Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Типы алгоритмов
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема |
Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Урок 1 |
||||||
Цель |
Формирование компетентности обучающихся по понятиям «бережное отношение к компьютеру и своему здоровью», «правила поведения в кабинете». Развитие умений самостоятельной работы, толерантности при работе в паре, группе, навыков логического мышления, выступления перед классом. сформировать навыки бережного отношения к компьютерной технике, своему здоровью; развитее саморегуляции и самоконтроля, творческого подхода к учебному заданию, навыков работы в паре, группе, корректировки ведения беседы. |
||||||
Ожидаемый результат |
Познакомиться с правилами поведения в кабинете ВТ. правильно использовать текстовый материал в процессе выполнения заданий.использовать и анализировать текстовый материал, участвуя в обсуждении.творческий подход к выполнению кластера. |
||||||
Основные этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
оценивание |
||||
Организационный момент |
Создать коллаборативную среду «Игра улыбка». |
Приветствуют учителя и друг друга. |
|
||||
Стадия вызова |
Игра «Да – Нет»
4. Существуют ли особые правила работы за ПК, в кабинете? (Да) Объявление темы и цели урока. Объяснение правил ведения таблицы «ЗХУ». Предлагаю заполнить таблицу «Знаю» |
Отвечают на вопросы. Определяют тему урока. Формулируют цели и задачи для достижения цели. Устанавливаем критерии успеха урока Создают шаблон таблицы «ЗХУ» Начинают заполнять таблицу графа «Знаю» |
Формативное, пожелание успеха |
||||
Актуалтизвция и освоение темы |
Правильная рабочая поза:
Так же при работе необходимо:
Предлагаю заполнить таблицу «Хочу знать» Даю задание изучить материал учебника стр.6-9 Даю задание составить кластер по правилам поведения и ТБ в кабинете. Раздаю памятки «Правила работы в кабинете» Наблюдаю за работой. Определяем критерии оценивания работы в группе, кластера. Предлагаю оценить работу каждого участника группы. Предлагаю защитить свой кластер. Предлагаю оценить кластер метод 2 звезды и одно пожелание. |
Работаю с таблицей. Работают с учебником. Создаются группы. Начинают работу над кластером. Предлагают и обсуждают критерии. Работают над кластером. В тетрадях выставляют символы критерий работы в группе. Выбирают спикера для защиты кластера. Защищают свой кластер. На стикере пишут оценку кластера. |
Работа в группе - давал ответы, задавал вопросы, работал творчески, помогал другим. - задавал вопросы, работал творчески ∆ - работал творчески ? – не принимал никакого участия в работе группы Регламент времени Бумага для кластера Фломастеры, карандаши, цветные стикеры Памятка ТБ |
||||
физминутка |
Предлагаю выполнить физминутку. |
Выполняют упражнения из видео. |
|
||||
Контроль (зачет по ТБ) |
Предлагаю выполнить тест учебник стр. 9 -11 Даю правильные ответы на тест. |
Выполняют тест. Полученный результат записывают в тетради. |
Суммативное оценивание |
||||
Стадия рефлексии |
Прием «толстые вопросы» Дайте объяснение, почему необходимо соблюдать ТБ? Почему существуют ограничения времени для работы за компьютером? Предлагаю заполнить графу «Узнал» Перевод символов и оценки за тест в оценку за урок. Предлагаю оценить на сколько прошел урок. Достиг ли каждый из вас поставленных целей? |
Обсуждают ответ в группах, дают ответ. Заполняют графу «Узнал» Дают оценку уроку Дают ответы |
+ «7-8» - 5/ -14 + «6-5» - 4/ -1 3 ∆+ «3-4» - 3/ -1 2 ?+ «0-2» - 3/ -1 2 Формативная оценка |
||||
Домашнее задание |
Читать стр.6-9, знать правила ТБ |
Записывают ДЗ |
|
||||
дополнительная информация |
|
||||||
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся |
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? |
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
|
||||
|
|
|
|
||||
рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
|
|||||
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)? Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)? Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? |
1. 2. 1. 2. |
|
:
Дата: Класс: 6 урок 2 |
||||||||||||||||
Тема: |
Информатика. Информация. Информационная картина мира. Свойства информации. |
|||||||||||||||
Цель урока: |
Дать представление о понятие информации, виды информации, формы представления информации, свойства информации, источники и приемники информации, формировать умение работать с поступающей к нам информацией, расширить информационную картину мира. Задачи: Образовательная: Помочь учащимся усвоить понятие информации, виды информации, формы представления информации, свойства информации, источники и приемники информации. Закрепление основных понятий Развивающая: Развитие воображения, мышления; развитие познавательных интересов в области информатики, самоконтроля, умения конспектировать. |
|||||||||||||||
Ожидаемый результат |
Научаться измерять информацию, определять её виды.Узнают понятие информатики и информации Развить навыки работы в группах; Узнать единицы измерения информации; |
