Внедрение компьютерных и
информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранного
языка
В данной
статье подчёркивается значимость ИКТ в иноязычном образовании, а
также поставлен вопрос о возможных вариантах их использования. В
статье рассматривается современная концепция урока с применением
информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ),
иностранный язык, мотивация, компьютерные технологии, методы
обучения.
В век информационных технологий
все чаще предъявляются высочайшие запросы к обучению практическому
владению иностранным языком в ежедневном общении и сфере проф работы. Объёмы учебного материала
возрастают, и классические способы его зачастую считаются малоэффективными.
В настоящее время основная
цель обучения иностранным языкам заключается в формировании и
развитии коммуникативной компетенции учащихся, обучении
практическому овладению иностранным
языком.
Задача учителя иностранного
языка – создать индивидуальные условия для каждого учащегося,
которые необходимы для практического овладения языком, подобрать
целесообразные методы обучения, которые позволили бы стимулировать
познавательную активность учащегося на уроке иностранного
языка.
Актуальность применения новых
информационных технологий продиктована, прежде всего,
педагогическими потребностями в повышении эффективности
развивающегося обучения, в частности, потребностью формирования
навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского,
креативного подхода в обучении, формирования критического мышления,
новой культуры. Использование новых технологий в преподавании
английского языка обусловлено не только стремлением к новизне,
данное обучение также позволяет реализовать
личностно-ориентированный подход.
Современный образовательный
процесс невозможно представить без использования новых
информационно-коммуникационных технологий, основой которых являются
телекоммуникационные и компьютерные средства. Применение ИКТ
позволило «существенным образом преодолеть консерватизм и жесткость
рамок традиционных образовательных систем и создать открытое
образовательное пространство, в котором ученик, как субъект
образования, самостоятельно формирует свою «образовательную
траекторию» [1, с. 319].
Это не только новые
технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый
подход к процессу обучения. Известно, что основной целью обучения
иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной
культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным
языком [2, c. 56].
Нам бы хотелось
продемонстрировать приемы, методы и формы работы на уроках
английского языка с применением ИКТ, которые мы применяем
(планируем применять) на практике.
Использование видеороликов с
последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь,
расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений,
характерных для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный,
увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению
предмета.
Использование флэш-игр,
различных видов тренировочных упражнений (в том числе и игровых)
позволяет восполнить «пробелы в знаниях» обучающихся, тренировать
грамматические навыки, пополнять лексический
запас.
Применение в практике
презентаций на различных этапах работы (введение новой лексики или
объяснение грамматического материала, обобщение знаний по изученной
теме, самостоятельное создание обучающих презентаций) позволяет
представлять необходимую информацию более
наглядно.
Использование электронного
тренажера навыков общения позволяет не только запоминать лексику и
отдельные фразы, но также моделирует ситуации общения, тем самым
способствует развитию диалогической речи.
Также широко можно применять
различные электронные тесты, которые позволяют экономить время,
объективно показывают результат, способствуют развитию навыков
самооценки и самоконтроля.
Широкие возможности в изучении
иностранного языка открывает использование
интернет-технологий:
-
видеоконференции,
- работа с англоязычными
сайтами,
-
онлайн-тесты,
- международные
телекоммуникационные проекты,
- переписка со сверстниками из
других стран,
- работа с
аудиокнигами.
Наряду со всеми несомненными
достоинствами работы с использованием ИКТ не следует забывать, что
компьютер не может заменить учителя, поэтому следует четко
планировать место и время работы с электронными средствами
обучения.
В своей практике применения
средств ИКТ мы столкнулись со следующими
проблемами:
не смотря на достаточное
количество электронных пособий, сложно отобрать материал по
изучаемой тематике;
сложно заранее спланировать,
на каких уроках будут применяться ИКТ;
ограниченность в использовании
видеороликов, статей из англоязычных изданий из-за слабой
подготовки обучающихся;
недостаток знаний в сфере
информационных технологий у обучающихся;
необходимость дополнительных
знаний о различных компьютерных программах, то есть повышение
уровня знаний преподавателя как
пользователя.
Таким образом, использование
информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное,
сделать урок современным, по-настоящему развивающим и
познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе
обучения также влияет на рост профессиональной компетентности
учителя, способствует значительному повышению качества образования,
что ведёт к решению главной задачи образовательной
политики.
Анализируя опыт использования
ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование
информационно-коммуникативных технологий
позволяет:
1) обеспечить положительную
мотивацию обучения;
2) проводить уроки на высоком
эстетическом и эмоциональном уровне (музыка,
анимация);
3) обеспечить высокую степень
дифференциации обучения (почти
индивидуализацию);
4) усовершенствовать контроль
знаний;
5) рационально организовать
учебный процесс, повысить эффективность
урока;
6) обеспечить доступ к
различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.
Инструменты ИКТ не только
повышают мотивацию и познавательную активность учеников, улучшают
их знания в области английского языка, но также способствуют
повышению их лингвистической компетентности и дают представления о
новых современных технологиях, что довольно актуально в современном
мире. Данные технологии предоставляют возможность работать с
актуальными и достоверными источниками, ориентироваться на мировые
стандарты. Они обучают «умению критически мыслить, анализировать,
оценивать и прогнозировать» [3, с. 34].
Список использованной
литературы:
1. Креативная педагогика.
Методология, теория, практика [Текст] / под ред. В. В. Попова, Ю.
Г. Круглова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 319
с.
2. Полат Е.С. Интернет на
уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001
г.
3. Воронина Т. П., Кашицин В.
П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных
технологий. М.: Просвещение, 2016. 322 с.