Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
КГУ «МЕНОВНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
КОНКУР «САМЫЙ «КЛАССНЫЙ» КЛАССНЫЙ» - 2018»
КОНДЫБАЕВА САЛТАНАТ ОРАЛКАНОВНА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК, 2017
Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями. Усть-Каменогорск, 2017.- 49 с. Составитель: Кондыбаева С.О.
Предлагаемый сборник содержит методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями. Сборник предназначен для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов.
С ОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка……………………………………стр. 4
-
Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных методов в работе
с родителями. Формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей
-
Технологический подход к использованию развивающих методов в работе с родителями. ……………………………………….стр.33
-
Опыт использования развивающих методов в работе с родителями
-
Приложения…………………………………………..стр.43
Кондыбаева Салтанат Оралкановна
Должность: учитель казахского языка и литературы, класный руководитель 10В класса
Стаж педагогической деятельности - 24 года
В данной школе – 20 лет
Воспитание через создание действенной системы содружества, поддержки, взаимодействия и взаимопомощи педагогов, детей и родителей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Центр детства – Дом.
Вокруг дома расположен весь остальной мир:
Двор, огород, поле, переходящее в лес.
Дом – столица детства.
Вернее столицы две: ДОМ и ШКОЛА….
Инна Кабыш
Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе и организация взаимодействия организации образования и родительской общественности во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от классного руководителя. С целью улучшения методического обеспечения деятельности классного руководителя, повышения качества их работы с родителями возникла потребность в создании данных рекомендаций.
Президент страны Н.А. Назарбаев одним из условий национального единства Казахстана определяет «создание условий для укрепления института казахстанской семьи, ее воспитательной роли» (см. «Доктрина национального единства»). Ослабление воспитательной роли семьи сегодня стало серьезной социальной проблемой (см. «КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»)Концептуальные основы ориентированы на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания, обновлении методологии, содержание и структуры воспитания, «Мәңгілік Ел» ценностей семейного воспитания, а также понижение роли семейных ценностей и традиции семейного воспитания. Общество (и педагоги в том числе) с тревогой наблюдают падение родительского авторитета. Опрос родителей показывает, что родители испытывают трудности в воспитании детей, причина – родительская некомпетентность. Только 13% родителей обращаются за советом к старшему поколению – это подтверждает тот факт, что опыт и традиции семейного воспитания постепенно размываются. Менее 10% родителей идут за советом в школу. Сегодня в масштабе государства стоит проблема повышения педагогической культуры родителей. А для этого необходимо использовать любые имеющиеся возможности - клубы, лектории, семейные консультации, теле- и радиопередачи, СМИ.
Большинство педагогов считают работу с родителями одной из главных, но и одной из трудных. Далеко не каждый педагог может организовать работу с родителями на современном уровне.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса. Семья и школа - изобретения культуры, заинтересованной в предельно эффективном формировании человека (М.С.Каган). Эти социальные институты - важнейшие факторы, определяющие целостное формирование личности ребенка. От их взаимодействия зависит успешность этого процесса, поскольку они входят в состав триединства субъектов педагогического процесса (семья, школа, ребенок).
-
Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных методов в работе с родителями
Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия - значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них - условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.
Цели взаимодействия классного руководителя с родителями
-
Просветительская
-
Способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми
-
Консультативная
-
Совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков
-
Коммуникативная
-
Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей
Задачи взаимодействия классного руководителя с родителями:
-
Формирование активной педагогической позиции родителей
-
Овладение родителями педагогическими знаниями и умениями
-
Активное участие родителей в воспитании детей и жизни класса
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
К ним можно добавить:
-
чтение книг совместно с ребенком;
-
выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
-
участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;
-
проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
Основными формами работы с семьёй являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, инспектора ОДН УВД.
Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы:
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
К нетрадиционным формам взаимодействия относятся: психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения
В литературе по воспитательной работе предлагается несколько новых форм взаимодействия с семьей. Это: деловые игры, ток-шоу, театр-экспромт, аукцион, агитбригада
Родительские тренинги
-
Воспоминания детства
-
Детские игры
-
Фильм о моей семье
Родительские ринги - родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы, которые выбирают родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть родителей в полемику не вступает, а поддерживает их аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
Брифинг - краткая встреча, на которой задаются короткие вопросы, требующие точного ответа. На вопросы детей отвечают родители и учитель. Организация данной работы
не требует много времени. Из числа родителей выбирается инициативная группа, которая вместе с учителем отвечают на вопросы.
