Материалдар / Тема урока: Оценка числовых характеристик случайной величины по выборочным данным. Контрольная работа.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Тема урока: Оценка числовых характеристик случайной величины по выборочным данным. Контрольная работа.

Материал туралы қысқаша түсінік
Урок математики в колледже для 1 курсов. Тема урока: "Оценка числовых характеристик случайной величины по выборочным данным. Контрольная работа."
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Қараша 2021
562
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Урок № 22

Раздел долгосрочного плана:

Математическая статистика и теория вероятностей

Колледж: КГКП «Колледж транспорта»

Дата:

ФИО преподавателя: Кайсанова Балжан Занғарқызы

Курс: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока: Оценка числовых характеристик случайной величины по выборочным данным. Контрольная работа.

Тип урока

Урок изучения новой темы

Цели обучения (ЦО)

11.3.3.4 - оценивать числовые характеристики случайных величин по выборочным данным

Цели урока

Учащиеся оценивают числовые характеристики случайных величин по выборочным данным.

Критерии оценивания (КО)

Учащийся понимает термин «несмещенная оценка»;

  • находит несмещенные оценки генеральной совокупности по выборочным данным.

Языковые цели

Учащиеся используют предметную лек­сику и терминологию раздела при оценке параметров генеральной совокупности.

Предметная лексика

генеральная совокупность и выборка; математическое ожидание, дисперсия, стандартное отклонение случайной величины; дисперсия, стандартное отклонение вариационного ряда; смещенная и несмещенная оценка.

Серия полезных фраз для диалога/письма

на основе данных выборки вычисляют параметр выборки…

−… Shape1 Shape2 является несмещенной оценкой

−… выборочная дисперсия, является смещенной оценкой

- … оценивающая степень разброса случайной величины около математического ожидания.

Привитие ценностей

Привитие ценностей осуществляется посредством/через

- ответственность;

- академическая честность;

- уважение;

- коммуникативные навыки

Межпредметные связи

Обработка данных при выполнении лабораторных работ по физике, химии, биологии

Навыки использования ИКТ


Предварительные знания

Знание элементов статистики: относительная частота, среднее арифметическое, дисперсия и стандартное отклонение вариационного ряда. Знание элементов теории вероятностей: классическое определение вероятности, определение математического ожидания, дисперсии и стандартного отклонения случайной величины. Числовые характеристики вариационных рядов, выборочное среднее, выборочная дисперсия и выборочное срднее квадратическое отклонение.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока, формулируя проблемный вопрос.

Учитель: «В теории вероятностей рассматриваются случайные величины с заданным распределением, свойства которых целиком известны, так как их можно вычислить.

В статистике часто эксперимент представляет собой черный ящик, выдающий лишь некие результаты, по которым требуется сделать вывод о свойствах самого эксперимента. Наблюдатель имеет набор числовых результатов, полученных повторением одного и того же случайного эксперимента в одинаковых условиях. При этом возникают, например, следующие вопросы: если мы наблюдаем одну случайную величину, то как по набору ее значений в нескольких опытах сделать как можно более точный вывод о ее распределении?»


Актуализация знаний. (Индивидуальная работа)

Ученикам следует выполнить соответствие между основными понятиями и определениями математической статистики (Приложение 1)

Shape3

Ответ(Слайд презентации):

Затем ребята осуществляют самопроверку выполненного задания по правильному ответу учителя на интерактивной доске.


Изучение нового материала.

Учитель: «Вспомним основную задачу математической статистики. Она состоит в том, что для изучения генеральной совокупности объёма N из неё производится выборка, состоящая из n элементов, которая хорошо характеризует всю совокупность (свойство представительности). И на основании исследования этой выборочной совокупности мы с высокой достоверностью можем оценить генеральные характеристики. При работе с определениями у вас остались карточки, которые вы не использовали. Это выборочная средняя (выборочное математическое ожидание) и выборочная дисперсия. Найдите это определение запишите в тетрадь.».

Чаще всего требуется выявить закон распределения генеральной совокупности и оценить его важнейшие числовые параметры, такие как генеральная средняяShape4 , генеральная дисперсияShape5  и среднее квадратическое отклонениеShape6 .

Точечная оценка определяется одним числом.

Пусть значение оцениваемого параметра Ө, определенное по выборке, равно Ө*.

Точечная оценка называется:

  • несмещенной, если математическое ожидание Ө* равно Ө, т. е. М(Ө *) = Ө, это означает, что оценка не должна содержать систематической ошибки.

  • смещенной – в противном случае: М(Ө*) ≠ Ө.

Несмещенная оценка, имеющая минимальную дисперсию, называется эффективной.

Несмещенная оценка, дисперсия которой стремится к нулю при n Shape7 ∞ (n – объем выборки), называется состоятельной.

Очевидно, что для оценки этих параметров нужно вычислить соответствующие выборочные значения. Выборочная средняя Shape8 Shape9 является несмещенной, состоятельной и эффективной для математического ожидания генеральной совокупности.

Shape10

Аналогично, несмещённойи состоятельной точечной оценкой генеральной дисперсии Shape11  является исправленная выборочная дисперсияShape12 , Shape13

и соответственно, стандартного отклонения Shape14  – исправленное стандартное отклонение s(эмперический стандарт).

Shape15


Первичное закрепление. (Весь класс)

Пример. Из генеральной совокупности взята выборка объема n=50:

Shape16

Найти оценки параметров генеральной совокупности

(выборочное среднееShape17 Shape18 и исправленную дисперсию s2(x)).

Решение. Несмещенной оценкой генеральной средней есть выборочное среднее

Shape19

Для оценки генеральной дисперсии найдем величину исправленной дисперсии по формуле:

Shape20

Оценку генеральной дисперсии можно находить по формуле:

Shape21



Решение задач. Парная работа

1. Из генеральной совокупности извлечена выборка

объема n = 50:

xi

2

5

7

10

ni

16

12

8

14


Найти несмещенную оценку генеральной средней.

Решение: Несмещенной оценкой генеральной средней является

выборочная средняяShape22

2.Выборочная совокупность задана таблицей распределения:

xi

0

1

2

3

4

ni

5

2

1

1

1


Найти выборочную среднюю, выборочную и исправленную дисперсию, среднее квадратическое отклонение.

Решение:n=10

Найдем выборочную среднюю:

Shape23

Shape24 .

Найдем выборочную дисперсию:

Shape25

Shape26

Найдем исправленную дисперсию:

Shape27

Shape28 .

Найдем среднее квадратическое отклонение:

Shape29 =1,37.

Дескрипторы

  • знает понятие несмещенной оценки

  • находит выборочное среднее

  • находит выборочную и исправленную дисперсию

  • находит среднее квадратическое отклонение

Самооценивание по готовым ответам с использованием дескрипторов.

Учитель: «Были ли сложности с выполнением заданий? Что было легко, что было сложно?»


Формативное оценивание

  1. Из генеральной совокупности извлечена выборка

объема n =60:

xi

1

3

6

26

ni

8

40

10

2

Найти несмещенную оценку генеральной средней.

Ответ:Shape30 Shape31 .

2. Выборочная совокупность задана таблицей распределения:

xi

1

2

3

4

Shape32

20

15

10

5

Найти выборочную дисперсию.

Ответ:Shape33 Shape34 .

Дескрипторы

  • знает понятие несмещенной оценки

  • находит выборочное среднее

  • находит выборочную дисперсию

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!