|||||||||||||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Наглядности |
|||||||||||||
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствую ребят, прошу сесть, приготовиться к уроку, проверяю готовность к уроку, раздаю листочки с изображением компонентов ПК, прошу сесть так чтобы за каждым столом получился рабочий системный блок, сообщаю, что листочки нам ещё пригодятся, чтоб дети не портили их, проверяю группы. |
С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы. |
Пазлы |
|||||||||||||
10 мин. |
II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. Внимание на
экран! Учитель: Что
зашифровано в нашем ребусе? |
Демонстрируют свои знания, умения. |
Карточки |
|||||||||||||
20 мин. |
III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации. Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер». Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер. Работа в группах Как называется информатика ? Как называется информатция ? Чем отличается информатики от инфоматцииа? Что в них общего ? (составить диаграмму Венна)
Информация Информатика Информация – от латинского слова «informatio» сведения, разъяснения, изложение. Человек живет в мире информации, воспринимает информацию окружающего мира с помощью органов чувств: зрение – 90%, слух – 9%, обоняние, осязание – 1%. Полученная информация хранится человеком в его памяти. Виды информации
Свойства информации 1. Объективность – информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения 1а. Субъективность. 2. Достоверность – информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. 2а. Ложная. 3. Полнота – информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решения. 3а. Недостаточность. 4. Актуальность (своевременность) – информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. 4а. Неактуальная (устаревшая). 5. Полезность (ценность) – оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. 5а. Бесполезность. 6. Понятность – если она выражена на языке доступном для получателя. 6а. Непонятность. Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами. Задание для группы: Задание 1. Задание на компьютере "Как мы
получаем информацию”. Ученики слушают объяснение с ПК. После
выполнения задания обсудить с учащимися, какие есть виды информации
и записать их в тетрадь: |
|||||||||||||||
5 мин. |
IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма». Экспресс-опрос: Какими способами можно рассказать о событиях? {Нарисовать картину или рисунок, описать в виде текста, рассказать устно, представить в виде театральной постановки или оперы, сочинить и спеть песню, изобразить жестами и мимикой.) Какую роль может играть рисунок в тексте? (Дополнять текст, пояснять описание.) Какими источниками информации вы пользуетесь? (Газеты, журналы, книги, телевизор, радио и пр.) Может ли источником информации быть человек (мама, папа, бабушка, учитель, приятель)? (Да.) Кто (или что) может быть приемником информации? (Человек.). От источников информации мы получаем зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую информацию. Природа является неисчерпаемым источником информации для человека. Составление синквейна в парах
Работа по теме для закрепление. Для всех групп Прием «Синквейн» 1.Дети возвращаются к таблице«Верю не верю», корректируют свои знания. 2. Прием синквейн
Прошу разделиться на пары, на доске отображаю правила синквейна и прошу их составить в течение 5 минут синквейн по данной теме в парах
|
Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. |
Бумага А4 |
|||||||||||||
5 мин. |
V. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
Оценочный лист
Стикеры |
|||||||||||||
2 мин. |
VI. Объясняет выполнение домашней работы.
|
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Итог урока:__________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
________________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата: Класс: 6 урок 3 |
||||||||||||||||||||||
Тема: |
Вводная контрольная работа |
|||||||||||||||||||||
Цель урока: |
Закрепить знания по теме «Клавиши и их назначения»; познакомить обучающих с понятием «редактирования компьютерного текста», с типами ошибок, а также со способами их редактирования. выяснить преимущества |
|||||||||||||||||||||
Ожидаемый результат |
Научаться измерять информацию, определять её виды.Узнают понятие информатики и информации |
|||||||||||||||||||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Наглядности |
|||||||||||||||||||
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». |
Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. |
|
|||||||||||||||||||
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы. На какие группы можно разделить информацию? (числовая информация, графическая, текстовая). Какая группа самая маленькая? (текстовая информация). Где вы встречаетесь с текстом? Как текст попадет в компьютер? (его вводят, печатают). С помощью какого устройства? (клавиатура). Какие правила ввода текста знаете?
