Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Внеклассное мероприятие "Обличительный приговор фамусовскому обществу"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Таласпаева Гульнара Маликовна
Учитель русского языка и
литературы
КГУ «Средняя школа-гимназия №17»
Акмолинской области, г.Кокшетау
Внеклассное мероприятие по произведению А.С Грибоедова «Горе от ума»
Сценическая постановка : « Обличительный приговор фамусовскому обществу».
Цель : Систематизировать знания учащихся в изучении комедии Грибоедова «Горе от ума» ; выявить уровень понимания учащимися идеи комедии; прививать навыки ораторского мастерства в процессе обсуждения проблемного вопроса;
Оборудование урока: интерьер судебного зала; высказывания о комедии «Горе от ума», музыкальное оформление, гонг, кафедра, выставка книг, буклеты ,альбомы, газета.
Ход мероприятия.
1 Положительная мотивация урока.(Звучит тихая мелодия. Учитель обращается к детям)
Здравствуйте, здравствуйте!
Рада вас видеть!
Давайте друг другу удачи желать,
Теперь же ,позвольте, урок наш начать.
2. Вступительное слово учителя
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами подводим черту в изучении комедии Грибоедова «Горе от ума». Для того, чтобы аргумент и доводы наших итоговых заключений были убедительными мы попробуем провести этот урок в нестандартной форме, в форме урока – суда.
И я, как председатель этого суда хочу пригласить вас всех на этот интересный судебный процесс по делу всем нам знакомым лиц, присутствующих здесь, которые обвиняются в грубо эгоистической философии жизни, в реакционно настроенном чиновничестве, в оплоте царского самодержавия, в корыстолюбии, в пошлых интригах, сплетнях, злоязычии. Я обращаюсь к господам присяжным- внимательно выслушать обвинительные речи госпожи , которая на данном судебном процессе исполняет функции прокурора ,как главного обвинительного лица. И, конечно же, какой судебный процесс может мыслиться без стороны защиты, у которой так же могут быть весомые и убедительные аргументы в отношении оправдательных показаний .Защиту сегодня представляет госпожа адвокат(можно назвать фамилию ученицы, которая будет исполнять роль адвоката).
Для нас оказана великая честь присутствием и согласием работать на данном процессе уважаемыми господами присяжными, которых сегодня представляют г-н Алдажанов, г-н Бекмурзин, г-н Шракпаев, г-н Бойко. Справедливо и объективно согласилась рассудить создавшийся спор и рассмотреть обвинительные акты, которые подал господин Чацкий, ,уважаемая госпожа Копжасарова, которые является главным лицом нашего судебного процесса- она судья.
Немаловажным лицом и главным предъявителем обвинения сегодня является господин Чацкий.
А теперь прошу обратить внимание на скамью подсудимых, где сидят все известные господа: Фамусов, Павел Афанасьевич, управляющий в казенном месте; Алексей Степанович Молчалин, секретарь г-на Фамусова; полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич; Репетилов, бывший друг господина Чацкого.
Ну-с, господа, все представлены, все знают своё назначение на данном собрании. Прошу начинать!
Судья. Господа присяжные, госпожа прокурор, адвокат, рада видеть всех сегодняшнем заседании и, конечно же, надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.
Думаю, не будет возражений, если слушание дело начнется с выступления человека, подавшего иск на фамусовское общество.
Прошу господина Чацкого, Александра Андреевича.
( к кафедре выходит Чацкий)
Чацкий. Благодарствую, ваше высочество, за дозволенность выступления. Надеюсь на ваше справедливое рассмотрение данного дела. Располагаю на объективный подход суда присяжных и если нет в мой адрес возражения с вашего позволения начну свою обвинительную речь.
-Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот пронесся, ветер, бури; в столицу направляясь думал все: что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах все тот же долг и те ж стихи в альбомах. Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, ни в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься дамой, и дым отечества нам сладок и приятен!
Ах! К воспитанью перейдем дальше. Ведь нынче так же, издревле. Хлопочут набирать учителей полки, число поболе, ценою подешевле? Не то , чтобы в науке далеки; В России, под великим штрафом, Нам каждого признать велят историкам и географам.
Господствует ещё смешенье языков французского с нижегородским. И точно, начал свет глупеть , сказать вы можете вздохнувший; Как посравнить, да посмотреть.
Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулось шея;
Как не войне. А в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!
Прямой был век покорности и страха, все под личиною усердия к царю.
Судья. Обвинения господина Чацкого прослушано. Что скажет господин прокурор?
Прокурор. Господа, нам с вами выпала великая честь рассмотреть и рассудить столкновения и смену двух больших эпох русской жизни-«века нынешнего» и «века минувшего» , охватывающих период между 18-19 веках. Перед нами воочию встала картина столкновения, с выражением борьбы двух общих лагерей- лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины, в лице присутствующих здесь господ, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик, который представлен в образе господина Чацкого.
Вы приняли обвинения Чацкого и решили рассмотреть их на силе судебном разбирательстве, надеясь, что наши уважаемые господа присяжные вынесут справедливый вердикт обвинения.
