Адаптированная программа прикладного
курса
«Выразительные средства художественной
литературы»
Для учащихся 10 класса по
общественно-гуманитарному направлению
Составитель: учитель русского языка и
литературы
Тореханова Айгуль
Ауелхановна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (по 1
часу в неделю)
Цель: Расширение и углубление теоретико-
литературных знаний учащихся,
полученных на уроках литературы. Факультативные
занятия позволят не только удовлетворить литературно-эстетические
потребности учащихся,
проявляющих интерес к литературе, но и повысить
общий уровень литературного образования в казахской
школе.
Факультативный курс непосредственно связан с
основным курсом русской литературы. Все теоретико- литературные
понятия, включеннные в программу факультативного курса, так или
иначе знакомы учащимся.
Вместе с тем структура учебного материала во
многом отличается. Если учебная программа по литературе строит
изучение теоретико- литературных понятий в зависимости от
возрастных и читательских возможностей учащихся, то программа
факультативного курса построена в полном логикой науки – изучение
теории литературы начинается с наиболее общих понятий например,
специфики художественной литературы.
Главной целью спецкурса является обобщение и
систематизация теоретико-литературных знаний.
В
систему привести не только знания учащихся, но и практические
навыки анализа художественных произведений, выразительного чтения,
навыков устной и письменной речи.
Основными методами и приемами освоения учебного
материала на факультативных занятиях будут следующие: лекция
учителя,эвристическая беседа, выразительное чтение,доклады и
сообщения. Поэтому особое место в работе учителя и учащихся займет
анализ художественного произведения.
Содержание и структура предмета
Вводное занятие (1час)
Цели и задачи спецкурса
Общие свойства художественной литературы
(1час)
Общие сведения. Переводы
поэтов.
Искусство как творчество (1
час)
Понятие об этетическом идеале
Общие понятия о специфике художественной
литературы (1 час)
Познавательное и воспитательное значение
художественной литературы.
Образ (1 час)
Образность отличительная черта
художественной литературы
Понятие о литературном типе (2
часа)
Понятие о типическом. Различные способы
типизации и выражение авторского сознания.
Общее понятие о содержании художественного
произведения (4 часа)
Понятие о сюжете .Композиция
художественного произведения.
Диалог и монолог.
Язык художественного произведения (2
часа)
Особенности языка художественного
произведения.
Эмоциональность и авторская
оригинальность.
Тропы и их виды (8 часов)
Тропы и их роль в художественном
произведении .
Синтаксические средства создания
образности.
Сопоставительный анализ казахских и
русских произведений (1 час)
Особенности развития казахской и русской
литературы.
Роды и жанры художественной литературы (5
часов)
Общие понятия. Виды эпических
произведений.
Лирика. Драма.Этапы развития.
Работа со словарем литературных терминов(1
час)
Анализ художественног произведения (1
час)
Беседа. Анализ. Составление табдицы.
Сопоставительный анализ.
Выполнение творческих заданий (1
час)
Записи в тетрадях. Самостоятельное
составление лекции.
Выразительное чтение (1 час)
Самостоятельная работа (1 час)
Выполнение опережающих заданий
Доклады и сообщения (1 час)
Лекция учителя.Анкетирование.
Итоги. Зачетное занятие.(1 час)
№
|
Урок
№
|
Содержание
|
Часы
|
Сроки
|
1
|
1
|
Вводное
занятие
|
1
|
|
2
|
2
|
Общие свойства художественной
литературы.
|
1
|
|
3
|
3
|
Искусство как
творчество
|
1
|
|
4
|
4
|
Общие понятия о специфике
худ-ой лит-ры
|
1
|
|
5
|
5
|
Образ. Образы женщин в худ-ой
лит-ре
|
1
|
|
6
|
6
|
Понятие о литературном
типе
|
1
|
|
7
|
7
|
Литературное
произведение
|
1
|
|
8
|
8
|
Общее понятие о содержании
худ-ой лит-ры
|
1
|
|
9
|
9
|
Тема и идея художественного
произведения
|
1
|
|
10
|
10
|
Сюжет и
композизия
|
1
|
|
11
|
11
|
Диалог и
монолог
|
1
|
|
12
|
12
|
Язык художественного
произведения
|
1
|
|
13
|
13
|
Изобразительно-выразительные
средства языка
|
1
|
|
14
|
14
|
Тропы и их
виды
|
1
|
|
15
|
15
|
Метафора
|
1
|
|
16
|
16
|
Сравнение
|
1
|
|
17
|
17
|
Эпитет
|
1
|
|
18
|
18
|
Синекдоха
|
1
|
|
19
|
19
|
Метонимия
|
1
|
|
20
|
20
|
Антитеза
|
1
|
|
21
|
21
|
Гипербола
|
1
|
|
22
|
22
|
Сопоставительный анализ
казахской и русской
литературы
|
1
|
|
23
|
23
|
Роды и жанры художественной
литературы
|
1
|
|
24
|
24
|
Эпические
жанры
|
1
|
|
25
|
25
|
Лирические
жанры
|
1
|
|
26
|
26
|
Лиро-эпические
жанры
|
1
|
|
27
|
27
|
Драматические
жанры
|
1
|
|
28
|
28
|
Работа со словарем
литературных терминов
|
1
|
|
29
|
29
|
Анализ художественного
произведения
|
1
|
|
30
|
30
|
Выполнение творческих
заданий
|
1
|
|
31
|
31
|
Выразительное
чтение
|
1
|
|
32
|
32
|
Самостоятельная
работа
|
1
|
|
33
|
33
|
Доклады и
сообщения
|
1
|
|
34
|
34
|
Итоги. Зачетное
занятие
|
1
|
|
Использованная литература
Ж.К
Жаданова. Пособие по факультативным занятиям
1988г.
Ю.
Тынянов. Художественная литература 1997г.
Н.П. Терентьева . Внеклассная работа по
литературе 1999г.
История русской литературы 19 века. Вторая
половина/ под ред. Н.Н. Скатова М., 1987.
Литературно-критические статьи В.Г.Белинского,
Д.И. Писарева, Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина,
И.А.Гончарова, Ю.М.Лотмана.
Монахова О.Л. , Малхазова М.В. Русская литература
19 века.
Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи . М.,
2005
Г.А.Иоффе. Русская литература второй половины 19
века. СПб, 2003