Пояснительная записка
Умение различать и правильно
произносить звуки родной речи –
главное условие успешного
обучения ребенка в начальной и
средней школе.
Ребенка окружает множество звуков: музыка,
щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова
— речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая
речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми,
получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами
поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и
пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и
различать звуки родного языка.
Уже на третьем—четвертом году жизни он замечает
неправильности произношения слов сверстниками, пытается их
исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к
пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к
чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает
неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от
общения, от совместной деятельности. .
У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте
наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило,
сказывается и на овладении письменной речью — чтением и
письмом.
Мозг малышей развивается интенсивно, и
полноценный фонематический слух позволяет им решать не только
речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем
раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и
образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной
язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми,
развивает психику, позволяет приобщиться к
культуре.
В формировании личности ребенка именно язык
играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся
эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка
нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно
пользоваться ею.
Чистота речи зависит от многих факторов: от
развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания,
голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной
их «тренировки» часто не достигают нужного уровня
развития.
Работать над произносительной стороной речи
ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто
перенос ее на старший возраст не приносит желаемых
результатов.
Данная вариативная программа ориентирована на
произносительную систему речи дошкольника. Работа в строгой
последовательности с использованием разнохарактерных игр и
упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности
детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и
фонетическому ее оформлению.
Цель:
Создание и обеспечение необходимых условий для
развития фонематического слуха.
Задачи:
1.
Воспитывать речевой слух у детей преимущественно в игровой
деятельности.
2. Развивать артикуляционный аппарат детей
посредством артикуляционной гимнастики, позволяющей развивать
подвижность языка, губ и т. д. ;
3. Развивать речевое дыхание детей дошкольного
возраста, используя специальные игровые
упражнения.
4. Воспитывать умение регулировать громкость и
силу голоса в соответствии с условиями
общения;
5. Воспитывать у детей интонационную
выразительность речи;
формировать правильное произношение всех
звуков
Этапы работы:
-
Узнавание неречевых звуков.
-
Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе,
тембру.
-
Различение слов, близких по звуковому составу.
-
Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем. Развитие фонематического
восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических
представлений.
Срок реализации программы – 1
год:
- 1
раз в две недели
-
время проведения – 20 - 25 минут
- в
месяц – 2 занятия
-
возраст 4-5 лет
Ожидаемый
результат:
Дети учатся слышать и исправлять ошибки в чужой и
собственной речи, различать звуки в словах, слогах и в рядах
звуков; отрабатывают навык различение на слух фонем по акустическим
особенностям, у детей формируется полноценное восприятие звуковой
стороны речи.
Используемая литература
1 Лукина Н.А., Никкинен И.И. «Научите меня
слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.:
«Паритет», 2013.
2. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию
детского возраста», М.: «Генезис», 2010.
3. Дурова Н. В «Фонематика», М.: «Мозаика -
синтез», 2002.
4. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного
произношения»,М.: «Институт практической психологии»,
2013.
5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А.
«Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия»,
2009.
6.Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб : «
ДИТГИЗ»,2008.
Занятие 1
Программное содержание:
Развивать речевое внимание и речевое дыхание
детей.
Материал:
Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с
водой.
Ход занятия
Упражнение «Пусти лодочку по
воде»
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок,
произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла одного
«берега» до другого.
Упражнение выполняется 2 раза.
Игра «Лодочка и пароход»
Воспитатель делит детей на две группы: одна
группа — это лодочки, другая — пароходы.
Воспитатель:
- Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух,
шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тшух,
тшух» (дети повторяют
звукосочетание).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей
идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух»; по
сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая
группа.
Затем дети меняются ролями, и игра
повторяется.
Упражнение на развитие мелкой
моторики.
Занятие 2
Программное содержание:
Развивать речевое внимание и речевое дыхание
детей.
Материал:
Две подставки, между которыми натянута леска с
тремя бабочками из гуммированной бумаги (4x4 см) на нитке длиной в
8—10 см (леска натянута на уровне рта ребенка).
