Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Выступление на родительском собрании
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Дорогие родители! Наше родительское собрание посвящено проблемам детского чтения и роли семьи в воспитании грамотного читателя. Читать или не читать? Вот в чем вопрос, на который мы попытаемся сегодня ответить. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие, чтобы он умел адаптироваться в быстро меняющемся мире и был конкурентноспособным на рынке труда в 17 будущем. Есть тесная связь между тем, что и как человек читает, и кем он становится. Задача взрослых – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Все родители, независимо от образования и профессии, могут стать руководителями чтения для своего ребенка: вызвать интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения
Главный вопрос, который беспокоит родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать? Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак, французский педагог-словесник, чья книга о чтении школьников "Как роман" (2005) во многих семьях, где есть дети, стала настольной: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить»... или «мечтать»... Попробовать, 20 конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!». «Марш к себе и читай!» Результат? Никакого. Он уснул над книгой... Этот подросток, засыпающий над книгой, воспринимает ее как спрессованную скуку, как невыносимый груз бесплодного усилия. Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые тенденции: у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более поверхностным, а по характеру – клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняшние школьники, привыкшие к зрительной информации более, чем раньше, нуждаются в иллюстрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения. Вообще зачастую об обременительности воспитания родители говорят незаслуженно много. Бремя обслуживания ребѐнка они несут довольно безропотно, а вот на воспитание у них нет ни времени, ни желания. Будто им в оправдание, социологи недавно вычислили время, которое в среднем может уделить на воспитание своего ребѐнка мать – 20 минут в день. Смехотворная цифра! И вместе с тем печальная. Г
Сегодня такая традиция семейного чтения почти отсутствует, остался лишь обычай читать вслух детям, особенно перед сном. С сожалением нужно отметить, что и это осталось не во всех семьях. А жаль, ведь сегодня во всем мире возрождается традиция семейных и «громких» чтений. Так в Польше проводится акция «Вся Польша читает детям 20 минут в день», а «Германия читает детям вслух один час в неделю».
В чем же важность родительского чтения: 1. Оно определяет зону ближайшего развития, то, что ребенок еще не в состоянии сегодня прочитать сам, он воспринимает в вашем чтении, и, если книга ему понравится, через некоторое время он обязательно вернется к ней еще раз, уже самостоятельно. 2. Духовная близость – сочетание родного голоса, книги, личного общения создает неповторимую атмосферу тепла и общности. Взрослый и ребенок во время совместного чтения часто сидят рядом, прижавшись друг к другу, им хорошо, интересно вместе – все это дает маленькому человеку уверенность в том, что его любят, дарят свое внимание и заботу. Никакими мультиками, покупками новых игрушек или сладостей не заменишь этого момента единения родственных душ. 3. Читая вместе, вы узнаете их мысли: о чем дети думают, мечтают, что их волнует. Узнаете их читательские вкусы, каким героям они сочувствуют, какие поступки вызывают у них восхищение или наоборот раздражение. Вы безошибочно поймете, что за человек у вас растет. 4. Семейное чтение, а это может быть не только чтение вслух, но и показ домашних спектаклей, игры-драматизации по полюбившимся сказкам, стихам, потешкам, позволяют ребенку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости. Также чтение по ролям способствует развитию интонационной выразительности речи, ораторского таланта. У ребенка постепенно пропадает страх выступать перед любой аудиторией, а это очень важно при обучении в школе. 5. Благодаря совместному чтению у детей обогащается словарный запас, у ребят появляется понимание и уместное употребление в речи ранее незнакомых слов и словосочетаний. Ребенок, читая самостоятельно, встречает много новых слов. Маленький читатель не знает их значения, в результате он может не понять главную идею произведения, ему будет просто скучно и неинтересно читать. И кто как не взрослый может помочь решить эту проблему: вовремя подсказать, объяснить, поддержать интерес к чтению.
Читайте с детьми как можно больше, а главное - говорите, о чем прочитали!
Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни.
Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!
Книги, которые
психолог рекомендует обязательно читать
детям:
1. Андерсен
Г.К. Все его сказки стали классикой. Обязательно надо познакомить
ребенка с гадким утенком и его поиском себя в жизни, девочкой
Гердой из «Снежной королевы», любовь которой оказалась сильнее всех
преград, Русалочкой и девочкой со спичками. Последние 2 сказки – об
отношении к смерти. У ребенка страх смерти появляется около
шести лет. Вот примерно в это время его можно познакомить с этими
сказками, пронизанными светлой грустью не исчезновения, а иного
продолжения. «Калоши счастья» одинаково полезно перечитать и
подросткам и их родителям – переоценка ценностей – это циклический
процесс, подобный наведению порядка у себя дома, когда отживший
свое хлам можно выбросить, а вещам важным помочь засиять новыми
гранями.
2. Балл Г.
«Торопун-Карапун и тайны моего детства». Сложная, многогранная и
интересная повесть для младшего и среднего школьного
возраста.
3. Баум Ф.Л.