Кейс-стади как способ интерактивного общения с семьей.
Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей:
инструкция для анализа кейса; описание конкретной ситуации; контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия участников ситуации
вспомогательная информация для работы с кейсом.
-
Технологический подход к использованию развивающих методов в работе с родителями
В рамках реализации поисковой темы ОЭР на этапе погружения в проблему (2016-2017 учебный год) «Возможности современных образовательных технологии в становлении субъектной позиции педагога и учащегося» в соответствии с городской « Содержательные и технологические аспекты становления субъектной позиции личности в процессе совершенствования качества образования».
Инновационными подходами в управлении воспитательным процессом классного коллектива в условиях реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является использование следующих технологий:
1. здоровьесберегающая (включает экологическую)
2. технология групповой деятельности
3. технология КТД (коллективные творческие дела), а также технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), проектного обучения, личностно - ориентированная, сотрудничества, педагогического разрешения конфликтов, ИКТ.
(ИКТ мы
рассматриваем как принципиально новое средство обучения, призванное
изменить роли и функции участников педагогического процесса, а
также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и
внеучебной деятельности.
В классе
посредством информационно-коммуникационных технологий
осуществляется:
реализация принципа обратной
связи,
как важнейшее условие в построении взаимодействия
школы с семьями воспитанников;
• пропаганда педагогических знаний – обучение родителей
–индивидуальная работа родителей с ребенком;
• неограниченный объем распространения информационного и учебного
материала как в печатном виде, так и на информационных носителях
(диск, флеш-карта) ;
• привлечение разных источников информационного и обучающего
материала (в частности Интернет-ресурсов) ;
• эстетика в подаче материала.
В своей работе активно применяю современные информационно-коммуникационные технологий (далее я буду говорить сокращённо ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников. (Приложение 4 Фрагмент коучинг)
В первую очередь, использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.
4. Опыт использования развивающих методов в работе с родителями
В течение года школа принимала участие в реализации городского проекта «Будущее за нами». Одним из направлений городского проекта было взаимодействие школы и родителей. На основании этого направления был разработан школьный проект «Школа+семья=успех».
Основная цель проекта:
-
создание условий для оптимальной работы школы и семьи в решении задач по формированию личности ребенка в соответствии с Концептуальными основами воспитания;
-
создание единого воспитательно - образовательного пространства: ребёнок – школа – семья;
-
повышение качества воспитания через создание действенной системы содружества, поддержки, взаимодействия и взаимопомощи педагогов, детей и родителей.
Задачи:
- разработать механизмы взаимодействия педагогов школы с родителями;
- активизировать роль семьи, как основного субъекта в воспитании детей;
- способствовать просвещению родителей, самостоятельности в оценке развития ребёнка и его будущих перспектив;
- совершенствовать стиль партнёрских отношений с педагогами школы, внедряя нетрадиционные и индивидуальные формы работы, привлекая родителей к классным и школьным делам;
- осуществлять индивидуальные маршруты сотрудничества с «проблемными» семьями;
- разработать методические рекомендации для родителей по организации взаимодействия семьи и школы.
Новые тенденции в воспитательно-образовательном процессе требуют более эффективного взаимодействия педагогов и родителей. В этой связи, школьнику необходимо всестороннее и гармоничное развитие и саморазвитие в условиях качественного взаимодействия школы с родителями и местным сообществом.
Сильные стороны организации воспитательного процесса и организации жизнедеятельности класса, такие как:
-
ежегодный рост удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в школе – важнейшего показателя улучшения нравственно-психологического климата в классе и, в целом, учебном заведении;
-
обогащение теоретического и технологического арсенала педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой, личностно-ориентированной;
-
формирование индивидуальности класса с привлекательными и неповторимыми чертами.
