Материалдар / Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы.

Материал туралы қысқаша түсінік
Время, в которое мы живем, часто называют тяжелым, а нравы – жестокими. Однако в жизни много парадоксального. Та же идея терпения и самоуважения может улучшить мир, если каждый человек будет в жизни руководствоваться ею.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
24 Ақпан 2021
296
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы.

Общеобразовательная средняя школа №79

Шораева Нуржамал

Время, в которое мы живем, часто называют тяжелым, а нравы – жестокими. Однако в жизни много парадоксального. Та же идея терпения и самоуважения может улучшить мир, если каждый человек будет в жизни руководствоваться ею.

Проблема воспитания толерантности – длительный, сложный процесс, осуществленный всей социальной обстановкой, окружающей ребенка, в том числе и школой. Что такое толерантность? Толерантность – «терпимость к чужим мнениям и верованиям», то есть это проявление терпимости, понимания и уважения другой личности, другого человека.

Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека. В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играют русский я зык и литература, которые в силу своей специфики выходят напрямую к проблемам морали. Её изучение А.Т.Твардовский назвал уроками нравственного прозрения. Уроки литературы и литературного чтения призваны воспитывать духовный мир личности и влияют на выбор её нравственных ориентиров. Нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что «обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски». Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека. Дети переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок, время негативизма и максимализма, в которые впадают дети и подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни.

Для воспитания толерантности школьников на уроках русского языка и литературы важно использовать материал, позволяющий найти отклик у детей, вызвать их интерес к культурам других народов.

Например, на уроке русского языка при изучении раздела «Лексика» можно познакомить учеников с библейской легендой о Вавилонской башне и побеседовать по вопросам:

- Как объяснено в легенде происхождение языков?

- Остались ли в наше время народы, говорящие на едином языке? И т.д.

Богатый материал в процессе воспитания толерантности дают пословицы и поговорки. Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов.

На многих уроках русского языка и литературы можно проводить работу по следующим темам:

- терпимости;

- трудолюбия и добросовестности (во всех культурах осуждается лень, халатность в труде, а положительно оценивается трудолюбие и добросовестность в работе);

- добра и зла (такие понятия, как Добро и Зло, тоже оцениваются одинаково представителями разных наций);

- духовности;

- насилия и ненасилия.

Поскольку пословицы отражают ментальность и характер народа, а не особенности политики Российского государства, то в богатейшем пословичном фонде, собранном В.И.Далем, за редким исключением, нами не обнаружено таких пословиц, которые бы выражали ненависть к представителям других стран и народов.

Такие варианты работы на уроках русского языка и литературы позволяют в ненавязчивой форме привить интерес к культурам других народов, сформировать понимание самооценки человеческой личности вне зависимости от каких-либо её отличий, воспитать толерантность к людям других национальностей.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!