«Волшебник из страны Оз» и ее продолжения. Это американская
предтеча нашего «Волшебника Изумрудного Города». Но не то же самое,
а самостоятельная и психологически очень интересная книга,
повествующая о вариантах жизненных стратегий героев и последствиях
этих стратегий. Это жизненный сценарий, которым неплохо снабдить
своего дошкольника или младшего
школьника.
4. Бисетт
Дональд «Забытый день рождения» и любая другая его книга. Это
чудесные коротенькие и очень увлекательные сказки для дошкольников
и младших школьников, а также – их имеющих глаза и уши родителей. В
них очень метко и ненавязчиво показаны разные сложные ситуации, в
которые попадают разные маленькие и большие существа, и некоторые
пути выхода.
5. Волков А.
«Волшебник Изумрудного Города». Это не просто талантливый пересказ
Ф. Баума, во многом самостоятельное приключенческое произведение,
увлекающее детей возможностями достижений самого необходимого, без
чего жизнь теряет смысл. Дошкольный и младший школьный
возраст.
6. Гераскина
Л.Б. «В стране невыученных уроков». Вполне созревают для ее
восприятия дети к 8-9 годам, когда появляется потребность лично
совершить нечто существенное. В этом путешествии есть шанс
реанимировать угасающий познавательный интерес вашего
школьника.
7. Драгунский
В. Денискины и другие рассказы. В том числе «Двадцать лет под
кроватью. Серьезное перемешано со смешным, отчего страшное
перестает казаться ужасным. Замечательно полезно при
страхах.
8. Кестнер Э.
«Мальчик из спичечной коробки». Как жить, если ты совсем не похож
на других, например, очень маленький? Воспользоваться волшебством и
стать как все или остаться собой, именно таким необходимым в этом
мире.
9. Коллоди
Карло «Приключения Пиноккио». Предтеча нашего Буратино.
Увлекательная история трансформации растущего
человека.
10. Корчак Януш
«Король Матиуш». Именно Корчак знал не понаслышке о проблемах
детского самоуправления и роли взрослых в этом замысловатом
процессе, работая длительное время в детском доме и разделив участь
последнего дня жизни со своими
воспитанниками.
11. Крапивин
Влад. «Летящие сказки». В этих повестях так много для
формирующегося человека, особенно, если он мальчик, что это трудно
переоценить.
12. Кэррол Л.
«Алиса в стране чудес». После 5 лет большинство детей забывают
чудеса словотворчества. Эта книга для тех, кому 4-5 лет или
взрослых с душой маленького ребенка, каким был на своих каникулах
Чарльз Лютвидж Доджсон, автор Алисы. Эта книга – феерия, сплошная
игра слов, та словесная гимнастика, которая необходима при
формировании речи ребенка и его умения встречать новое не как
страшное, а
интересное.
13. Лагерлеф С.
«Подменыш». Эту сказку лучше маме сначала прочитать самой, потому
что неожиданно для себя она может разбудить сильные чувства,
сопровождаемые потоками слез. Возраст детей – скорее
школьный.
14. Лагин Л.И.
«Старик Хоттабыч». Вот она – мечта о вожделенной халяве. Однако не
все так просто складывается в жизни. За все надо
платить.
15. Лингрен
Астрид. «Повести о Малыше и Карлссоне». Дивный выход для одинокого
скучающего ребенка. А для его родителей повод задуматься о том,
стоит ли опровергать фантазии вашего ребенка, если они заменяют ему
нечто чрезвычайно важное. Это напоминает одну историю, которая
случилась якобы с Сократом. Его как-то спросили, надо ли жениться.
«Женись непременно, — ответил философ. Если попадется хорошая жена,
будешь счастливым. Если плохая – станешь философом». Так и с детьми
– если семья очень благополучная, вырастет уравновешенный и
гармоничный человек без особенных протуберанцев в судьбе. Если
семейная жизнь не слишком складная – то она будит игру воображения
с целью компенсации эмоциональных недостач. Так родилось множество
писателей и прочих творческих людей. Саму Астрид заставила впервые
творить в детстве ее болезнь, на некоторое время приковавшая ее к
постели.
16.
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки». Спи, Аленушка, спи,
красавица. А папа будет рассказывать сказку… Главное, самим не
расплакаться (это если вам в детстве никто ничего подобного не
говорил). Это такой посыл родительской любви, хранящий дитя в любых
невзгодах, что равный ему трудно найти. Разве что в «Снежной
королеве», в замке разбойников (!), где старая разбойница так
нащелкала по носу маленькую, свою дочку, что нос у той распух и
посинел, но все это делалось
любя.
17. Метерлинк
Морис. «Синяя птица». Поиски счастья – куда они заводят? И в
царство снов и наслаждений и в загробный мир. Сказка напоминает о
том, где счастье все это время находилось никем не замеченное.
Прочитаете –
вспомните.
18. Миллн А.
