Материалдар / «ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: УВЛЕКАТЕЛЬНО И ПОЛЕЗНО»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: УВЛЕКАТЕЛЬНО И ПОЛЕЗНО»

Материал туралы қысқаша түсінік
Внеклассная работа в школе – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
19 Маусым 2021
275
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Page 1

Сәрсенбі Мағыфура Манапқызы
Шымкент қаласы №54 жалпы орта мектебі

«ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
УВЛЕКАТЕЛЬНО И ПОЛЕЗНО»

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение позна-
вательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы.
Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной
работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внекласс-
ная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.
Внеклассная работа в школе – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной
образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в ком-
плексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность уча-
щихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучеб-
ной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом
соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке зна-
ний, умений и навыков.
Цель внеклассной работы – развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию лич-
ностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, при-
общение к здоровому образу жизни.
Основные задачи организации внеклассной работы:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах де-
ятельности;
- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;
- расширение рамок общения школьников с социумом; ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ШЕБЕРЛІК, №3 (ҚАЗАН)/2020
~ 66 ~


Page 2

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности
и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отно-
шению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отно-
шению к учителям и своим товарищам.
Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В
каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образователь-
ной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учеб-
ных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни и т.д.)
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обо-
значены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы,
диспуты, олимпиады, конференции и др.
В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной
работы: индивидуальные, кружковые, массовые [1].
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на
самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и
конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё
место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей уча-
щихся данной возрастной категории [1]
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способ-
ностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее
популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предмет-
ные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуж-
дение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт
работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др.
[1].
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны
на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яр-
кость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе боль-
шие возможности активизации учащихся.
Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, нали-
чия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При проведении же бесед, ве-
черов, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В
таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми, - участ-
ники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, чувство полезности
для коллектива служит важным средством сплочения коллектива класса, кружка или клуба по интере-
сам [1].
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам ка-
лендаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-
развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников.
Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и миро-
вого сообщества.
Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярным прово-
дить интеллектуальные конкурсы и олимпиады, малые научно-практические конференции среди уча-
щихся 2-4 классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В
связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают твор-
чество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, проекты и др. Школьные олимпиады
организуются по учебным предметам. Их цель – вовлечь наибольшее количество детей с отбором
наиболее талантливых и одарённых.
Уже второй год во 2-4 классах нашей школы проводится научно-практическая конференция (НПК). В
первый год её участниками были только четвероклассники. Потом к ним присоединились ученики
вторых и третьих классов.
НПК походит в два тура. Первый тур - отборочный, он проводиться в классе. Второй тур – заключи-
тельный на уровне школы. В нем принимают участие лучшие исследователи. Дальше победители
пробуют свои силы на районной НПК младших школьников.


Page 3

Год от года расширяется тематика детских работ. Так в этом году было представлено исследование в
области филологии и истории «Кто такой домовой?», естествознания - «Значение ПЕДАГОГИКАЛЫҚ
ШЕБЕРЛІК, №3 (ҚАЗАН)/2020
~ 67 ~


Page 4

воды для нашей планеты», «В чём секрет зелёного лука?», «Каша – пища наша» и др. Кроме того,
улучшилось качество подготовки и защиты работ. Все чаще используются компьютерные презента-
ции.
На конференции в этом году присутствовали непосредственно участники, члены жюри, представи-
тели разных классов, а также родители наших участников. Активная помощь и поддержка родителей
являются одним из важных факторов успешного продвижения младших школьника в сфере исследо-
вательской деятельности.
Конференция предусматривала работу следующих секций:
1. Край родной, навек любимый. 2. Мир вокруг нас. 3. Отчего и Почему?
4. Природа живая и неживая. 5. Экскурс в историю. 6. Это интересно.
Критерии выступлений:
- Полнота раскрытия темы выступления, соответствие целям и задачам.
- Наличие элементов исследования (поисковой деятельности) или обобщения материала.
- Эффективное и грамотное использование иллюстративных средств.
- Качество ответов на вопросы (эрудиция).
- Соблюдение регламента выступления (до 7 мин).
Победители общешкольного тура НПК были направлены на участие в районной НПК «Знайка -2011».
Наиболее распространённой и доступной формой массовой работы с детьми является классный час.
Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятель-
ности как классного руководителя, так и всего учебного заведения [2].
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной осо-
бенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаим-
ного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим.
В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.
Чаще всего приоритетными для детей в общеобразовательных учреждениях являются игровые, теат-
ральные, дискуссионные, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной ра-
боты, позволяющей учащимся осознать самих себя.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее популярными формами внеклассной деятельно-
сти являются:
1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и есте-
ственно-научного циклов (Приложение 1; приложение 2).
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ
В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предмет-
ной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит свое логическое завершение во
внеклассной работе, т. е. формы работы, соединяющие в себе обучение и воспитание в единый про-
цесс: уроки творчества, мозговая атака, университет старшеклассников, встречи с увлечением, обо-
зреватели за круглым столом, дидактические сказки, путешествие в предмет, аукцион знаний, дидак-
тический театр, путешествие в страну неразгаданных тайн, предметный ринг, организацию персо-
нальных выставок учителей и учеников, защиту идеи, интеллектуальные марафоны, исторический
календарь, жизнь замечательных идей, КВН по предмету, общественный смотр знаний, творческие
мастерские, мастерские подарков, тематические предметные недели.
Характерной чертой системы школы сегодняшнего дня являются различные формы интеграции учеб-
ной и внеклассной работы, которая ярко представлена при проведении тематических недель.
Тематические предметные недели (декады) могут стать традиционными в каждой школе, проводится
для учащихся различных возрастных групп. Могут включать в себя проведение различных форм ра-
боты: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Подготовка и оформление плана проведения тематической недели традиционных и нетрадиционных
уроков.- Подготовка и проведение дня науки и техники в каждом классе.- Выпуск тематических стен-
газет, проведение общешкольного конкурса на лучшую стенную газету.- Конкурс рефератов по пред-
мету.- Смотр-конкурс моделей, поделок, изготовленных учащимися.
- Торжественное открытие тематической недели.
Ознакомление с планом мероприятий. "Круглый стол". Книжная выставка и продажа литературы.
Конкурс знатоков кроссвордов.
Тематика устных журналов: «В мире интересного». «В мире замечательных открытий». ПЕДАГОГИ-
КАЛЫҚ ШЕБЕРЛІК, №3 (ҚАЗАН)/2020
~ 68 ~


