Материалдар / Виды рефлексий на уроке
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Виды рефлексий на уроке

Материал туралы қысқаша түсінік
Данный материал взят из интернет-источника и предназначен для молодых специалистов для ознакомления с приемами рефлексии на уроке. Материал не только называет, но и разъясняет содержание каждого вида рефлексий. Данный материал необходим учителям для использования в современном уроке. Использование готового материала из интернета обусловлена необходимостью экономии времени педагога и быстрого получения необходимого материала на данном сайте
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
662
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: « Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы».Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Задачи: - Познакомить коллег с понятием “рефлексия”. - Дать представление о классификации рефлексии. - Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.





В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Только активно действуя в конкретной ситуации и осознавая своидействия, ученик осваивает программу формирования рефлексивных умении. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. То есть рефлексия каждого учащегося становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения программы, поскольку лишь выходя в рефлексивную позицию, ребенок может осознать, что ему недостает для успешного действия в ситуации, а чему он уже научился.Способность к рефлексии дает возможность человеку:- осознать свои поступки, отношения, ценности;- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:- управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами:- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.Психологи и педагоги отмечают, что рефлексия возможна, если:- детям предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы;- ученика привлекают к постановке личных целей и задач в образовании;- учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности учеников;- признается право ребенка на собственное личностное отношение к происходящему;- в основу оценки ребенка кладется не отметка учителя, а самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования. Рефлексивная деятельность, как и любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой формах а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень). Приемы для индивидуальной рефлексии: «Получил ответ или нет?», «Что, если?», «Плюс, минус, интересно»; Приемы «грабли», «Гроздь»; Анкета б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»). Работая в группе и обсуждая дискуссионные проблемы, дети обнаруживают свою компетентность в каких-либо вопросах, сравнивают собственное мнение с мнением одноклассников, обсуждают различные точки зрения, намечают дальнейшие действия, таким образом, создаются условия, способствующие развитию рефлексивных способностей школьников. Приемы для групповой рефлексии: «Мозговой штурм»; Опорные слова и фразы для высказываний; Прием «Пошаговые действия», «Дерево предсказаний» Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Мнение, что рефлексия может использоваться только в конце урока, ошибочно. Рефлексию можно применять на любом этапе урока, и осуществляется она на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции.В зависимости от цели, вида и функции рефлексивной деятельности можно представить следующую классификацию рефлексии:
  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Данный вид рефлексивной деятельности отражает внутреннее состояние ученика, его самочувствие (комфортно – дискомфортно), является средством самопознания. Он используется для формирования благоприятного микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии. Проводить этот вид рефлексии целесообразно в начале урока (для установления эмоционального контакта) и в конце деятельности (для выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой). Приемы рефлексии на начало урока:1.«Три лица».Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.2. «Цветные карточки».У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.3.«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.4. «Солнышко». Детям предлагается закончить предложение: «Моѐ настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.5. «Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которогонаиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.6. «Гномики». Ребе нок отдает жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент.7. «Образная рефлексия». Предлагаем детям нарисовать образ урока (мероприятия, игры), сравнить своѐ настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).8. Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Музыкальное сопровождение можно использовать на уроках литературы на этапе мотивации учебной деятельности. Например, при изучении лирики поэтов XX века прослушиваем на уроке песню на стихи Н.Рубцова, которая так и называется «Зимняя песня», и просим ребят:- Слушая песню, нарисуйте картины, которые вы представили, эмоции, которые пержили.9. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. К приемам, способствующим эмоциональной привлекательности урока можно отнести скороговорки, эти народно-поэтические миниатюры, вызывают позитивный эмоциональный отклик, улыбку. При этом скороговорки могут одновременно выполнять роль речевой разминки, эмоциональной разрядки, смыслового мостика к теме урока: Топали да топали, до тополя дотопали! ( к теме однородные члены предложения); Щетинка у чушки; чешуйки у щучки ( гласные с шипящими).

Приемы рефлексии на конец урока:1.«Огонѐк общения». Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:-сегодня меня порадовало…-сегодня меня огорчило…2. «Подарок». Ребѐнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелѐный самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?Аналогичным приемом является методика «Букет», которая развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». После задаются такие же вопросы.3. «Комплимент». Этот приѐм даѐт возможность удачно закончить урок на положительной ноте: комплимент-похвала; комплимент в деловых качествах; комплимент в чувствах.4. «Эмоционально-музыкальная концовка». Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.5. «Острова». На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак , на каком из островов вы сегодня пребывали: отраха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости. 6. «Кораблик».-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» еленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

2. Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).Приемы рефлексии деятельности:1.«Утверждение». Выбери верное утверждение:Я сам не смог справиться с затруднением;У меня не было затруднений;Я только слушал предложения других;Я выдвигал идеи….2. «Укрась торт». Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.3. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.4. «Дерево успеха».На имитированное дерево (возможно просто в виде рисунка изобразить его на доске) необходимо прикрепить листочки:
  • Зеленый цвет – нет ошибок;
  • Желтый лист – 1-2 ошибки;
  • Красный лист – 2-3 ошибки.
Определенным цветом листьев можно обозначить уровни усвоения материала. Аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого, желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся. Например,
  • Красное яблоко – урок очень интересный, мне все понравилось.
  • Желтое яблоко – мне понравился урок, но я не все понял.
  • Зеленое яблоко – было скучно, я ничего не выполнил.
5. «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «веселое личико» в вагончик, указывающий на задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» - в вагончик, который символизирует задание, показавшееся неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.6. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.7.«Мои ответы».На протяжении урока отмечать условно свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;«0» - не ответил.8. «Лесенка успеха». Возможно несколько вариантов использования данного приема:1) – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.2) Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:1. Уверен в своих знаниях.2. В основном уверен.3.Испытываю затруднения.3) Или же другой вариант, который, например, можно использовать по теме: «Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками в нем».На доске изображен рисунок лестницы с пятью ступенями. Каждый ученик пишет первую букву своей фамилии на той ступени, которую предполагает занять в системе баллов. Учитель анализирует самооценку учащихся и в дальнейшем сопоставляет с оценкой за контрольный диктант.9. «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.10. «График». Учащимся предлагается начертить в течение урока график-изменения их интереса;-уровня познания,- личной активности.11. Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока,обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:Сегодня я узнала…Мне было интересно…Мне было трудно…Я научиласьЯ смогу…Я попробую…12. «Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!