«Винни-Пух и все-все-все». Это опять рассказывает папа. Как
умудряются сосуществовать, и не просто сосуществовать, а еще быть
довольными друг другом столь разные существа? Это бестселлер по
психологии семейной жизни с элементами триллера. Детям с проблемами
страхов очень интересно будет узнать о поисках Буки и ловли
Слонопотама, после которых поросенок Пятачок почти окончательно
решил убежать из дома и стать
моряком.
19. Носов Н.
Его рассказы (одна «Живая шляпа» чего стоит, если ее прочитать
вашему трусишке) и, конечно, приключения Незнайки. Вроде
отрицательный в общем-то герой, но ведь учится у жизни с
удовольствием. А что еще можно пожелать для наших
детей?
20. Олеша Ю.
«Три толстяка». Если когда-то ребенок познал бескорыстную и
преданную любовь, его сердце невозможно сделать железным, разве что
стрелку внутреннего компаса. Да и то она повернется туда, где
теплее.
21. Остер Г.
Его книги у меня настольные. Их хорошо читать вместе и дружно
смеяться над самими собой и нашими жуткими проблемами. Вредные
советы действуют примерно как приключения барона Мюнхаузена. Смех
обезоруживает любое иррациональное начало. Опасность вредных
советов состоит только в слишком серьезном отношении к ним
родителей. Другой нет. Обратите внимание на «Папамамалогию»,
«Воспитание взрослых», «Кулинарную книгу людоеда», «Школу ужасов».
Однако только родители, сами преодолевшие проблемы своих детских
страхов, смогут не усугубить ситуацию своего ребенка, а
способствовать ее разрешению. Книги Остера – своеобразный тест на
родительскую вшивость. Если книги вызывают у вас чувство неприязни
или страха, значит, проблема у вас есть и есть смысл провести
ревизию собственной жизни, прежде чем активно формировать жизнь
своего ребенка. Тогда для него уж лучше дистанция в отношениях с
вами. На время вашего личностного роста,
разумеется.
22.
Погорельский Антоний «Черная курица или подземные жители». Не все
коту масленица – говорит русская пословица. Везунчикам и баловням
судьбы рано или поздно приходится столкнуться с ситуацией, которая
их грубо и больно сталкивает с тем, что в каждом гениальном
свершении 1% гения и 99% каторжного
труда.
23. Роулингс
Джоан. «Гарри Поттер». Теперь без него трудно представить детскую
книжную полку. Причем, читают даже те, которые вообще-то не читают.
Это литературный феномен, который теряет все, будучи разъят на
атомы попыткой анализа. Вроде бы – еще одна интересная сказка. Не
буду пытаться постичь секрет ее успеха. Мне ясно одно, нам,
взрослым, нужно и можно пользоваться прекрасными возможностями
нашего общения с детьми и познания друг друга, которые
предоставляет эта
книга.
24. Твен Марк.
«Приключения Тома Сойера». Эта старая книга отнюдь не утратила
своих звездных качеств в наше время. Интерес к ней не ослабевает ни
у девочек, ни у мальчиков и может сравним только с успехом
Человека-Паука. Просто ты растешь вместе с Томом, и не нужно
никакой сопутствующей морали. В книге все есть в деликатной и
приемлемой для любого ребенка
форме.
25. Токмакова
И. «Маруся еще вернется». Опять сказочное путешествие, в котором
девочка снова обретает саму себя, перешагнув свой страх и оставив
там свою болезнь. Так, как и в жизни. Хотя автор вряд ли знакома с
психосоматической концепцией происхождения болезней. У художника
есть инструмент интуитивного познания жизни, альтернативный
научному.
26. Толстой А.
«Золотой ключик». Он всегда не слишком далеко от тебя. Нужно только
оторвать свое седалище от удобного сидения. Дети всегда рады это
делать. Мы – часто нет. Результатом компромисса остается замшелая
тетка Тортила, лежащая на сундуке с чьим-то золотым ключиком
счастья. И тщетные поиски себя теми, кто не стал Буратино. Папа
Карло – образец отличного
родителя.
27. Трэверс П.
«Мэри Поппинс». Никто лучше ее не умел возвращать детей в
реальность и в то же время не лишать их
сказки.
28. Шаров А.
Несколько чудесных повестей, во время которых незаметно вырастают
дети. Это «Человек-горошина и Простак», «Кукушонок, принц с нашего
двора», «Приключения Ежиньки и других нарисованных
человечков».
29. Энде
Михаэль «Бесконечная книга». Это увлекательная повесть, над которой
не одна мама пролила немало слез, потому что все там про нее, а уж
о ребенке и говорить нечего. Только они не плачут, а просто читают
или слушают взахлеб. Если, конечно, история совпала уже с их
потребностью преобразовать свою жизнь (около 9 лет обычно). Эта
великолепная модель детской психотерапии со всеми ее подробностями,
а, главное, с EXIT – выходом из страны фантазии в реальную жизнь.
Это есть далеко не во всех волшебных историях. И может возникнуть
искушение всю жизнь отсиживаться в кустах страны Фантазии.
Книгомания, киномания, наркомания – лишь бы пореже сталкиваться с
этим неудобным миром. Эта повесть действительно дает ключ к
разгадке тайны изменения человека.
.