Воспитание толерантности на уроках русского
языка и литературы.
Общеобразовательная средняя школа
№79
Шораева Нуржамал
Время, в которое мы живем, часто называют
тяжелым, а нравы – жестокими. Однако в жизни много парадоксального.
Та же идея терпения и самоуважения может улучшить мир, если каждый
человек будет в жизни руководствоваться
ею.
Проблема воспитания толерантности – длительный,
сложный процесс, осуществленный всей социальной обстановкой,
окружающей ребенка, в том числе и школой. Что такое толерантность?
Толерантность – «терпимость к чужим мнениям и верованиям», то есть
это проявление терпимости, понимания и уважения другой личности,
другого человека.
Воспитание толерантности напрямую связано с
воспитанием нравственности. Поэтому в наше сложное время все больше
возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное
воспитание – важнейшая всех общественных институтов, но в школе она
приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются
основы основ облика человека. В воспитании нравственности участвуют
все предметы, но особенно большую роль играют русский я зык и
литература, которые в силу своей специфики выходят напрямую к
проблемам морали. Её изучение А.Т.Твардовский назвал уроками
нравственного прозрения. Уроки литературы и литературного чтения
призваны воспитывать духовный мир личности и влияют на выбор её
нравственных ориентиров. Нравственное воспитание невозможно без
психологической культуры. Уроки литературы должны раскрыть перед
учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к
нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего
мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что «обретая
способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо
открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки,
новые краски». Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь
в мир, окружающий человека. Дети переживают самую трудную пору в
духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время
активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок, время
негативизма и максимализма, в которые впадают дети и подростки,
когда сталкиваются с несовершенством в окружающей
жизни.
Для воспитания толерантности школьников на уроках
русского языка и литературы важно использовать материал,
позволяющий найти отклик у детей, вызвать их интерес к культурам
других народов.
Например, на уроке русского языка при изучении
раздела «Лексика» можно познакомить учеников с библейской легендой
о Вавилонской башне и побеседовать по
вопросам:
- Как объяснено в легенде происхождение
языков?
- Остались ли в наше время народы, говорящие на
едином языке? И т.д.
Богатый материал в процессе воспитания
толерантности дают пословицы и поговорки. Сравнение пар пословиц из
разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на
единство духовных ценностей представителей разных
народов.
На многих уроках русского языка и литературы
можно проводить работу по следующим
темам:
- терпимости;
- трудолюбия и добросовестности (во всех
культурах осуждается лень, халатность в труде, а положительно
оценивается трудолюбие и добросовестность в
работе);
- добра и зла (такие понятия, как Добро и Зло,
тоже оцениваются одинаково представителями разных
наций);
- духовности;
- насилия и
ненасилия.
Поскольку пословицы отражают ментальность и
характер народа, а не особенности политики Российского государства,
то в богатейшем пословичном фонде, собранном В.И.Далем, за редким
исключением, нами не обнаружено таких пословиц, которые бы выражали
ненависть к представителям других стран и
народов.
Такие варианты работы на уроках русского языка и
литературы позволяют в ненавязчивой форме привить интерес к
культурам других народов, сформировать понимание самооценки
человеческой личности вне зависимости от каких-либо её отличий,
воспитать толерантность к людям других
национальностей.