Середина урока
6-12 мин
|
2.Актуализация знаний.
Индивидуальная работа с
текстом.
Учитель дает задание:
Прочитайте или прослушайте финал экологической
сказки.
Определите основную мысль
текста.
Основная мысль сказки заключается в
восстановлении экологической системы, пострадавшей от кислотных
дождей.
Критерий
оценивания
Понимает основное содержание текста, определяет
основную мысль текста.
|
Справочный материал.
Кислотными называют дожди с повышенным
содержанием сернистого газа и оксидов азота. Такие дожди могут
появляться в результате извержения вулканов, лесных пожаров. Но,
как правило, это ещё деятельность тепловых электростанций,
промышленных предприятий, которые выбрасывают в атмосферу оксиды
серы и азота вместе с кислой сажей и следами ядовитых металлов –
ртути и кадмия. Концентрируясь, они выпадают на землю вместе с
дождём.
Кислые осадки снижают урожай, губят естественную
растительность, разрушают здания; угрожают и здоровью людей,
загрязняя питьевую воду…Кислотные дожди разъедают не только лёгкие
человека, но и металлы, краски и даже камень.
Как
следствие, кислотные дожди влияют на сокращение биологического
разнообразия природы. Это одна из самых страшных проблем для
будущего человечества, поскольку исчезнувший вид восстановить
принципиально невозможно.
С этим борется компания
«Гринпис»
|
Дескриптор
-прогнозирует содержание по финалу
текста,
-определяет основную мысль
текста
|
Текст для работы (раздаточный материал
1
|
13-36 мин
|
3.Открытие нового.
Индивидуальная работа.
Приведенные цитаты запишите в виде СПП с
придаточными изъяснительными.
Расставьте знаки препинания.
Критерий
оценивания
Использует знаки препинания в простых, простых
осложненных и сложных предложениях
Критерий
оценивания
Понимает основное содержание текста, извлекая
главную и второстепенную, известную и неизвестную
информацию.
Прогнозирует содержание по финалу
текста;
Индивидуальная работа.
Предположите, о чём говорилось в начале притчи,
используя ключевые слова:
Горная вершина, звонкий родничок, побежал
вниз, журча и прыгая, полноводная речка, встретила на пути
человека, хозяин на земле, поила и омывала всех желающих, человек –
плохой хозяин на земле.
Составьте «тонкие» и «толстые» вопросы, ответьте
на них.
Критерий оценивания
Понимает основное содержание текста, формулирует
вопросы и идеи.
Поэтическая минутка
Прочитайте
стихотворение.
Как вы
понимаете строки «Всё меньше окружающей природы, Всё больше
окружающей среды».
Предложите идеи
для того, чтобы нас окружала природа, а не
среда.
«Синквейн»
Составить «Сиквейн» со словом
«Ресурсы»
|
Д. С. Лихачёв
считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному
селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к
своей семье, к своему жилищу, к своей
школе.
Д. И. Менделеев
исходил из того, что один гектар культурной земли может прокормить
двух жителей.
Л. Н. Толстой
утверждал, что Земля – общая наша мать, она кормит нас, даёт нам
приют, радует и любовно обогревает нас.
Александр
Герцен был убеждён, что грандиозные вещи делаются грандиозными
средствами, что одна природа делает великое
даром.
[главное], (прид. изъяс.)
Звонкий родничок, родившийся в глубине горной
вершины, побежал вниз, журча и прыгая. Со временем ручей
превратился в полноводную речку. Когда-то она встретила на пути
доброго человека и поняла, что он хозяин на земле. Речка поила и
омывала всех желающих. Через некоторое время она узнала, что
человек губит природу. Люди забывали о жизни реки, думая только о
своей выгоде. Они засоряли её, загрязняли, сливали в воду яды и
нечистоты.
«ТОЛСТЫЙ»:
Почему река пришла к выводу о том, что человек –
плохой хозяин?
(человек загрязняет и губит природу. Не заботится
о том, чтобы оставить потомкам чистую и здоровую планету. Человек
проявляет потребительское отношение к природе)
«ТОНКИЙ»
Каким природным ресурсом является
речка?
(водный возобновляемый ресурс)
Данное высказывание подразумевает необратимые
последствия от вмешательства человека в природу. Из-за возведения
зданий и сооружений истребляются леса; всё больше берегов рек,
озер, морей теряют свою красоту из-за многочисленных турбаз и
отелей; в полях – мусор, а не полевые цветы. Именно поэтому среды
обитания с каждым годом становится больше, а первозданной природы –
всё меньше.
ПРИМЕРНЫЕ ИДЕИ:
Посадка деревьев и озеленение
городов.
Уборка территорий от мусора.
Переход на чистые технологии – строительство
солнечных и ветряных электростанций.
Не
включайте свет и газ без надобности!
Не
ломайте деревья и не рвите цветы!
Не
бросайте мусор!
Составляют «синквейн»
Ресурсы.
Возобновляемые,
невозобновляемые.
Истощаются, уничтожаются, не
восстанавливаются.
Природные ресурсы надо беречь.
Природа.
|
Дескриптор
Умеет строить СПП с придаточными
изъяснительными.
Правильно расставляет знаки препинания в простых,
простых осложненных и сложных предложениях
Дескриптор
Умеет выявлять структурные части и их элементы,
раскрывающие основную мысль, прогнозировать содержание по финалу
текста;
Умеет формулировать тонкие и толстые
вопросы.
Дескриптор
Участвует в диалоге с учителем, предлагает
идеи
|
Раздаточный материал 2
Раздаточный материал 3
Раздаточный материал 4
Раздаточный материал 5
|