В рамках реализации поисковой темы ОЭР на этапе погружения в проблему (2016-2017 учебный год) «Возможности современных образовательных технологий в становлении субъектной позиции педагога и учащегося» проведен проблемный педсовет по ВР «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие семьи и школы» от 27 марта 2017 года. Тема моего доклада на педсовете: «Семьи и школа – успешное педагогическое взаимодействие» в рамках реализации школьного проекта «Школа+семья=успех»»
На основании вышеизложенных мероприятий нам удалось выявить уровень удовлетворенности школой родителями.
Уровень удовлетворенности родителей школой
Учебный год |
Уровень удовлетворенности (в %) |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
2015-2016 |
3 |
34 |
63 |
2016-2017 |
- |
69 |
31 |
2017-2018 (первое полугодие) |
- |
81 |
19 |
Родители среднего и старшего звена школы оценивают достаточно высоко качество преподавания и мотивацию своих детей к учебной деятельности, большинство удовлетворены взаимоотношениями с педагогами. Как «проблемное поле» оценивают материальную базу школы.
Пути решения:
- для повышения удовлетворенности родителей, следует своевременно предоставлять информацию о достижениях детей, удачах, победах;
- родители должны знать о пропусках уроков, проблемах возникающих во время образовательного процесса;
- необходимо информировать родителей о деятельности школы, ее основных целях и направлениях в развитии;
- классным руководителям и воспитателям классов пришкольной подготовки продолжать проведение педагогического лектория для родителей, создав рабочие группы из числа членов родительского комитета;
- педагогам – предметникам проводить открытые уроки для родителей с целью более тесного взаимодействия школы и семьи
-при работе с родителями педагогам необходимо помнить: взаимная договоренность семьи и школы - залог успешности педагогического взаимодействия.
Мы пришли к выводу большая привлекательность в процессе взаимодействия семьи и школы составляют интерактивные формы работы, то есть нетрадиционные: Брифинги, коучинги, родительские ринги, кейс-стади. В сравнении с проршлым годом 25% родителей активно участвуют в реализации городских и школьных воспитательных проектах, таких как, «Будущее за нами», «Патриот Казахстан», «Воспитание через труд – основой аспект социализации», а также «Мой дом, Мой город, Моя страна», «В памяти поколении», «Профориентационный держим шаг», Воспитание в условиях реализации общенациональной идей «Мәңгілік Ел».
Эффективность процесса взаимодействия семьи и школы посредством использования инновационных методов в работе с родительской общественностью, прежде всего, зависит от организации деятельности родителей.
В этой связи, классный руководитель обязан стремиться самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность.
Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое – всё это по плечу моим родителям.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового школьника.
Требования к проведению педагогической консультации
-
Консультация проводится по запросам родителей, ребенка, учителя-предметника и классного руководителя.
-
Проблема, которая будет обсуждаться, педагогу хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
-
В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
-
Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
-
Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
-
Необходимо обратить внимание на все хорошее, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
-
В ходе консультации сравнивать ребенка только с ним самим, говорить только о его успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
-
Консультация по проблеме должна дать родителям реальные рекомендации специалистов, педагогов, классного руководителя.
-
Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.
-
Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
Формы проведения родительских собраний
-
Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
-
Родительское собрание вместе с учащимися.
-
Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
-
Родительское собрание в форме кафе.
-
Родительское собрание в походе у костра.
-
Родительское собрание в форме игры.
-
Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
-
Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
-
Родительское собрание мужчин.
-
Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
-
Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
-
Родительское собрание-спектакль, в котором выступают их дети.
-
Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
Правила проведения родительских собраний
-
Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
-
Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они «голосуют ногами» против формы и содержания проводимых собраний.
-
Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.
-
Классному руководителю нужно перед зеркалом своей души научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.
-
У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу , когда они много и по- хорошему принимают участие в жизни класса.
-
Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя – предметники.
-
Родительское собрание – монолог классного руководителя- наименее удачная форма его проведения.
-
Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы не взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания , все , о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми, или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
-
Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллективу.
Правила
поведения классного руководителя на родительском собрании
-
Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
-
С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
-
Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
-
Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей "группы риска" - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
-
Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
Секреты успешного проведения родительского собрания
-
Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
-
Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.
-
Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
-
Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.
-
Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают).
Семь правил успешного проведения родительского собрания
-
Уважайте! 5. Учитесь!