Что необходимо сделать с текстом после его записи или ввода в компьютер? (проверить и исправить ошибки). |
Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. |
Кубик Блума |
|||||||||||||||||||
20 мин. |
III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер » осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися. Предлагает ученикам составить «Синквейн» Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. 1 – группа .Задание 1.Распредилите файлы по следующим расширением(напишите рядом название программы и расширение этой программы) 1.Файл содержит текстовую информацию 2.Файл содержит графическую информацию 3 . Запиши определение файла
2- группа.Задание 1.Распредилите файлы по следующим расширением(напишите рядом название программы и расширение этой программы) 1.Файл содержит видеоинформацию 2.Файл содержит музыкальную информацию 3 . Какие символы нельзя использовать в файле?
3- группа.Задание 1.Распредилите файлы последующим расширением (напишите рядом название программы и расширение этой программы) 1.Файл содержит архив(сжатую информацию) 2.Файл содержит табличный процессор 3.Из каких частей состоит файл?
Ответы: Расширение используется для классификации файлов по типу.
Игра «Путешествие по клавишам» Вот стою я на странице И хочу писать слова, Жаль, что тут язык английский Помогите мне друзья ( Shift + Alt ) 1 Заголовок напишу буквами заглавными, Где же найти их? Столько букв Только нет заглавных то. (CapsLock ) 2 Два слова слились, Что наделал – беда Скорей разделите Мне их детвора. (Пробел) 2 Имя свое с большой буквы пишу, Вот только как, я ни как не пойму. (Shift + Т ) 3 На новую строчку пора мне идти, Ну, как же друзья мне туда перейти! (Enter ) 3 Предложенье мы писали, Букву мы не ту нажали. Что же делать нам теперь? Какую клавишу нажать быстрей? (Delete ) 3 Кто поможет без проблем В конец строчки прыгнуть всем? (End ) 2 А в начало чтоб попасть, Надо срочно … нажать! (Home) 3
|
|||||||||||||||||||||
|
Закрепление урока: С помощью метода «Графический тест»
Работа тестовая, 10 заданий + логическая задача Вариант 1. 1. Выберите в данном списке устройства ввода компьютера: (Несколько правильных ответов) а) принтер б) монитор с) клавиатура д) мышь е) процессор ж) сканер з) микрофон и) наушники к) акустические колонки 2. Какое из устройств компьютера обрабатывает информацию? а) память б) процессор с) монитор д) клавиатура е) мышь 3. Выберите из списка информационные процессы (действия с информацией) (Несколько правильных ответов) а) работа на компьютере с клавиатурным тренажером, б) чтение книги с) видеокассета д) толковый словарь е) заучивание правила 4. Какой клавишей стереть символ справа от курсора? а) Shift б) Backspace с) Delete д) Enter 5. Изображение на экране монитора готового к работе компьютера называется… а) Панель задач б) Рабочий стол с) Главное меню д) Рабочая область 6. Пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером, называется … а) операционная система б) панель задач с) прикладные программы д) командные кнопки 7. Инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера, хранятся в… а) процессоре б) оперативной памяти с) постоянной памяти д) не жестком диске 8. При упорядочивании информации в хронологической последовательности… а) происходит обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации, б) происходит обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания с) обработка информации не происходит 9. Выберите из списка элементы окна приложения Paint (Несколько правильных ответов) а) название приложения б) строка меню с) кнопка «Закрыть» д) кнопка «Свернуть» е) панель инструментов ж) палитра з) панель Стандартная и) панель Форматирование к) рабочая область л) полосы прокрутки м) линейка 10. Приведите 3-4 примера современных носителей информации. 11. Задача. Квадрат, круг, ромб и треугольник вырезаны из белой, синей, красной и зеленой бумаги. Известно, что: круг не белый и не зеленый; синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой; треугольник не синий и не зеленый; квадрат лежит между треугольником и белой фигурой. Какая фигура вырезана из зеленой бумаги |
Групповая работа |
||||||||||||||||||||
10 мин. |
IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось?
|
Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
Дерево Блоба
Стикеры |
|||||||||||||||||||
2 мин. |
Объясняет особенности выполнения домашней работы.
