Материалдар / Тема урока: Сочинение. Ч.Айтматов. Социально-философская направленность произведений писателя. Тема любви в повести «Джамиля».
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Тема урока: Сочинение. Ч.Айтматов. Социально-философская направленность произведений писателя. Тема любви в повести «Джамиля».

Материал туралы қысқаша түсінік
Совершенствование умения аналитического комментирования текста, осмысление обсуждаемых проблем повести, нахождение в них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей. Развитие способности к исследовательской деятельности, овладение навыками анализа художественного текста, совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, объясняя мотивы поведения и поступков героев, соотнося ее с мнениями других.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Маусым 2018
1266
19 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Утверждаю:______________Кентанова ГДата:16.04.2018Уроки 31- 32. Русская литература. 11 классТема урока: Сочинение. Ч.Айтматов. Социально-философская направленность произведений писателя. Тема любви в повести «Джамиля». Цели урока: Совершенствование умения аналитического комментирования текста, осмысление обсуждаемых проблем повести, нахождение в них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей. Развитие способности к исследовательской деятельности, овладение навыками анализа художественного текста, совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, объясняя мотивы поведения и поступков героев, соотнося ее с мнениями других. Оценить уровень лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся, развивать речевые умения и навыки, умение высказывать свою точку зрения. Воспитание культуры общения, толерантности.Оборудование: портрет писателя.Вид урока: урок – размышление Тип урока: диалог с классом Ход урока:I. Организационный момент. Деление на группы.II. Актуализация знаний о жизни и творчестве Ч.Айтматова. III. О повести «Джамиля». Выход на тему урока. Слово учителя. Повесть «Джамиля» принесла Айтматову всесоюзную, а вслед за тем и европейскую известность. Тема войны в этом произведении предстаёт в опосредствованном воздействии на жизнь киргизского села, общественные и личные взаимоотношения людей, их чувства и судьбы. Уже в самом выборе жизненных коллизий, характере их освещения чувствовалось желание автора идти наперекор бытовавшим в литературе схемам и канонам, понуждавшим « не замечать» иные из негативных фактов и явлений реальной действительности, однозначно, в плоскоморализаторском духе оценивать сложные вопросы внутрисемейных отношений, сокровенные движения человеческого сердца. В «Джамиле» молодая женщина переживает драму разрыва с прошлом, но главное не в этом, не в противостоянии её окружающей среде, а в процессе зарождения и торжества любви к Данияру, в открытии этими людьми друг друга. С самого начала Джамиля предстаёт перед читателем смелой, независимой, дерзкой. Это женщина, выросшая в условиях нового строя, для неё важнее чувство обретения духовного богатства, чем внутренняя борьба с велениями семейного долга, заповедями адата. Всё, что происходит между нею и Данияром читатель видит и оценивает глазами юного Сеита. Пробуждающийся в нём талант художника рождает в нём радость сопереживания красоте и щедрости чувств людей, которые способны «петь душой – не только голосом», заставляет подростка возвыситься над своей собственной влюблённостью в Джамилю. Автор одной из монографий о киргизском прозаике В. Воронов отмечает, что своеобразие восприятия и преломления писателем традиции заключается в том, что он «сплавил тему любви и тему искусства, подчёркивая тем самым созидательную, творческую природу любви. Поэтому для понимания целостной айтматовской концепции любви как творчества одинаково важен анализ духовного преображения и Джамили и Сеита. В этом смысле образ рассказчика, Сеита, несёт, может быть, основную идейно-художественную нагрузку в процессе воплощения писательского замысла». «…Каким образом где-то в Средней Азии, в начале второй половины ХХ века молодой человек мог написать повесть, которая, клянусь вам, является самой прекрасной повестью о любви… И вот здесь в этом горделивом Париже, … который всё перевидел, всё перечитал, всё испытал, для меня не стало ни «Вертера», «Антония и Клеопатры»,… – всё потому, что прочёл Джамилю, не стало для меня Ромео и Джульетты…». Это слова Луи Арагона, переводчика повести на французский язык. Эта повесть одной темы – темы любви, но ей в высшей степени свойственна многолинейность. Перед читателем проходит не только история любви Джамили и Данияра, но и нравственный расцвет Сеита, осознание им себя как художника. Кроме этого перед читателем предстаёт обывательский мир, обывательские отношения между людьми, насилие над свободой личности, что, в конечном счёте, вызывает бунт, протест молодой женщины против патриархального уклада жизни. Повесть о Джамиле и Данияре – это повесть об освобождении чувства, о победе человеческого достоинства.IV. Работа с художественным текстом. Обмен читательскими впечатлениями.1 группа.1. Что изображено на первой картине Сеита?2. Что вы можете рассказать о его семье?3. Расскажите о появлении Малого дома. Кто в нём проживает?4. Как относились друг к другу Сеит и Джамиля?5. Почему Сеита называли жигитом двух семей, кормильцем?2 группа.1. Что вы можете рассказать о Джамиле, её характере? Как она стала женой Садыка?2. Как относились к Джамиле свёкр, свекровь? Как поучала её мать Сеита?3. О чём писал Садык в своих письмах с фронта? Можно ли узнать по письмам об отношении его к Джамиле?4. Что чувствовала Джамиля, читая письма мужа?5. Что вы узнали о Садыке из его последнего письма?3 группа. 1. Кто такой Данияр? Как он появился в аиле? Что вы узнали о его жизни?2. Почему Данияр никогда не рассказывал о войне?3. Почему Джамиле позволили работать на перевозке грузов?4. Почему Сеит испытывал чувство неприязни к Данияру?5. Как подшутили Сеит и Джамиля над Данияром? Как отреагировал на их «шутку» Данияр? Как это его характеризует?4 группа?1. Как песня раскрыла характер Данияра?2. Как повлияли песни Данияра на его спутников?3. Какое желание возникло у Сеита, увидевшего счастливых Джамилю и Данияра?4. Расскажите о дне расставания Сеита с детством. Когда это случилось?5. Как отнеслись к уходу Джамили из семьи родственники, муж и жители аила?6. Что изменилось с тех пор в жизни Сеита?V. Обобщение по уроку. – Подводя урок нашему уроку, давайте постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с повестью «Джамиля»? Какие темы и проблемы затрагивает автор в своём произведении?1. Тема любви, семьи и семейных отношений.2. Проблемы отношения поколений, сохранения традиций.3. Тема нравственного роста человека, победа человеческого достоинства.VI. Домашнее задание: прочитать к уроку внеклассного чтения повести«Белое облако Чингисхана», «Лицом к лицу».

