Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
творческая работа " Познавательно - интеллектуальное развитие детей"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Содержание:
I. Тема, цель, задачи творческой работы.
2. Этапы реализации.
3. Пояснительная записка.
4. Концепция.
5. Перспективное планирование по развитию интеллектуально-познавательной
деятельности в старших группах.
6. Современный подход новых программ и методик.
7. Игры со словами
8. Упражнения на исследование и развитие логической памяти
9. Игры для развития мышления у
детей.
10. Эксперимент (практическая часть).
11. Выводы.
12. Организованная учебная деятельность, досуги.
13. Используемая литература.
ТЕМА: «Интеллектуально-познавательное развитие детей старших групп".
ЦЕЛЬ: Определение оптимальных методов по развитию познавательной и интеллектуальной сферы.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать приемы логического мышления на основе методов проблемного обучения, частично-поискового и исследовательского (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции информации).
2. Учить проявлять находчивость, сообразительность, эрудицию и смекалку, умению работать в команде, вносить свою долю усилий в общее дело, и конечно получать признание своих достижений.
3. Актуализировать знания детей, систематизировать и обобщать накоплению опыта поисковой деятельности, экспериментирования.
4. Воспитывать у дошкольников интерес к самому процессу познания, потребность стремиться преодолевать трудности, комбинировать различные способы при решении нестандартных и познавательных задач, желание достижения поставленной цели, а также не бояться ошибок.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Методы развития интеллектуальной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Познавательно-интеллектуальное развитие дошкольников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В процессе ОУД, опытно-поисковой, исследовательской деятельности у детей сформируется исследовательская активность в форме умения ставить вопросы, разрешать возникающие проблемы;
в процессе организации серии познавательных игр, на которых дети
учатся выявлять главные признаки объекта, его функции, сформируются умения давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире;
благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления,
объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения;
только развивая и совершенствуя умение логически рассуждать и
действовать, ребенок может превратиться в здравомыслящего человека.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Приобретенное умение логически мыслить поможет ребенку решать как учебные задачи, так и сложные, практически неразрешимые, которые будет ставить перед ним жизнь. Начав тренировать свое мышление с самого раннего возраста, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
№ |
Формы и содержание работы |
Сроки |
Прогнозируемый результат
|
1 |
Изучение научно-методической литературы, подбор материала. Утверждение темы на методическом совете.
|
Подготовительная работа
|
Анализ концепции интеллектуально-познавательного развития
|
2 |
Разработка творческого плана |
Внедрение и апробация. Адаптация
|
Введение перспективного планирования, логиических и интеллектуальных игр во все разделы организован-ной учебной деятельности в старших группах в процессе обучения; изготовление практического материала.
|
3 |
Продуктивное усвоение программного материала
|
Контрольный
|
Ведение кружковой работы с детьми: «Интеллектуал» |
4 |
Рассмотрение итогов апробации развития познавательных процессов и предпосылок логического мышления на методическом совете |
Подведение итогов
|
Диагностика Тестирование |
Пояснительная записка
В настоящее время к организации обучения и воспитания в детском саду предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым, высокоинтеллектуальным.
Дошкольные образовательные организации осуществляют приоритетное интеллектуально-познавательное направление с обновлением содержания образования дошкольников по различным программам, расширяющим и углубляющим знания, умения и навыки детей в этой области.
Творческая работа составлена с учетом интеграции разделов
учебного плана
1. «Формирование элементарных математических представлений», где изучаются математические знаки, ориентировка в пространстве, на листе бумаги, времени; решаются логические задачи, головоломки, ребусы, лабиринты. У ребенка формируются умения и навыки, развиваются приемы логического мышления (формирование способности к наблюдению, сравнению, анализу, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции информации), нахождение нестандартных решений проблем, возникающих в современном мире.
2. «Изобразительная деятельность». Искусство - одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому ребенок понимает и любит произведения живописи, литературы и музыки, в изобразительном искусстве - изучается искусство казахского народа, используются произведения живописи по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой раздела "Познавательное развитие", проводятся деловые игры "Народно-декоративное прикладное искусство».
3. «Художественная литература», где используются произведения познавательной и интеллектуальной направленности, путешествия по сказкам, блиц-опрос; конкурсы: загадок, скороговорок, небылиц, пословиц; ребенок понимает в литературных произведениях – выразительные средства языка, умеет создавать рассказы – описания при рассматривании тех или иных произведений искусства, осознанно выбирая образные средства.
4. «Основы экологии», где дети знакомятся с природохозяйственной и природоохраннойопределяюттуальнойКИЙ КАБИНЕТДА ТАРАЗАия интеллекта ребенка, возможность выявления скрытых способностей и талантов. деятельностью человека и ее последствиями, этико-экологической культурой, учат «Золотые правила природы», проводят экологические акции.
С детьми проводится также игротерапия, психогимнастика, сказкотерапия, психологические игры – это наиболее эффективные способы повышения интеллекта ребенка, возможность выявления скрытых способностей и талантов, определение оптимальных методов по развитию познавательной сферы.
