Принципы
формирования мотивации в процессе обучения иностранному
языку.
Формирование
мотивации –– это создание таких условий, при которых появятся
внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их
учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем,
как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее
развитие системой психологически продуманных
приемов.
Существует достаточно много способов
стимулирования учащихся к изучению английского
языка.
Потребность быть
успешными. Согласно ФГОС нового поколения успешность
современного человека определяют ориентированность на знания и
активная жизненная позиция. Успешность и английский язык в нашей
стране уже почти синонимы. Английский язык — это обязательный
инструмент, без которого невозможно представить современного,
успешного человека. Многие талантливые специалисты не могут найти
достойную работу, лишь потому, что не владеют иностранным
языком.
Но наряду с
этим, представляется важным внушение ребенку того, что успех не
приходит сам по себе, необходимо много и упорно трудиться,
преодолевать неудачи и ценить коллективные достижения, а не только
свои собственные.
Игра,сама по
себе представляет сильный фактор мотивации, удовлетворяющий
требованиям обучающихся к материалу, который необходимо выучить и к
разнообразию выполняемых
упражнений.
Игровая деятельность в процессе обучения
выполняет различные функции: обучающую, воспитательную,
развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую и
развивающую.
1) Обучающая функция заключается в развитии
памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных
умений и навыков, а также она способствует развитию навыков
владения иностранным языком.
2) Воспитательная функция заключается в
воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к
партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и
взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для
импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке,
что помогает воспитанию такого качества, как
вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании
благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и
необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный
мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании
атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся,
установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений,
основанных на взаимодействии на иностранном
языке.
5) Релаксационная функция – снятие эмоционального
напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном
обучении иностранному языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании
навыков подготовки своего физиологического состояния для более
эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения
больших объёмов информации.
7) Развивающая функция направлена на
гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных
возможностей личности.
Применение информационных компьютерных
технологий
Использование информационных технологий
в преподавании английского языка является одним
из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации
учебного процесса, обогащения арсенала методических средств
и приемов, позволяющих разнообразить формы работы
и сделать урок интересным и запоминающимся для
учащихся.
Метод проектов (технология
проектов) - это одна из технологий в обучении,
в том числе иностранному языку, основанная на моделировании
социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного
процесса
Музыка это — один
из наиболее мощных способов воздействия на чувства
и эмоции учащихся. Музыка и песня оказывают неоценимую
помощь в изучении английского
языка.
Внеурочная
деятельность.
Внеурочная работа увеличивает пространство,
в котором школьники могут развивать свою творческую
и познавательную активность, реализовывать свои лучшие
личностные качества, т. е. демонстрировать те способности,
которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это
создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою
очередь, положительно влияет на учебную
деятельность.
Дистанционные
олимпиады.
Участие в дистанционных олимпиадах является
эффективным способом обучения, самореализации и повышения
образовательного уровня школьников.
Участники дистанционных олимпиад становятся
заинтересованными в развитии собственного образования,
поскольку, не имея готового ответа на поставленную
задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию,
актуальную для жизни в современном информационном
обществе.
Все
вышеперечисленные способы
стимулирования учащихся к изучению английского
языка позволяют решить проблему мотивации,
создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это
достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на
учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия
между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная
мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного
языка.