Работа с текстом повести «Джамиля» Ч.Айтматова1 группа.1. Что изображено на первой картине Сеита?2. Что вы можете рассказать о его семье?3. Расскажите о появлении Малого дома. Кто в нём проживает?4. Как относились друг к другу Сеит и Джамиля?5. Почему Сеита называли жигитом двух семей, кормильцем?2 группа.1. Что вы можете рассказать о Джамиле, её характере? Как она стала женой Садыка?2. Как относились к Джамиле свёкр, свекровь? Как поучала её мать Сеита?3. О чём писал Садык в своих письмах с фронта? Можно ли узнать по письмам об отношении его к Джамиле?4. Что чувствовала Джамиля, читая письма мужа?5. Что вы узнали о Садыке из его последнего письма?3 группа. 1. Кто такой Данияр? Как он появился в аиле? Что вы узнали о его жизни?2. Почему Данияр никогда не рассказывал о войне?3. Почему Джамиле позволили работать на перевозке грузов?4. Почему Сеит испытывал чувство неприязни к Данияру?5. Как подшутили Сеит и Джамиля над Данияром? Как отреагировал на их «шутку» Данияр? Как это его характеризует?4 группа?1. Как песня раскрыла характер Данияра?2. Как повлияли песни Данияра на его спутников?3. Какое желание возникло у Сеита, увидевшего счастливых Джамилю и Данияра?4. Расскажите о дне расставания Сеита с детством. Когда это случилось?5. Как отнеслись к уходу Джамили из семьи родственники, муж и жители аила?6. Что изменилось с тех пор в жизни Сеита?

























Утверждаю:_______________Кентанова ГДата:17.04.2018Уроки 56-57. Русский язык 8 классТема урока: ПунктуацияЛексическая тема: Мир полон удивительных творенийЦель урока: продолжить работу по формированию у учащихся навыков пунктуационной грамотности.Задачи урока:- дать понятие о системе знаков препинания и правил их употребления.- развивать умение выполнять полный синтаксический разбор предложения;- воспитывать желание воспитывать самого себя – учиться мыслить и чувствовать.Оборудование урока: учебник, таблицы, опорная схема, карточки.Ход урокаI Организационный момент.II Анализ сочинений по теме «Роль заповедников в сохранении животных». Чтение учащимися лучших сочинений. Комментирование, замечания учителя.III Актуализация знаний по теме «Пунктуация».

