Материалдар / Вариативная программа по развитию речи "Фонематика"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Вариативная программа по развитию речи "Фонематика"

Материал туралы қысқаша түсінік
Данная вариативная программа ориентирована на произносительную систему речи дошкольника. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Қазан 2021
278
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Пояснительная записка


Умение различать и правильно

произносить звуки родной речи –

главное условие успешного

обучения ребенка в начальной и

средней школе.


Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на третьем—четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. .

У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью — чтением и письмом.

Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.

В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Данная вариативная программа ориентирована на произносительную систему речи дошкольника. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению.


Цель:

Создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха.


Задачи:

1. Воспитывать речевой слух у детей преимущественно в игровой деятельности.

2. Развивать артикуляционный аппарат детей посредством артикуляционной гимнастики, позволяющей развивать подвижность языка, губ и т. д. ;

3. Развивать речевое дыхание детей дошкольного возраста, используя специальные игровые упражнения.

4. Воспитывать умение регулировать громкость и силу голоса в соответствии с условиями общения;

5. Воспитывать у детей интонационную выразительность речи;

формировать правильное произношение всех звуков


Этапы работы:

- Узнавание неречевых звуков.

- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

- Различение слов, близких по звуковому составу.

- Дифференциация слогов.

- Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.


Срок реализации программы – 1 год:

- 1 раз в две недели

- время проведения – 20 - 25 минут

- в месяц – 2 занятия

- возраст 4-5 лет


Ожидаемый результат:

Дети учатся слышать и исправлять ошибки в чужой и собственной речи, различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков; отрабатывают навык различение на слух фонем по акустическим особенностям, у детей формируется полноценное восприятие звуковой стороны речи.









Используемая литература


1 Лукина Н.А., Никкинен И.И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2013.

2. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.: «Генезис», 2010.

3. Дурова Н. В «Фонематика», М.: «Мозаика - синтез», 2002.

4. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 2013.

5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2009.

6.Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб : « ДИТГИЗ»,2008.


































Занятие 1


Программное содержание:

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал:

Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.


Ход занятия

Упражнение «Пусти лодочку по воде»

Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла одного «берега» до другого.

Упражнение выполняется 2 раза.


Игра «Лодочка и пароход»

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — это лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель:

- Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тшух, тшух» (дети повторяют звукосочетание).

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух»; по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.


Упражнение на развитие мелкой моторики.







Занятие 2


Программное содержание:

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал:

Две подставки, между которыми натянута леска с тремя бабочками из гуммированной бумаги (4x4 см) на нитке длиной в 8—10 см (леска натянута на уровне рта ребенка).


Ход занятия

Игра-соревнование «Чья бабочка дальше полетит?»

Вызываются трое детей. Они встают перед бабочками. По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку, произнося: «Фу-у-у» один раз. Чья бабочка выше полетит, тот выиграл.

В игре должны принять участие все дети.


Игра «Конькобежцы и лыжники»

Воспитатель:

- Мы будем конькобежцами — будем кататься на коньках. Когда коньки скользят по льду, то слышно: «Жух, жух, жух» (дети имитируют, что едут на коньках, скользя ногами по полу, и произносят звукосочетание).

- Теперь мы будем лыжниками — будем кататься на лыжах. Когда едут лыжники, снег хрустит: «Ши-их, ши-их, ши-их» (дети имитируют, что едут на лыжах, и произносят звукосочетание).

Затем дети делятся на две группы: конькобежцы и лыжники. По сигналу: «Едут конькобежцы» действия выполняет первая группа; по сигналу: «Едут лыжники» действия выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.


Упражнение на развитие мелкой моторики.



Занятие 3


Программное содержание:

Развивать речевое внимание, речевое дыхание и артикуляционный аппарат детей.

Материал:

Мишка, зайка (игрушки).


Ход занятия

Игра «Поезд»

Воспитатель:

- Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка), он останавливается: «Уу-ух». Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику... Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.


Игра с заданиями

Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я»... «Порычите: «Хрп-хр-хр»... «Ешьте мед — слизывайте "с лапы... оближите губы... зубы круговым движением» (дети выполняют задания).

Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называют трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается мой хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею, скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы я прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-ух, у-у-ух» (дети повторяют).


Упражнение на развитие мелкой моторики.


Занятие 4


Программное содержание:

Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух детей.

Материал:

Мяч.


Ход занятия

Игра «Надуем мяч»

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Круг — это мяч.

Воспитатель:

- Мяч плохо надут, давайте его надуем: «пф-ф-ф пф-ф-ф» (дети делают большой круг и произносят звукосочетания). Мы так сильно надули мяч, что он лопнул: «Шш-ш-ш» (дети сбегаются в середину круга). Давайте снова его надуем: «Пф-ф»... Опять лопнул...

Игра повторяется и с тем, и с другим звукосочетанием еще раз.

Воспитатель:

- Мы надули мяч, теперь он будет хорошо подскакивать. Будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, ударит об пол, скажет: «Прыг», поймает его и передаст соседу.

В игре должны принять участие все дети. Затем играющие, ударяя об пол мячом, произносят: «Скок», ловят мяч и передают его следующему ребенку.


Упражнение на развитие мелкой моторики.







Занятие 5


Программное содержание:

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.


Ход занятия

Упражнение «Заморозим руки»

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, вытянув вперед руки: наклоняются, дуют товарищу на руку и произносят: «Сффф-сффф».

Если ребенок почувствовал холодную струю, он опускает руку, и партнер дует на другую. После этого они меняются местами.


Игра «Падают листья»

Дети встают в крут.

Воспитатель произносит текст. На первые две строчки дети идут по кругу, на третью и четвертую — переступают с ноги на ногу и произносят: «Шик», на пятую — поднимают руки вверх, медленно их опускают и сначала тихо, затем громче и громче произносят слово «летят».

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят: «Шик, шик, шик, шик». И летят... летят... летят.


Упражнение на развитие мелкой моторики.







Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!