|
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Тема |
Антивирусные программы, защита информации урок 4 |
|
Цель |
1. Актуализация прежних знаний: «Свойства информации». «Сжатие информации. Программы архиваторы». 2. Формирование новых знаний и умений по презентации «Защита информации. Антивирусные программы». 3. Применение новых знаний «Защита информации. Антивирусные программы». |
|
Ожидаемый результат |
1. Расширят знания об антивирусных программах и способах защиты информации. 2. Рассмотрят понятие «архивация» и «разархивация», как работать с архивом. Будут знать о свойствах информации. |
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 этап- Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь пожалуйста! Проверка готовности к уроку . обратите внимание все ли у вас готово к уроку?. Сегодня нам с вами предстоит сложная и серьёзная работа. Поэтому сосредоточимся и начинаем работать |
Дети здороваются с учителем, проверяют свои принадлежности |
2 этап- Психологический настрой |
Настроились на урок? Какое у вас сегодня настроение? Поднимите руки у кого отличное. Давайте будем сегодня на уроке поднимать настрой тем у кого он очень плохой |
Делятся своим настроением |
3 этап- Опрос т.б |
А скажите ,ребята как нужно вести себя в кабинете информатики? Расскажите мне о Т.Б в кабинете информатики Молодцы! Я вижу ,что вы можете себя вести в правильно в кабинете информатики. Проверка домашнего задания. 1. Перечислите свойства информации 2. Какую информацию называют достоверной? 3. В каком случае информация становиться недостоверной? 4. Дать определение каждому свойству информации. Отгадайте следующие загадки: 1. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? 2. Какое колесо не крутится при правом развороте? 3. Как далеко в лес может забежать заяц?
- Как может заразиться компьютер? - Был ли ваш домашний компьютер заражен вирусом? - Как вы это определили? - Что нам необходимо знать для этого? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Сформулируйте тему нашего урока? Определите для себя, что вы хотите узнать на этом уроке? Запишите её в тетрадь? Где мы можем найти информацию по данной теме? ( учебник, таблица, интернет, спросить у знакомого и другое) Найдите эту информацию не выходя из класса
|
Дети называют Т.Б |
4 этап- Актуализация знаний |
|
Дети отвечают на вопросы |
5 этап- Этап подготовки к изучению нового материала |
Сегодня мы с вами проведем необычную информационную минутку. Мы ,6удем говорить о болезнях. Скажите, ребята, а как распространяются болезни? Ответы детей необходимо прокомментировать: через грязные руки (поэтому руки надо чаще мыть!) или по воздуху (помещение тоже необходимо проветривать!). Так вот, чаще всего разносчиками болезней являются микробы или вирусы.
Основной вывод, который должен сделать учитель после ответов детей: компьютерный вирус — это программа. И распространяются, как правило, вирусы через программы на дискетах. После запуска зараженной программы мы вирус может поразить и "здоровые" программы.
Запишите тему нашего урока с доски. Как вы думаете какие цели поставлены у нас на уроке? |
Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока. |
6 этап- Этап изучения нового материала |
Давайте для начала запишем, что такое Компьютерный вирус. Компьютерный вирус - это специально написанная небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам (то есть заражать их), а также выполнять различные вредные действия на компьютере. В результате заражения происходят следующие феномены, которые являются признаками заражения компьютера (они обусловлены деструктивными свойствами вирусов):
Зараженными также оказываются дискеты с завирусованного компьютера, и компьютеры, связанные с ним по сети. Вирусы поражают прежде всего ехе и com файлы программ и не поражают текстовые файлы DOS (txt файлы). Кроме вирусов, деструктивными свойствами обладают троянские программы. Если вирус проникает в компьютер незаметно, то троянскую программу пользователь сам записывает на диск, полагая, что это полезная программа. Но при определенных условиях она может начать свою разрушительную работу.