IV Работа по изучению новой темы.1.Работа по таблице «Знаки препинания».Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых подчёркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают однозначное понимание предложения и текста.

Знаки препинанияГде встречаются
1. Точка ставится:

1)в конце повествовательного предложения;2)в конце побудительного предложения при спокойном тоне речи;3)в конце рубрик перечисления, если они являются самостоятельными предложениями.
2. Восклицательный знак ставится:1)в конце восклицательного предложения;2)после обращения;
3. Вопросительный знак ставится:В конце вопросительного предложения;
4. Многоточие ставится:1)при перерывах в речи, при незаконченных высказываниях;2)в цитатах;
5. Запятая ставится:1)между однородными членами предложения;2)при обособлении второстепенных членов предложения;3)при обращении;4)при вводных словах;5)в вводных и вставных предложениях;6)в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения;7)в сложносочинённых предложениях;8)в сложноподчинённых предложениях;9)в бессоюзных сложных предложениях;10)при сравнительном обороте;
6. Точка с запятой ставится:1)при распространённых однородных членах предложения;2)в сложносочинённых предложениях;3)в сложноподчинённых предложениях;4)в бессоюзных сложных предложениях;5)в конце рубрик перечисления;
7. Двоеточие ставится:1)перед однородными членами предложения после обобщающего слова;2)в бессоюзных сложных предложениях;3)при прямой речи;4)при цитатах;
8. Тире ставится:1)между подлежащим и сказуемым;2)в неполном предложении;3)интонационное тире;4)соединительное тире;5)после однородных членов предложения перед обобщающим словом;6)при обособленных приложениях;7)при вводных и вставных предложениях;8)в бессоюзных сложных предложениях;9)при прямой речи;10)при диалоге;
9. Скобки ставятся:При вводных и вставных предложениях;
10. Кавычки ставятся:

1)при прямой речи;2)при цитатах;3)при словах, употребляемых не в своём обычном значении;4)при названиях:аитературных произведений, газет и т.д.;б)предприятиях;врденов и медалей;гарок изделий.
V Закрепление новой темы.1. Выполнить задание 1. Спишите, расставьте знаки препинания. 1) Армяне грузины черкесы персияне теснились на неправильной площади. 2) Песня сбилась задрожала разорвалась и погасла. 3) Темнота шумела за стеной плесками дождя и ударами ветра. 3) На следующих станциях жадно хватали все газеты центральные местные краевые. 4) На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег. 5) Письма пишут разные слёзные болезные иногда прекрасные чаще бесполезные.

2. Выполнить задание 2. Разноуровневые задания.Первый уровень. Спишите, подчеркните приложения, расставьте знаки препинания.1)Могучий лев гроза лесов лишился силы. 2) Рядом сидела девушка Вовнич радист. 3) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски.Второй уровень. Спишите, подчеркните обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания.1)Всякая птичка даже воробей привлекала моё внимание. 2) Верный своему обещанию Пугачёв приближался к Оренбургу. 3) Я остался здесь на неделю то есть до воскресенья или до понедельника. Третий уровень. Спишите, подчеркните обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания. 1)В море у самой отмели поблёскивают серебряные сельди. 2)Я увидел наверху группу скал похожих на оленя и залюбовался. 3) Весь простор густо залитый мраком ночи находился в бешеном движении. 3. Выполнить задание 3.Спишите предложения, расставляя знаки препинания. 1)Утомлённые мы наконец уснули. 2) Не переставая лил дождь косой и мелкий. 3) Надвигалась ночь бесконечно долгая угрюмо холодная. 4) Месяц чистый и острый стоял над головой. 5) Солнце сразу начавшее палить быстро подымалось над степью. 6) Ветер всё ещё сильный дул теперь с востока.Лексическая работа:Теснились – қысылыстыРазорвалась – үзілдіЛишился – айырылдыУтомлённые - шаршаған

4.Работа по карточке.Семантическая карта
Обособленные и однородные члены

Примеры:
однородные члены дополненияопределенияобстоятельства
Мы, вместо рассказа, представим только коротенький очерк главных её характеров.

+



Маленькие степные зайцы сидят возле телеграфных столбов, врытых в землю.



+

Буран крутит, швыряет снегом и высвистывает, и заливается жутким воем.+





578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!