-
Помогайте! 6. Спрашивайте!
-
Объясняйте! 7. Благодарите!
-
Доверяйте!
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
(памятка для педагога)
-
Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
-
Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
-
Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
-
Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
-
Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
-
Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
-
В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
-
Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
-
При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
-
Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Примерная структура родительского собрания
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
-
Вступительное слово классного руководителя (представление гостей). – 5 мин.
-
Анализ анкет родителей ( классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.
-
Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.
-
Обсуждение проблемы родителями.- 20 мин.
-
Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении для выявления причин и совместного их устранения.
Алгоритм подготовки родительского собрания
1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:
-
возрастные особенности детей;
-
преобладание типов семей;
-
уровень образованности и заинтересованности родителей;
-
проблемы классного коллектива;
-
цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.
2. Подготовительная работа:
-
изучение научно-методической литературы;
-
анализ документации;
-
проведение микроисследования;
-
определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
-
объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
-
запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
-
приглашение родителей и других его участников;
-
привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
-
оформление и оборудование места проведения собрания;
3. Рекомендации по проведению родительского собрания:
-
оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
-
оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
-
оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
4. Структура проведения родительского собрания:
-
Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
-
Анализ развития детей за определенный период:
-
личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);
-
учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
-
Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).
Внеучебная проблема:
-
выделяем существующую (возникшую) проблему;
-
определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);
-
предпринимаем попытку ее теоретического разрешения, обсуждаем ЛЮБЫЕ варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести); определяем участников разрешениям данной проблемы и распределяем ответственность между ними.
Учебная проблема:
-
выделяется характер затруднений детей при освоении учебного курса;
-
анализируются причины затруднений;
-
идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
-
даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
-
лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!!!
-
Принятие решения собрания.
-
Индивидуальные консультации с родителями.
На практикуме можно предложить родителям следующий тест :
«КТО ВЫ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: РОДИТЕЛЬ ИЛИ ПРИЯТЕЛЬ?»
-
Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?
а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?
б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?
в) обещаете купить для нее портативный телевизор?
г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?
-
Вы видите в своих детях:
а) людей, равных себе?
б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?
в) маленьких взрослых?
г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?
-
Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу вы носите?
а) которая больше всего вам подходит?
б) которая отвечает последней моде?
в) которая копирует прическу любимой звезды?
г) которая копирует стиль сына (дочери)?
-
Поговорим о вашем возрасте:
а) знают ли дети, сколько вам лет?
б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?
в) скрываете ли вы свой возраст от детей?
г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?
-
Как вы одеваетесь?
а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?
б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?
в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?
г) следуете молодежной моде, потому что вы чувствуете себя моложе?
-
Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?
а) посчитаете, что это его личное дело?
б) станете подшучивать над его женственностью?
в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодными?
г) купите такую же серьгу и нацепите её, чтобы составить сыну компанию?
-
Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы …
а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?
б) уменьшаете громкость?
в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?
г) говорите, что это потрясающе. Хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?
-
При споре с детьми вы …
а) редко говорите, что они ошибаются. Опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?
б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?
в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?
г) признаете, что они правы, если они действительно правы?
-
Дети пригласили в гости сверстников, а вы …
а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?
б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?
в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми. Как вы?
г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай. Если что-то произойдет?
-
Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы …
а) не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?
б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?
в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?
г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?
-
Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?
а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?
б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?
в) потому что это может дольше удержать семью вместе?
г) потому что это для вас естественно?
-
В отношениях со своими детьми вы …
а) обращаетесь с ними как со взрослыми?
б) обращаетесь с ними как с маленькими?
в) стремитесь быть их приятелем?
г) ведете себя так, как должно родителям?
Подсчитайте ваши очки:
36-25 очков : вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми. Стараясь быть
с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.
24-14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно
держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповиновение. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.
13-0 очков : так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь
понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не их условиях. Ссоры неизбежны, однако дети вас любят, уважают и – главное – видят в вас любящего и надежного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с её стрессами и разочарованиями.
Открытые обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми
уроки программами по предмету, методикой преподавания, требованиями
учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один - два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в её сегодняшней школе.
