот,
робкое дыханье.
Трели
соловья,
Серебро и
колыханье
Сонного ручья. (А.
Фет)
- С какой
интонацией произносятся назывные предложения? (с интонацией
сообщения, что какой-то предмет или явление есть в
настоящем)
4.
Творческая работа:
1.
Искусствоведческое эссе – представление картины. Демонстрируется
картина И.И.Шишкина «Зима». Задание: представить картину,
используя назывные предложения
( Зимний
день.Заснеженный лес. Голые деревья. Снег на
деревьях).
V.
Подведение итогов урока.
Рефлексия
(закончите предложения)
1.На
уроке я работал……..потому что………
2.Своей
работой на уроке я………
3.Урок
для меня показался…….
4.За урок
я…..
5.Мое
настроение……..
6.Материал урока мне
был………
- Сегодня
мы не только познакомились с назывными предложениями, но и
убедились в том, что, зная стилистические особенности назывных
предложений, можно «творить чудеса».
VI. Домашнее
задание.
-
Учебник
стр. 96. Правило.
-
Упр.213
-
Творческое задание: составить сказку о
назывных предложениях
Учащиеся
сдают маршрутные листы.
Спасибо
за урок!