Пути заражения компьютера вирусами:
Других путей нет. Самозародиться вирусы не могут - это программа, специально написанная человеком для разрушения программного обеспечения компьютера и его системных областей. Типичный размер вируса составляет от десятков байт до десятков килобайт. Типы вирусов:
Один из самых опасных из всех известных вирусов из Интернета - вирус "Чернобыль". Вирус активизируется 26 апреля, но модификации вируса могут принести вред и 26 числа каждого месяца. Кроме порчи информации на диске, он перепрограммирует BIOS (CMOSSetup) компьютера и компьютер перестает загружаться. Приходится обращаться в мастерскую и восстанавливать BIOS. Вирус ILOVEYOU филиппинского происхождения, распространялся по E-mail. Он вывел из строя 45 млн. компьютеров во всем мире, в том числе в Пентагоне, ЦРУ, ФБР в США, Форин-офисе Великобритании и в других крупнейших странах. Вскоре вирус мутировал, так как были созданы его разновидности, и нанес дополнительный ущерб. Основная вирусная атака произошла 4 мая 2000 г. Вирус уничтожал графические .jpg и звуковые .mрЗ файлы. Материальный ущерб составил около 10 миллиардов $ (USD). В России ущерб был сравнительно невелик - около 1000 компьютеров. Методы борьбы с компьютерными вирусами:
|
Отвечают на вопросы, выполняют запись в тетрадях |
7 этап- Физ.минутка |
Наверно мы устали, давайте немного отдохнем |
Дети выполняют физ.минутку |
8 этап- Этап закрепления изученного материала |
Ребята, заканчиваем свою работу. И приступаем к практической части. Ход практической работы:
4. Просмотреть статистику В заключение темы приведем два простых правила, соблюдая которые Вы легко предотвратите потерю ценной информации на случай сбоя или заражения машины вирусом:
Задание 1. Провести проверку папки в программе Microsoft Security Essentials 1. Запустить программу. 2. На вкладке «Домой» установить переключатель «Параметры проверки» - «Особая». 3. Щелкните на кнопку «Проверить сейчас», укажите папку и нажмите «Ок». 4. Дождитесь результата сканирования. 5. Покажите результат учителю. Задание 2. Изменение настроек программы Microsoft Security Essentials 1. Перейдите на вкладку «Параметры». 2. Выберите в списке слева «Действия по умолчанию». 3. Для критического уровня оповещения выберите «Удалить». 4. Выберите в списке слева «Подробно». 5. Отметьте параметр «Проверять съемные носители». 6. Покажите результат работы учителю.
|
Учащиеся выполняют задание |
9 этап- д/з |
Запишите домашнее задание :Выучить по тетради конспект |
Записывают д/з |
10 этап- Итог урока |
Что вы запомнили? Вам понравился урок? |
Ответы детей |
Дата: Класс: 6 урок 4 |
||||
Тема: |
Антивирусные программы, защита информации. |
|||
Цель урока: |
помочь учащимся самостоятельно получить знания об архивации файлов, научить архивировать документы, дать основные понятия, необходимые для грамотной работы на компьютере; развить умение и навыки с программами - архиваторами, с антивирусными программами; рассмотреть меры компьютерной безопасности;- |
|||
Ожидаемый результат |
научить архивировать и распаковывать файлы, дать развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать |
|||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Наглядности |
|
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». |
Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. |
Мяч
|
|
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. По методу «Броуновское движение» осуществляет проверку домашней работы. |
Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. |
|
|
20 мин. |
III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися. Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. Сжатие информации - это процесс преобразования информации, при котором уменьшается избыточность в ее представлении и соответственно объем памяти для хранения. Применяются различные алгоритмы сжатия информации. Архивный файл - это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации, размерах и т. п. Архивация (упаковка) - помещение исходных файлов в архивный файл. Разархивация (распаковка) - процесс восстановления файлов из архива точно в таком виде, какой они имели до загрузки в архив. В настоящее время применяется несколько десятков программ-архивато ров, которые отличаются перечнем функций и параметрами работы. ARJ, PKPAK, LHA, ICE, HYPER, ZIP, РАК, ZOO, EXPAND, разработанные за рубежом,а также AIN и RAR, разработанные в России. При сжатии можно уменьшить размер файла в несколько раз, что дает заметную экономию памяти. Это особенно ценно при пересылке файлов через сеть Интернет или размещении их на носителях, объем которых невелик, например, на дискетах. Если попытаться повторить процедуру сжатия, то никакого эффекта не будет, так как избыточность информации главным образом устраняется при первой упаковке. Необходимо заметить, что не все типы файлов рационально архивировать с целью уменьшения их размера. Примером может служить рисунок в формате JPEG, звук в формате MP3 и другие. Информация, упакованная архиватором, хранится в наиболее экономичной форме, но она закодирована искусственным способом, поэтому прежде, чем открыть содержание файла, необходимо произвести перекодировку файла (принято говорить: распаковать, разархивировать, восстановить файл). Основные действия при работе с архивами:
На этом уроке мы будем работать с одной из наиболее популярных программ-архиваторов WinRAR, всеми авторскими правами WinRAR эксклюзивно владеет автор программы, российский программист — Евгений Рошал. Евге́нийЛа́заревичРоша́л (родился 10 марта 1972, Челябинск) — российский программист, автор известного файлового менеджера FAR Manager, формата сжатия RAR, архиваторов RAR и WinRAR, особенно популярных в России и странах бывшего СССР. WinRAR можно использовать двумя способами: в режиме графической оболочки со стандартным интерфейсом Windows и в командной строке. Чтобы использовать WinRAR в режиме оболочки, дважды щелкните мышью на значке WinRAR — после этого для архивации и извлечения файлов вы сможете пользоваться кнопками и меню. Как заархивировать файлы с помощью оболочки WinRAR Прежде всего, нужно запустить WinRAR. Дважды щелкните мышью или нажмите [Enter] на значке WinRAR. Вы также можете запустить его из меню Пуск → Все программы → WinRAR →WinRAR. При запуске WinRAR показывает в своем окне список файлов и папок в текущей папке. Вам нужно перейти в папку, в которой находятся файлы, предназначенные для архивации. Для изменения текущего диска можно использовать комбинацию клавиш [Ctrl]+[D], список дисков под панелью инструментов, или щелкнуть на маленьком значке диска в нижнем левом углу окна. Для перехода в родительскую папку используйте клавиши [BackSpace], [Ctrl]+[PgUp], маленькую кнопку "Вверх" под панелью инструментов или дважды щелкните на папке ".." в списке файлов. Для перехода в другую папку нажмите [Enter], [Ctrl]+[PgDn] или дважды щелкните мышью на этой папке. После того как вы вошли в папку с нужными файлами, выделите файлы и папки, которые хотите заархивировать. Это можно сделать клавишами управления курсором или левой кнопкой мыши при нажатой клавише [Shift] (как в Проводнике и других программах Windows). Выделять файлы в окне WinRAR можно также клавишами [Пробел] или [Insert]. Клавиши [+] и [–] на цифровой клавиатуре позволяют выделять и снимать выделение с группы файлов с помощью шаблонов (т.е. задавая маски файлов символами '*' и '?'). Выделив один или несколько файлов, нажмите кнопку "Добавить" (то же действие происходит при выборе команды "Добавить файлы в архив" из меню "Команды"). В появившемся диалоговом окне введите имя архива или просто подтвердите имя, предложенное по умолчанию. Здесь же можно выбрать формат нового архива (RAR или ZIP), метод сжатия, размер тома и прочие параметры архивации. Нажмите кнопку "OK" для создания архива. Во время архивации отображается окно со статистикой. Если вы хотите прервать процесс упаковки, нажмите кнопку "Отмена". Окно WinRAR можно минимизировать в область уведомлений панели задач: для этого нажмите кнопку "Фоновый". По окончании архивации окно статистики исчезнет, а созданный архив станет текущим выделенным файлом. Добавлять файлы в существующий архив RAR можно также методом перетаскивания. Выделите архив в окне WinRAR и нажмите [Enter] (или дважды щелкните мышью) на его имени — RAR прочтет архив и покажет его содержимое. Теперь вы можете добавлять файлы в архив, просто перетаскивая их из другой программы в окно WinRAR. Как извлечь файлы с помощью оболочки WinRAR Чтобы извлечь файлы с помощью оболочки WinRAR, сначала нужно открыть архив в WinRAR. Это можно сделать несколькими способами:
При открытии архива в окне WinRAR выводится его содержимое. Выделите те файлы и папки, которые вы хотите извлечь. Это можно сделать клавишами управления курсором или левой кнопкой мыши при нажатой клавише [Shift] (как в Проводнике и других программах Windows). Выделять файлы в WinRAR можно также клавишами [Пробел] или [Insert]. Клавиши [+] и [–] на цифровой клавиатуре позволяют выделять и снимать выделение с группы файлов с помощью шаблонов (т.е. задавая маски файлов символами '*' и '?'). Выделив один или несколько файлов, нажмите кнопку "Извлечь в" вверху окна WinRAR, или же нажмите [Alt]+[E], введите в появившемся диалоге нужный путь, а после этого нажмите кнопку "OK". Здесь же можно поменять несколько дополнительных параметров. Во время извлечения отображается окно со статистикой. Если вы хотите прервать извлечение, нажмите кнопку "Отмена". Окно WinRAR можно минимизировать в область уведомлений панели задач: для этого нажмите кнопку "Фоновый". Если извлечение закончится без ошибок, то WinRAR вернется в оболочку, в противном случае появится Окно диагностических сообщений. Если при установке WinRAR вы не выключали опцию "Встроить WinRAR в оболочку", то извлекать и архивировать файлы можно прямо из оболочки Windows (из Проводника или с Рабочего стола). Как заархивировать файлы в Проводнике или с Рабочего стола В Проводнике или на Рабочем столе выделите файлы, которые хотите заархивировать, нажмите правую кнопку мыши на выделенных файлах и выберите команду "Добавить в архив...". В появившемся диалоговом окне введите имя архива или просто подтвердите имя, предложенное по умолчанию. Здесь же можно выбрать формат нового архива (RAR или ZIP), метод сжатия, размер тома и прочие параметры архивации. Нажмите кнопку "OK" для создания архива. Архив будет создан в той же папке, где находятся выделенные файлы. Чтобы добавить файлы в предложенный архив без дополнительных запросов, воспользуйтесь командой "Добавить в <имя архива>". В этом случае будут применены параметры архивации из профиля архивации по умолчанию. Еще один способ заархивировать файлы — перетащить значки файлов на значок существующего архива. В этом случае файлы будут добавлены в этот архив. Как извлечь файлы в Проводнике или с Рабочего стола Щелкните правой кнопкой мыши на значке архива, выберите команду "Извлечь файлы...", введите в появившемся диалоговом окне имя папки, в которую их надо извлечь, и нажмите кнопку "OK". В этом же диалоге можно настроить несколько дополнительных параметров. Вы можете также выбрать команду "Извлечь в <имя папки>", чтобы распаковать файлы в предложенную папку без каких-либо дополнительных запросов или "Извлечь в текущую папку" для извлечения в текущую папку. Еще один способ извлечь файлы — перетащить один или несколько архивов правой кнопкой мыши в папку назначения, а затем выбрать в появившемся меню команду "Извлечь в текущую папку". Самораспаковывающиеся архивы Программа WinRAR также может создавать самораспаковывающиеся архивы. Самораспаковывающийся (SFX, от англ. SelF-eXtracting) архив — это архив, к которому присоединен исполняемый модуль. Этот модуль позволяет извлекать файлы простым запуском архива как обычной программы. Таким образом, для извлечения содержимого SFX-архива не требуется дополнительных внешних программ. Тем не менее, WinRAR может работать с SFX-архивом так же, как и с любым другим, поэтому если вы не хотите запускать SFX-архив (например, когда не можете гарантировать, что в нем нет вирусов), то для просмотра или извлечения его содержимого можно использовать WinRAR. SFX-архивы, как и любые другие исполняемые файлы, обычно имеют расширение .EXE. SFX-архивы удобны в тех случаях, когда нужно передать кому-то архив, но вы не уверены, что у адресата есть соответствующий архиватор для его распаковки. Вы также можете использовать SFX-архивы для распространения своих собственных программ Задание для группы: Задание № 1 Программы архивации 1. Изобразите на плакате, как это вы видите. 2. Можете продемонстрировать при запуске программы, показать как архивируются файлы. 3. Защита. Задание № 2 Антивирусная программа Касперского и DoctorWeb 1. Изобразите на плакате, как это вы видите. 2. Можете продемонстрировать антивирусную программу, показать как работает антивирусная программа. 3. Защита. Задание № 3 Антивирусная программа Avira, Not 32, Avast 1. Изобразите на плакате, как это вы видите. 2. Можете продемонстрировать Avira, Not 32, Avast при запуске программы, показать как работает антивирусная программа. 3. Защита. Первичное закрепление материала (практическая работа) Учащиеся выполняют практическое задание: 1). Проверить флэш - карты на наличие вирусов. 2). Всю информацию заархивировать 3). Сделать анализ работы (свойства) в виде таблицы |
|||
|
Закрепление урока Метод «Кластер» Теперь выполните задания самостоятельно:
Учащиеся выполняют задание. Вопросы:
|
Работа по группам |
|
|
|
IV.Итог урока. По методу «Ромашка Блума» закрепляет урок. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
Разноуровневые карточки Стикеры Светофор |
|
2 мин. |
Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
Дата: Класс: 6 урок 6 |
||||
Тема |
История развития вычислительной техники, поколения электронно-вычислительных машин |
|||
Цель урока: |