Судья. Спасибо, господин прокурор. Теперь я предлагаю выступить обвиняемым, ибо каждый суд предоставляет право голоса подсудимым. Прошу, г-н Фамусов.
Фамусов. Что я могу сказать вам, господа?
Жил, как умел, трудиться. Дочь растил и государство я своё любил. Нет отдыха, мечусь как словно угорелый. По должности, по службе хлопотня, тот пристаёт, другой, всем дело до меня! Смотри на меня: не хвастаю сложенным однако бодр и свеж и дожил до седин, Свободен, вдов, себя я господин – монашеский известен поведеньем!..
Безродного пригрел и ввел в моё семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через моё содейство,
И будь не я, коптел бы он в Твери.
При мне служащие чужие очень редкие, своё больше сестрины, свояченицы детки, один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять крестишку ли, к митетьчку, ну как не порадеть родному человеку!
Прокурор . Вот-вот !Я извинения прошу за свой порыв! Но не могу здесь умолчать и сразу же желаю Вам вопрос задать.
Скажите-ка мне, господин мой, Пал Афанасьевич, вы убежденный крепостник?
Фамусов .Да-с
Прокурор .Вы утверждаете, что дверь у Вас отперта для всех, как званых так и незваных, особенно для иностранных?
Фамусов .Ну, да и это правда.
Прокурор. Спасибо, у меня вопросов к Вам уж нет
Но я хочу заметить! Господа присяжные обратите внимание на следующие мои доводы относительно этого человека. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедает
Прокурор. Вы утверждаете, что дверь у Вас отперта для всех, как званных так и не званных, особенно для иностранных?
Фамусов. Ну, да и это правда.
Прокурор. Спасибо, у меня вопрос к вам уж нет, но я хочу ответить! Господа присяжные, обратите внимание на следующие мои доводы относительно этого человека. Он и благопристойный степенный человек, и волокита , и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дня не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых чтит всех, кто не подчинился принятым светским обычаем их общества.
Этот господин один из тех, кто мечтает о том, чтобы повергнуть Россию « к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств». Можно ли, господа присяжные, найти оправдательные аргументы человеку такого типа? Спасибо.
Судья. Господин Молчалин, прошу!
Молчалин. Ну-с! Что можно мне добавить?
Я-с, прошу принять вас в замечанье,
виновным не готов считать себя.
Мне-с с детства как научно было
всем угождать, так-с сей завет я выполнял беспрекословно.
Мне завещал отец:
Во- первых, угождать всем людям без изъятья,-
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласково была.
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
Простите, впрочем ,тут не вижу преступленья.
Прокурор. Вот, господа, перед вами растлевающее влияние крепостническо – чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Выполнения отцовского завета – всем угождать- помогло Молчалину и «награжденья брать, и весело пожить.» Что ещё нужно было безродному чиновнику, коптевшему в захолустной Твери, откуда вытащил его Фамусов?
Вы, господин Молчалин, считаете ,что нет для Вас иного бытия?
Молчалин. В мои лета не должно сиять
Свое суждение иметь.
Прокурор. Вы слышите, господа? Умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет…
Дойдет до тех самых степеней известных
Ведь там любимы бессловесных.
Судья. Желает суд послушать Скалозуба.
Скалозуб. Я, представитель аракчеевской армии.
Я исторически в полнее прав!
В жизни руководствуюсь философией и идеалом
« века минувшего.» Источникам мудрости моей
могу назвать прусскопавловскую школу в
русской армии, которая была столь ненавистна
свободомыслящим офицерам, воспитанным на
заветах Суворова и Кутузова .
Прокурор. Посмотрите, господа присяжные и господин, судья. Что несет в себе последняя фраза выступления полковника. Ведь из этой следует заключение, что целью своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижение богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. И правильно характеризует Чацкий господина Скалозуба:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
Спасибо!
Судья. Прошу господина Репетилова.
Репетилов. Да, господа, быть может жалок я, смешон, я неуч, я дурак.
Я сам кляну свое рожденье,
Когда подумаю, как время убивал!
Да, я людьми пустыми дорожил.
Сам бредил целый век обедам или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
Танцовщицу держал! И не одну:
Трех разом!
Пил мертвую! Не спал, ночей по девяти!
Все отвергал: законы! Совесть! Веру!
Теперь с людьми я знаю с умнейшими!!!
Людьми!! Уж на меня нисколько не похожи,
Что за люди! Сок умной молодежи!
Способностями бог меня не наградил,
Дал сердце доброе, вот чем я людям мил, Совру – простят!
Прокурор. Ну , да конечно же простят, ведь никчемный крикун Репетилов это четкое проявление политического скептицизма. И именно этот образ является прямым противопоставлением Чацкого, которое существовало между действительностью передовыми, свободомыслящими людьми русского общества и той массой московского клубного либерализма и политического приспособленчества, ярким выражением которой является Репетилов. Репетиловщина – это показной либерализм, пустое фразерство, столь ярко выраженное в знаменитых словах Репетилова: « Шумим, братец шумим…»
У меня все с вашего позволения, господа, прошу позволить мне закончить.