Во многих школах родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», и «огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта, и вечера «Встречи с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Педагогическая - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической
дискуссия культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том,
(диспут) что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение
поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.
Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа – за и против», «Выбор профессии – чье это дело?».
Вопросы к диспуту «Мы и родители»
-
Взрослые мы или дети? С какого возраста человек становится самостоятельным?
-
Кто отвечает за нас: мы сами, школа. Родители(
-
Имеем ли право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?
-
Что значит любить отца и мать? Должны ли мы помогать родителям, если они нашей помощи не требуют?
-
Есть ли у нас долг перед родителями? В чем он заключается?
-
Должны ли мы быть откровенными с родителями? Во всем ли?
-
Как быть, если родители запрещают дружбу с девушкой (юношей)?
-
Следует ли прощать родителям обиду? Как избежать отчуждения, конфликта, возникающего в подобном случае?
-
Можно ли стыдиться своих родителей?
-
Правильно ли ты поступишь, если попросить родителей уйти из дома, если к тебе пришла компания друзей?
Ролевые
игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня
сформированности их педагогических умений. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действия.
Индивидуальные часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может
тематические получить помощь непосредственно от родителей учеников и этим не
следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для её решения?» Тактичность особенна важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Посещение - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При
семьи посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка - письменная форма информирования родителей об успехах детей.
с родителями Допускается извещение родителей о предстоящей совместной
деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
2. Родительские собрания.
Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания.
Родительские собрания могут быть:
-
организационными;
-
текущими или тематическими;
-
итоговыми;
-
общешкольными и классными.
При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:
-
Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.
-
Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.
-
Профессиональный задел педагога- знания, компетентность(знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях в детском коллективе).
-
Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).
-
Главные показатели эффективности родительского собрания- это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
В подготовке родительских собраний можно выделить следующие этапы.
Этап 1. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня и приглашения на него всех участников.
Разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками, некоторых можно пригласить на собрание.
Следует продумать организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.
Этап 2. Подготовка сценария и проведения собрания.
Сценарий и проведение собрания- предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно, включать в себя 5 обязательных компонентов:
─ Анализ учебных достижений учащихся. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной беседы.
─ Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для ситуациях ( на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.).
─ Психолого-педагогическое просвещение. Необходимо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
─ Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
─ Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии.
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений.
Правила подготовки классного родительского собрания.
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе . Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье . План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвертое . Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Советы психологов:
─ перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
─ отведите на проведение собрания не более 1,5часов;
─ самый приятный звук для человека- его имя; положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
─ перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
─ не забудь «золотое правило» педагогического анализа: начать с позитивного, затем говорить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее;
─ предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
─ поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
─ дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
─ в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
─ доведите до родителей мысль: что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
─ родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
─ обсуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущее собрание;
─ сравнивать успехи отдельных учащихся из разных классов;
─ давать негативную оценку своему классу;
─ переоценивать значение отдельных предметов;
─ использовать в общении назидательный тон.
3. Диагностические методики изучения семьи учащихся.
Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила , а именно:
─ к родителям каждого ученика нужно проявлять искреннее уважение;
─ общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
─ изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
─ изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье ученика :
─ общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
─ жилищные условия семьи и её материальная обеспеченность;
─ образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
─ уровень педагогической культуры родителей;
─ авторитетность семьи в глазах ребенка;
─ степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
─ семейные традиции, обычаи и ритуалы;
─ положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
─ воспитательные возможности семьи.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомится с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
4. Родительский ринг.
Одной из форм просвещения родителей класса является родительский ринг .
Родительский ринг- это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения на ту или иную предложенную проблему воспитания детей.
На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены различные проблемные ситуации воспитания, связанные с учащимися или отношениями, которые складываются в классном коллективе. Анализируется педагогическая ситуация без переноса её на конкретных учащихся класса или школы.
Такие мероприятия играют огромную роль в просвещении родителей класса, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Предварительная подготовка к родительскому рингу.
1. Изучение проблемного поля воспитательных затруднений родителей и педагогических запросов родителей. С этой целью классный руководитель должен связаться с родителями класса для изучения проблем воспитания, с которыми они столкнулись. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения в ходе ринга, по которым у родителей может быть мнение положительное и отрицательное.