КОНЦЕПЦИЯ
«Ум, хорошо устроенный,
стоит намного больше,
нежели ум, хорошо наполненный»
Интеллект – специфическая форма организации индивидуального опыта, обеспечивающая возможность продуктивного восприятия, понимания и объяснения происходящего.
Интеллектуальное восприятие личности – фактически реализация права ребенка быть умным.
Считаем ли мы детей своими полноценными собеседниками, которых надо немного направить, немного подтолкнуть к какой-либо мысли, - и они очень быстро ухватятся за нее и вложат в свою «копилочку», именуемую головным мозгом; или мы стали над детьми и «внедрили» в них насильно ту или иную информацию.
Мне всегда хотелось, чтобы во время познавательной деятельности, именуемой занятиями, дети больше мыслили, больше играли, больше смеялись, иногда даже дурачились вместе со мной, усваивая при этом максимум информации.
Как вы думаете, что такое интеллект? Как вы понимаете выражение – интеллектуальное воспитание личности?
В.А.Сухомлинский писал: «Невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может чего-то и не знать, но он обязательно должен быть умным человеком».
Эти слова актуальны и в наши дни.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие интеллектуальных способностей.
Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования разнообразных задач.
Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Психологи и педагоги (А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.Н.Поддьяков) разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей. Однако совершенствование развивающего обучения - не единственный способ воздействия на развитие этих качеств. Можно управлять развитием интеллектуальных и познавательных способностей ребенка.
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы то и другое стало развивающим.
Новые технологии, интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы.
Суть интерактивных методов обучения
-
В ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых;
-
на пробуждение самостоятельного интереса к познанию;
-
становление собственных способов деятельности;
-
в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие.
Интерактивные методы обращаются к субъективному опыту обучающихся и помогают им в процессе обучения освоить свои способы открытия социального характера.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
- пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
- совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство;
- согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
- совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание
созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Научное сообщество отмечает личностно-созидающую роль интерактивных методов обучения и считает их фактором личностного развития обучаемых, который, который активизирует самоанализ, рефлексию, мобилизует волю.
Интерактивные формы обучения весьма многообразны, но наиболее распостраненными являются:
1. Общая дискуссия;
2. Практикумы;
3. Различные формы взаимообучения и взаимоконтроля;
4. Лабораторно-исследовательские работы/защита проекта;
5. Проблемно-поисковое обучение.
Интерактивные методы обучения по сути своей – это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, т.е. вовлечь учащихся в обучение в качестве активных участников, а не слушателей или наблюдателей.
К ним следует отнести:
1. Метод «модерации», который позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных предложений, нацеленных на решение проблемы;
2. Метод «кейсов» - метод анализа ситуаций, непосредственного обсуждения обучающим и обучающимися деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики;
3.Презентацию.
Ключом педагогической технологии при реализации творческой работы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение, которое должно осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накоплению спонтанного чувственного и информационного опыта, благодаря которому создается база «ясных и неясных знаний» (Н.Н.Поддьяков).
Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально организованной познавательной деятельности. При этом формирование интеллектуальных способностей происходит на основе эвристических методов.
Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и – главное – активизировать интерес ребенка к познанию.
Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей и родителей, праздников и развлечений, совместного времяпрепровождения. Все праздники строятся на игровых видах познавательной деятельности и информационно-развлекательном содержании.
Главное в них – совместная неформальная деятельность детей и взрослых.
Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, создают бодрое настроение. Коллективное участие детей в решении познавательных задач, в играх и танцах раскрепощает их. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в команде, вносить свою долю усилий в общее дело придают весомую ценность тому, чем овладели на занятиях, с чем познакомились в интеллектуальных играх и беседах. Гордость за свои достижения и ощущение удачи поддерживают хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.
Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективны методов познавательного развития дошкольников.
Ориентируясь на положение Л.С.Выгодского о том, что личность дошкольника – это сплав аффекта и интеллекта, мы уделяем особое внимание эмоциональному комфорту в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление эвристических находок и успехов детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми (взгляды, жесты, мимика) – таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Познавательная деятельность организуется также с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.
Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения. Конечной целью, как отмечал известный отечественный психолог Д.Б.Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Немаловажно также дать ребенку уверенность, что он способен постичь все.
В дошкольные годы у ребенка создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Организовывать проблемно-поисковые ситуации сложнее, чем такие, в которых говорит только взрослый, а ребенок только слушает и повторяет. Однако без этого не обойтись ни дома, ни в детском саду, ни в школе, если мы хотим научить ребенка мыслить. Партнерство со взрослым, общение со сверстниками во время обучения, совместное решение проблемно-познавательных задач (тесты, викторины, блиц-опросы, конкурсы, мудреные вопросы, дидактические игры, головоломки, ребусы, лабиринты) – основной путь для развития интеллектуальных способностей детей.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Каждая игра, конкурс, викторина – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи.
Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для интеллектуального развития ребенка.
Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упра