Судья. Суд выслушал обвинение.
Просим выступить защиту.
Прошу Вас, госпожа Нуржанова.
Адвокат. Спасибо, ваше высочество.
Хочу заметить, что всё, о чем говорило обвинение является конечно же, какой то правдою. Но , уважаемые господа присяжные, прошу вас обратить внимание и на то, что философское общество имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои, конечно, крепостнические, и все же проникнутые искренним убеждения в превосходстве взгляды. Уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, и быть не может у всякого здравомыслящего человека. Оно ведь искренно не понимает, как, вместо того, чтобы получить очередной или награду, человек их среды отправляется в деревню читать книги или увлекаться химией. Это не монстры, а типичные представители барской психологии.
Они убежденно гордятся собой, считают себя солью земли, столпами общества, избранными представителями наций. Да , по их мнению Россия держалась одним только благородным сословием.
Но, господа, неужто вы и вправду, не понимаете, что в их домыслах кроилась истина. Не Фамусов и окружающие его люди были виноваты, время так сложилось и не ужели они виноваты в том, что их происхождение было дворянским, а не крестьянским.
Спасибо!
Судья. Защита заслушана.
Слово свидетельским показаниям
Суд предлагает свидетелям
Софью Павловну Фамусову
Прокурор. Уважаемая, Софья Павловна как вы можете охарактеризовать вашего отца, господина Фамусова.
Софья. Ну, я могу сказать,
Брюзглив, неугомонен, скор,
Таков всегда…
Прокурор. А что ваш друг Молчалин?
Софья. Ужасный человек!
Мне говорить о нем желанья нет
Простите, господа.
Прокурор. Что Скалозуб?
Он, очень нас интересует.
Софья. Мне Лиза как-то говорила: и золотой мешок, и метит в генералы. Я лично я скажу: Куда как мил!
И весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорил сразу.
Адвокат защита просит слова.
Судья. Пожалуйста, прошу Вас, говорите.
Адвокат. У Софьи мне хотелось бы узнать: а как же упустить нам те моменты, когда Молчалин был сердечным другом Вам? Манье? Лишь Чацкий Вы тогда пренебрегли?
Прокурор. Господин, судья, позвольте мне по этому вопросу.
Судья. Защита не против.
Прошу.
Прокурор. Позвольте господа отметить, что эта девушка – одна из основных фигур, которая оказалась между фамусовским ( обществом) лагерем и Чацким, она живет только любовью. Она всегда искренна. Не увлекается светской суетой. Не любит она и пустое умничанье, острословие и злоязычие. Прекрасная по наружности, умная, образованная Софья увлекалась хитростями покорного прислужника. Она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшими, бросившим её ради поисков ума Чацким. А скалозуб в её жизни ничего кроме безразличия не вызывал. В данной ситуации её можно назвать «жертвой», но есть в ней сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстной и
Судья. Суд приглашает следующего свидетеля литературного критика, господина Гончарова.
Гончаров. Спасибо. Позвольте мне начать с того, что думаю о господине Чацком. Он больше всего обличитель ежи и всего, что отжило, что заглушает жизнь, «жизнь свободную». Он знает, за что он воюет и что должна принести ему эта жизнь.
Его идеи «свободной жизни» определён: это –свобода от всех этих исчисленных целей рабства, которыми сковано общество.
И Фамусов и другие знают это и, конечно, про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступать.
Судья. Вопросы будут?
Обвиненье? Защита?
Нет? Вопросов нет.
Прошу садится.
Суд. Удаляется на обсужденье, прошу ,начните перерыв.
( Присяжные и судья уходят, остальные отдыхают в зале).(
Звучит музыка,это может быть вальс)
.Через 3-5 мин. Входят все снова.
Председатель. Прошу встать.
Суд идет!
Судья подает знаком «можно садиться»
Судья. Внимание!
Верховный суд человеческих ценностей поколения XXI века постановил:
-
Судебный иск, поданный Чацким считать своевременным и справедливым, на основании обвинительных доводов в адрес под судимых: Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Репетилова и других представителей этого общества.
-
Признать вышеуказанных людей фамусовского круга –корыстолюбящими, эгоистами, проводившими свое время в светских развлечениях, пошлых интригах, сплетнях, зломучим.
-
Приговорить фамусовское общество к пожизненному осуждению сроком на веки –вечные, отверженность и неприязнь с отбыванием наказания.
Председатель. Судебный процесс по делу фамусовского общества закрыт. Прошу встать! Суд идет!
Судья и присяжные покидают зал. Подсудимых выводят.
Рефлексия.
Все учащиеся выбирают на столах жетоны по цвету,которые означают:
Желтый-« мне было
скучно»;
зеленый - «мне нравится такая форма работы»;
красный- «я хотел бы еще раз встретиться на таком уроке»
Учитель всех благодарит, объявляет, что урок окончен.