2. Классный руководитель беседует со школьным психологом и социальным педагогом, которые могут предложить ситуации для обсуждения, связанные с проблемами в школе.
3. Из числа педагогов, работающих в школе, приглашенных специалистов, создается группа экспертов, которая будет анализировать точки зрения родителей и определять правильность принятия решения в той или иной ситуации.
4. Родительский ринг начинается с обсуждения точек зрения на проблемы воспитания в целом, а затем происходит переход к обсуждению конкретных воспитательных ситуаций. Это позволяет в самом начале определить группы родителей с противоположными и общими точками зрения на ту или иную проблему.
(Примерный сценарий родительского ринга см. в Приложении)
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Совместная деятельность педагогов родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик.
Одна из главных задач классного руководителя- способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Выводы и рекомендации по использованию данного проекта в практике.
Методические рекомендации «Как сделать родителей своими союзниками» могут использовать в своей работе как начинающие классные руководители, так и опытные педагоги, заместители директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, социальные педагоги.
Решение данной проблемы играет существенную роль в обновлении работы школы.
Внедрение данных рекомендаций в практику является дополнением к целостному учебно-воспитательному процессу.
Включенные в программу практические мероприятия в полной мере используют возможности социального партнерства между школой и семьей.
Сценарий родительского собрания «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»
Форма проведения: обмен мнениями по теме собрания.
Ход собрания.
I . Вопросы для обсуждения.
1. Книга и её значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.
2. Культурные традиции семьи.
3. Влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка.
4. Рассказы родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: чтение книг, газет и журналов; посещение театров и музеев; знакомство с природой; туристические походы и т.д.
II . Лекция классного руководителя о влиянии культурных традиций семьи на познавательную активность ребенка (связать её с мнениями, высказанными в процессе обсуждения темы собрания).
Памятка «Правила взаимодействия классного руководителя с родителями»
-
Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
-
Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание
-
Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
-
Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
-
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.
-
Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Педагогам и родителям на заметку
ЕСЛИ:
-
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
-
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
-
Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
-
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
-
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
-
Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
-
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
-
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
-
Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
-
Ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Этическая памятка классному руководителю
-
Всегда говори правду, даже если тебе это не выгодно.
-
Не забывай похвалить.
-
Оценивать нужно поступок, а не ученика.
-
Найди ключ к каждому.
-
Когда разговариваешь с ребенком, всегда смотри в глаза.
-
Не убивай в детях сказку.
-
Не говори не способный, а способ не раскрыт.
-
Никогда не наказывай провинившихся сразу.
-
Никаких нотаций.
-
Только приблизив ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.
АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
№1
— Ф.И.О. ребёнка.
— Дата рождения.
— Хобби.
— Адрес, индекс. Домашний телефон, экстренный телефон соседей или
других родственников.
— Ф.И.О. матери, место работы, должность, рабочий телефон,
экстренный телефон. Образование. Хобби.
— Ф.И.О. отца, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный
телефон. Образование. Хобби.
— Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения.
— Материальное положение.
— Жилищные условия.
№2
Уважаемые родители! В интересах более эффективного сотрудничества
между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши
вопросы.
1. Что Вы ожидаете от школы?
2. Что Вас не устраивает в школе?
3. Какие черты характера присущи Вашему ребёнку?
4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со
стороны учителей?
5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок?
6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как
оправдалось это в дальнейшем?
7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у Вашего
ребёнка?
8. По каким предметам он испытывает затруднения?
9. Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?
10. Что Вам нравится в Вашем ребёнке?
11. Усидчив ли он?
12. Быстро ли он утомляется?
13. Самостоятелен ли Ваш ребёнок?
14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в
доме книг?
15. Что Вы хотите от своего ребёнка?
16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?
17. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с
кем?
18. Есть ли у Вашего ребёнка своя комната?
19. Много ли у родителей свободного времени?
20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов:
а)мамы; б)папы?
21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам?
22. Что Вы считаете «хорошим образованием»?
23. Какую помощь классу, школе Вы могли бы оказать (материальная,
ремонт кабинета, проведение мероприятий, оформительская, услуги
ксерокса,…)?