Page 5


Page 6

«Наука – человеку». «В мире науки и техники». «Как научиться быстро читать?». «Передача мыслей
на расстоянии». «Калейдоскоп знаний и фактов». «Из книги рекордов Гиннеса».
Тематика бесед: «Рассказы о том, что нас окружает». «История возникновения открытий». «Страницы
прошлого».
Тематика конкурса сочинений и творческих работ: Как моя жизнь связана с математикой? (историей,
литературой и т. д.).
Путешествие в предмет. История моей семьи. Практическое занятие: "Интересные опыты". Турниры:
смекалистых, рыцарей - знатоков этикета; исторический или литературный аукцион, турнир эрудитов,
в которые могут быть включены конкурсы: теоретиков; историков по предмету; смекалистых; экспе-
риментаторов и конструкторов; любознательных; "Знаешь ли ты формулы?" Клуб интересных встреч:
"Чудаки, которые украшают землю!"
Тематический праздник: "Путешествие в сказку (прошлое науки)".
При проведении тематических праздников могут быть использованы стихи, песни, подготовленные
учащимися по мини-группам, кроссворды, ребусы, театрализованные факты из жизни ученых, проти-
воборство положительных и отрицательных героев.
2.Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные
смотры знаний, чествование призёров и победителей общешкольных, городских (районных), регио-
нальных предметных олимпиад и конкурсов; малые научно-практические конференции для учащихся
2-4 классов (общешкольные, районные), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов;
общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший портфолио
ученика» и др.
3.Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематиче-
ские вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поез-
док, соревнований «Безопасное колесо» и др.
Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества
и фантазии; конкурсы «Алло, мы ищем таланты», КВН, интеллектуальные турниры знатоков; теат-
ральные постановки, конкурсы самоделок, чтецов, рисунков и плакатов.
4.Общественно-полезные и социально-значимые мероприятия: субботники (3-4 классы), рейды Айбо-
лита и чистоты, поисковая и краеведческая работа, операции «Подарок далёким друзьям», «Подарок
ветерану»; акции милосердия «Помоги детям- инвалидам», «Наш подарок детскому дому».
5.Спортивная деятельность: организация и проведение спортивных соревнований в начальной школе
«Весёлые старты», турниров по волейболу, шахматам и шашкам, спортивных эстафет (с учащимися и
родителями); соревнований «Мама. Папа и я – спортивная семья», «Самый спортивный класс».
Наиболее распространённые формы досугового общения: «огоньки», «круглые столы», «вечера, вы-
езды за город, вечера-встречи с интересными людьми, посещение музея; работа кружков и клубов по
интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактивные формы.
Становятся популярными новые игровые формы: целевые тренинги, обучающие и развивающие ин-
теллектуальные и психологические игры, коммуникативные (дискуссии, деловые игры, сюжетно-ро-
левые игры) и др.
Литература
1. Н.Ф. Дик. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2. Е.Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Просвещение, 2011.
3. Н.Ф. Дик. Настольная книга заместителя директора по начальной школе и учителя 1-4 классов. – Ростов-на-
Дону: Феникс, 2008.
4. Ю.М. Колягин и др. Методика преподавания математики в средней школе.- М.: Просвещение, 1977.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!