Литературная гостиная.
«200
лет со дня рождения Н.А.Некрасова»
Суюбаева Райхан
Давидовна
Учитель
русского языка и литературы
КГУ "Средняя
школа №17"
Жанаозенского ГОО
Мангистауской обл.
ЦЕЛЬ:
заинтересовать детей чтением
книг; расширить кругозор и словарный запас учащихся; воспитывать
навыки культуры умственного труда; формировать познавательную
потребность, хороший эстетический вкус; развитие поисковой
познавательной деятельности, монологической речи учащихся,
выразительного чтения.
Ход
урока:
Ведущий
1:
В декабре
2021
года исполнится 200
лет со дня рождения великого русского поэта
Н.А.Некрасова.
Ведущий
2:
Н.А.Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке
Немирово, Брацлавского уезда, Поддольской губернии на Украине, где
в то время находился полк, в котором служил его отец. В 1824 году
семья Некрасовых переехала в Грешнего, где и прошло детство
будущего поэта.
Ведущий
1:
Мать — Елена Андреевна,
дворянка. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала
детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им,
играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо
привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои
стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7
лет. Елена Андреевна мечтала, чтобы сын стал образованным
человеком.
Ученик
1:
Она была
исполнена печали,
И между
тем, как шумны и резвы
Три
отрока вокруг нее играли,
Ее уста
задумчиво шептали:
«Несчастные! Зачем родились вы?
Пойдете
вы дорогою прямою
И вам
судьбы своей не избежать!»
Ученик
2:
Не
омрачай веселья их тоскою,
Не плачь
над ними, мученица-мать!
Но говори
им с молодости ранней:
Есть
времена, есть целые века,
В которые
нет ничего желанней,
Прекраснее – тернового венка ...
(«Она
была исполнена печали»)
Ведущий
2:
Грешнево было окружено
лугами и полями, лесом, там в изобилии росли грибы и ягоды. По
лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских
ребятишек.
Ведущий
1:
Так с самого раннего детства
Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого
народа.
Ученик
3:
Я рос,
как многие, в глуши,
У берегов
большой реки,
Где лишь
кричали кулики,
Шумели
глухо камыши,
Рядами
стаи белых птиц,
Как
изваяния гробниц,
Сидели
важно на песке;
Ученик
4:
Виднелись
горы вдалеке,
И синий
бесконечный лес
Скрывал
ту сторону небес,
Куда,
дневной окончив путь,
Уходит
солнце отдохнуть.
(«Я
рос как многие в глуши»)
Ведущий
2:
Зелёный Шум - так народ
называл пробуждение природы весной.
Ученик
5.
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят...
("Зелёный шум")
Ведущий
1:
Песня Мороза-воеводы рисует
нам русскую зиму:
Ученик
6:
Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-океаны
Построю дворец изо льда.
Ученик
7:
Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
("Мороз, Красный нос")
Ведущий
2:
Обучаясь верховой езде, он
то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал
восемнадцать раз подряд, но, в конце концов, добился своего:
сделался хорошим наездником.
Ведущий
1:
Дети на селе начинали
трудиться рано. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить
верхом и начинал гонять скот на водопой. В семь-восемь лет помогал
на пашне - управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина
обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле
и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил
стрелять, ловить рыбу, К 14- ти годам подросток владел косой,
серпом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его
болезни или отъезда.
Ученик
8:
Однажды,
в студеную зимнюю пору,
Я из лесу
вышел; был сильный мороз.
Гляжу,
поднимается медленно в гору
Лошадка,
везущая хворосту воз.
Ученик
9:
И, шествуя важно, в
спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
Ученик
10:
-Здорово,
парнище! – «Ступай себе мимо!»
-Уж
больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда
дровишки?-«Из лесу, вестимо;
Отец,
слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу
раздавался топор дровосека.)
-А что, у
отца-то большая семья?
-Семья-то
большая, да два человека
Всего
мужиков-то: отец мой да я...»
-Так вон
оно что! А как звать тебя? – «Власом».
-А кой
тебе годик?-«Шестой миновал...
Ну,
мертвая!»-крикнул малютка басом,
Рванул
под уздцы и быстрей зашагал.
(«Мужичок с ноготок»)
Ведущий
2:
Школа не всегда была
доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли получить только
начальную грамоту - научиться читать, писать, считать. Одна из
таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам
Н.А.Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в
селе Абакумцево (в четырёх километрах от Грешнева). Сам поэт и его
петербургские друзья внесли деньги на постройку этого здания.
Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём
учителей. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных
сёл и деревень. Ученики были освобождены от всякой платы и
пользовались бесплатно книгами и другими учебными
пособиями.
Ведущий
1:
Пожалуй, никто из русских
поэтов так часто не обращался к "детской" теме, как Некрасов. С
1855 - 1870 годы им написаны: "Дедушка Мазай и зайцы", "Соловьи", "
Дядюшка Яков", "Пчёлы", "Генерал Топтыгин", "Саша", "Школьник",
"Плач детей", "Дедушка", "Крестьянские дети" и другие.
Ученик
11:
Как-то особенно тихо вдруг
стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В земли вонзались струи дождевые
С силой смертельной...
("Дедушка Мазай и зайцы")
Ученик
12:
Славная осень! Здоровый,
ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Ученик
13:
Около
леса, как в мягкой постели,
Выспаться
можно, покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
("Железная дорога")
Ученик
14:
О Волга!
Колыбель моя!
Любил ли
кто тебя, как я?
Прочна суровая
среда,
Где поколения
людей
Живут и гибнут без
следа
И без урока для
детей!
Ученик
15:
Отец твой сорок лет
стонал,
Бродя по этим
берегам,
И перед смертию не
знал,
Что заповедать
сыновьям.
Ученик
16:
Как с тобою я похаживал
По болотинам вдвоём,
Ты меня почасту спрашивал:
Что строчишь карандашом?
Почитай-ка! Не прославиться,
Угодить тебе хочу.
Буду рад, коли понравится,
Не понравится - смолчу.
("Коробейники". 1861)
Ученик
17:
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Ученик
18:
Скоро сам узнаешь в
школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Ведущий
1:
В середине 1870-х годов
Некрасов заболел. Он жаловался на недомогание, вялость, на боли в
спине. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не
помогали. Болезнь причиняла поэту тяжелые страдания. В конце 1876
года врачи определили болезнь – рак. Поэту была сделана операция,
но она только на несколько месяцев отсрочили смерть. С трогательной
заботой ухаживала за больным Некрасовым его жена Зинаида
Николаевна.
Ведущий 2:
Вечером 27 декабря 1877 года Некрасов
скончался. Поэт Некрасов – это человек с большим сердцем,
наполненным любовью к простым людям: крестьянским детям, к
крестьянским матерям, к бурлакам, ко всем угнетенным,
обиженным.
Ведущий
1:
С именем
Некрасова связана эпоха русской поэзии. Его творчество-следующий
после Пушкина и Лермонтова этап в ее истории.
Ученик
19:
Я лиру
посвятил народу своему.
Быть
может. Я умру. Неведомый ему...
Но я ему
служил и сердцем я спокоен...
Пускай
наносит вред врагу не каждый воин.
Но каждый
в бой иди! А бой решит судьба...
(«Элегия»)