Ход занятия
Игра-соревнование «Чья бабочка дальше
полетит?»
Вызываются трое детей. Они встают перед
бабочками. По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку,
произнося: «Фу-у-у» один раз. Чья бабочка выше полетит, тот
выиграл.
В игре должны принять участие все
дети.
Игра «Конькобежцы и лыжники»
Воспитатель:
- Мы будем конькобежцами — будем кататься на
коньках. Когда коньки скользят по льду, то слышно: «Жух, жух,
жух» (дети имитируют, что едут на
коньках, скользя ногами по полу, и произносят
звукосочетание).
- Теперь мы будем лыжниками — будем кататься на
лыжах. Когда едут лыжники, снег хрустит: «Ши-их, ши-их,
ши-их» (дети имитируют, что едут на лыжах, и
произносят звукосочетание).
Затем дети делятся на две группы: конькобежцы и
лыжники. По сигналу: «Едут конькобежцы» действия выполняет первая
группа; по сигналу: «Едут лыжники» действия выполняет вторая
группа. Затем дети меняются ролями, и игра
повторяется.
Упражнение на развитие мелкой
моторики.
Занятие 3
Программное содержание:
Развивать речевое внимание, речевое дыхание и
артикуляционный аппарат детей.
Материал:
Мишка, зайка (игрушки).
Ход занятия
Игра «Поезд»
Воспитатель:
- Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я
буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух,
тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и
звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул,
на котором сидит мишка),
он останавливается: «Уу-ух». Мишка садится в
поезд и вместе с детьми едет к зайчику... Затем зверюшки и дети
возвращаются в группу.
Игра с заданиями
Задания детям дает мишка: «Походите по комнате
как я»... «Порычите: «Хрп-хр-хр»... «Ешьте мед — слизывайте "с
лапы... оближите губы... зубы круговым движением»
(дети выполняют
задания).
Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня
называют трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны
в сторону качается. Покажите язычком, как качается мой
хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают
рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла
рта). Я
умею, скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.)
От лисы я прячусь за куст
(дети приседают) и
дышу так: «У-у-у-ух, у-у-ух, у-у-ух» (дети повторяют).
Упражнение на развитие мелкой
моторики.
Занятие 4
Программное содержание:
Развивать речевое внимание, речевое дыхание и
фонематический слух детей.
Материал:
Мяч.
Ход занятия
Игра «Надуем мяч»
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Круг
— это мяч.
Воспитатель:
- Мяч плохо надут, давайте его надуем: «пф-ф-ф
пф-ф-ф» (дети делают большой круг и произносят
звукосочетания). Мы
так сильно надули мяч, что он лопнул: «Шш-ш-ш»
(дети сбегаются в середину
круга). Давайте снова его надуем: «Пф-ф»... Опять
лопнул...
Игра повторяется и с тем, и с другим
звукосочетанием еще раз.
Воспитатель:
- Мы надули мяч, теперь он будет хорошо
подскакивать. Будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого мяч,
ударит об пол, скажет: «Прыг», поймает его и передаст
соседу.
В игре должны принять участие все дети. Затем
играющие, ударяя об пол мячом, произносят: «Скок», ловят мяч и
передают его следующему ребенку.
Упражнение на развитие мелкой
моторики.
Занятие 5
Программное содержание:
Развивать речевое внимание и речевое дыхание
детей.
Ход занятия
Упражнение «Заморозим
руки»
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу,
вытянув вперед руки: наклоняются, дуют товарищу на руку и
произносят: «Сффф-сффф».
Если ребенок почувствовал холодную струю, он
опускает руку, и партнер дует на другую. После этого они меняются
местами.
Игра «Падают листья»
Дети встают в крут.
Воспитатель произносит текст. На первые две
строчки дети идут по кругу, на третью и четвертую — переступают с
ноги на ногу и произносят: «Шик», на пятую — поднимают руки вверх,
медленно их опускают и сначала тихо, затем громче и громче
произносят слово «летят».
Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят: «Шик, шик, шик, шик». И летят... летят...
летят.
Упражнение на развитие мелкой
моторики.