№3
Уважаемые родители! Педагогический коллектив и администрация школы приглашает вас принять участие в организации работы школы по профильному обучению в 10 классе. Убедительно просим вас ответить на вопросы анкеты. Заранее благодарим за ответы.
1. Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?
2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования (учеба в 10–11-м классах, колледже, другие варианты)?
3. Какие учебные предметы вы считаете наиболее важными для дальнейшего самоопределения вашего ребенка.
4. Какие учебные предметы, по вашему мнению, наиболее успешны для вашего ребенка
5. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)?
6. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?
7. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
Анкета для родителей
«Искусство жить с детьми» (подчеркните выбранный вами ответ)
1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми? да, нет, не совсем
2. Говорят ли с Вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам? да, часто, нет, очень редко,
3. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения Какое? да, нет.
4. Проверяете ли Вы, домашнее задание у ребенка? да, нет, редко, каждый день, нет времени
5. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)? да, часто; нет, редко, совсем не обсуждаем
6. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи? да, часто, редко, нет
7. Часто ли вы проводите свободное время с ребенком? часто, редко, нет времени
8. Способны ли вы оказать влияние на своего ребенка? да, нет, не всегда9. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе? да, нет, не совсем, трудно сказать;
10. Обращаетесь ли Вы к классному руководителю или учителю за советом в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием ребенка? да, нет, очень редко
11. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
12. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы? да, нет.
13. Какую помощь и в какой мере вы могли бы РЕАЛЬНО оказать школе? 13. В какой помощи от школы нуждаетесь вы?
14. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году? а) все 3 б) пропустил (а) одно; б) пропустил (а) два;
15. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете? а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя; г) большинство
Анкета для родителей «Семья и школа»
1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
- взаимное непонимание детей и взрослых;
- успеваемость детей;
- непослушание;
- бездуховность;
- лень;
- половое воспитание.
2. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка – семья или школа?
- безусловно, семья; -
-в большей мере семья;
- в равной степени и семья и школа;
- школа, так как там ребёнок проводит много времени;
- школа и улица.
3. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем? - лекциями о воспитании;
- специальными практическими занятиями;
- информацией об особенностях развития вашего ребёнка;
-информацией о том, что можно почитать по моей проблеме.
4. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?
- час в неделю;
примерно пару часов в месяц;
- трудно сказать,
- нет времени.
5. Удовлетворены ли вы:
уровнем преподавания:
-да;
-нет;
-не совсем;
-трудно сказать;
питанием в школе:
- да;
-нет;
-не совсем;
-трудно сказать;
отношениями между школьниками в классе:
- да,
-нет,
-не совсем;
-трудно сказать;
вашими отношениями с педагогами:
- да;
- нет;
-не совсем;
-трудно сказать;
вашими отношениями с администрацией:
- да;
-нет;
-не совсем;
-трудно сказать;
отношениями вашего ребенка с педагогами:
- да;
-нет;
-не совсем;
-трудно сказать;
6. Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению?
7. Чем вы недовольны по отношению к учебе Вашего ребенка в школе?
8. Отношение вашего ребенка к школе: а/ положительное б/нейтральное в/ отрицательное
9. Как он учится? а/ с желанием б/ неохотно в/ без выраженного отношения
10. Ваши замечания, предложения
Что вы ждете от родителей вашего класса?
взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания в вопросах воспитания и обучения детей –
-
контроль за поведением и учебой детей –
-
добросовестного выполнения родительских обязанностей (поддержание здоровья, внешнего вида, забота о школьных принадлежностях) –
-
оказание помощи в выполнении домашнего задания –
-
помощь в организации внеклассных мероприятий –
-
активного участия в общешкольной жизни –
-
посещение классных родительских собраний –
-
решение финансовых вопросов –
Как вы думаете, что они ждут от вас как от учителя?
-
хорошего отношения к детям –
-
справедливых оценок –
-
прочных знаний (профессионализмов) –
-
индивидуальной помощи в учебе –
-
вооружать родителей знаниями в области педагогического и психологического процесса обучения –
-
совместной работы по воспитанию детей –
-
быть “второй мамой” со всеми прилагающимися обязанностями – (чтобы мы полностью изолировали их от воспитания детей)
А вы готовы оказать эту помощь?
да –
не могу –