познакомить учащихся с историей развития и основными принципами построения вычислительной техники. Разъяснить роль ЭВМ в жизни общества.Расширить представление об области применения ЭВМ. Задачи:
|
|||
Ожидаемый результат |
Учащиеся должны знать: основные этапы развития вычислительной техники, формы информации, принцип построения цифровой вычислительной машины, поколения ЭВМ и их элементную базу, области применения ЭВМ. Учащиеся должны уметь: приводить примеры ЭВМ разных поколений, по элементной базе ЭВМ определять, к какому поколению относится та или иная машина, приводить примеры применения ЭВМ в жизни общества. |
|||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
|
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы». |
Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы. |
|
|
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. Проверяет домашнюю работу по методу «Аквариум». |
Демонстрируют свои знания и умения. |
|
|
15 мин. |
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По электронному учебнику учитель объясняет новую тему. Ученики демонстрируют свои знания. Электронный учебник
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, т.е. работы с информацией. Из истории науки и техники
известно, что идеи многих изобретений человек подглядел в природе.
Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник
Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания
для конструирования летательных аппаратов. Русский ученый Н.Е.
Жуковский, основоположник науки аэродинамики, также исследовал
механизм полета птиц. По своему назначению
компьютер — это универсальное техническое средство для работы с
информацией. Имеются четыре основных
компонента информационной функции человека: Компьютер включает в себя
устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека: Работая с информацией, человек пользуется не только теми знаниями, которые помнит, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. У компьютера тоже есть два вида памяти: оперативная (внутренняя) и долговременная (внешняя) память. Схема устройства компьютера впервые была предложена в 1946 году американским ученым Джоном фон Нейманом. Дж. фон Нейман сформулировал основные принципы работы ЭВМ, которые во многом сохранились и в современных компьютерах. Но нельзя отождествлять «ум компьютера» с умом человека. Важное отличие в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программой, человек же сам управляет своими действиями. Программа – это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации. Информация, обрабатываемая
на компьютере, называется данными. Таким образом, компьютер
представляет собой совокупность устройств и программ, управляющих
работой этих устройств. Теперь ответьте на
несколько вопросов: Практическая работа для групп:. Сегодня на практической
части занятия мы продолжим осваивать клавиатуру. Ваша цель сегодня
научиться редактировать, т.е. изменять текст. Для работы с клавиатурой будем использовать уже знакомую программу «Блокнот». На рабочем столе найдете значок текстового файла «Урок5 Практика». Откройте его двойным щелчком. Ваша задача – внести в этот текст свои данные. Для этого необходимо перемещаться по тексту (используем кнопки управления курсором), удалять символы (кнопки [Backspase] и [Delete] ) и печатать свой текст. Знать, что такое
архитектура ЭВМ, схему устройства компьютера. Учащимся, имеющим
компьютеры дома, продолжить осваивать «слепой десятипальцевый метод
печати».
|
|||
10 мин. |
IV. Закрепление урока. Предлагает ученикам тест на соответствие. По методу «Мозговой штурм» закрепляет урок. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику основных этапов развития вычислительной техники. 2. Сформулируйте, в чем заключается принципиальное значение вычислительных инструментов, предложенных Паскалем, Бэббиджем. 3. Раскройте содержание термина "булева алгебра". 4. Что такое архитектура фон Неймана? 5. Приведите классификацию компьютеров по функциональному назначению. 6. Представьте классификацию языков программирования. 7. Перечислите основные характеристики персонального компьютера. 8. Охарактеризуйте изменение элементной базы компьютеров при смене их поколений. 9. Какие причины обусловили появление компьютеров четвертого поколения? 10. Какие классы современных персональных компьютеров вы можете перечислить? |
Ученики соотносят вопросы с правильными ответами. Ученики демонстрируют свои знания. |
Тест на соответствие |
|
5 мин. |
V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию. |
Оценивают работу своих одноклассников. |
Дерево Блоба стикеры |
|
2 мин. |
VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________