Материалдар / Языковые особенности родного края в творчестве К.Еримбета
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Языковые особенности родного края в творчестве К.Еримбета

Материал туралы қысқаша түсінік
Рассказать следующему поколению о его достижениях. Поближе узнать о его биографии и стремление к жизнью
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Желтоқсан 2022
184
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОДНОГО КРАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ К.ЕРИМБЕТА

Толебай Б.Т Ахметова А. Студенты группы РНШ 22-2

Научный руководитель – Жарбулова С.Т ...к.п.п старший преподователь кафедры русского языка и литературы

Кызылординский университет имени Коркыт ата



Аннотация: актуальность выбранной темы зависит от потребности молодежи в обзоре жизни человека из нашей страны. Поближе узнать о его биографии и стремление к жизнью. Изучать его произведения. Рассказать следующему поколению о его достижениях и передать, что мы им гордимся.

Аннотация: таңдалған тақырыптың өзектілігі жастардың біздің еліміздің адамының өміріне шолу жасау қажеттілігіне байланысты. Оның өмірбаяны мен өмірге деген құштарлығы туралы көбірек білу. Оның еңбектеріне шолу жасау. Кейінгі ұрпаққа оның жетістіктерін айтып, оны мақтан ететінімізді жеткізу.

Ключевые слова: музыка, дидактико-философское направление, Коран, Ислам,традиция,литература.

Кілт сөздер: өлең, дидактико-философскый бағыт, Құран, Ислам, дәстүр,көркем әдебиет.

Казахский народ всегда был богат местными талантами. Не будет преувеличением сказать, что одним регионом необъятной казахской земли, давшим жизнь таким несравненным талантам, является Аральск и Сыр ели. Еримбет Кулдейбекулы, обладатель такого таланта, поэт Сырского края, выходец из рода карасакал племени алим, был законным поэтом своего времени. Карасакал Еримбет, Кулдейбекулы Еримбет (1844, бывший Казалинский район, ныне Кокаша, Аральский район - 1916, Кокаша, Аральский район) - поэт. Есть несколько комментариев о его годе рождения и годе смерти. А., который в течение 36 лет занимается записью и изучением наследия поэта. Если обратиться к исследованиям Оспанова, то они доказывают, что поэт жил в 1950-1911 годах. Мы можем узнать это из этих стихов смолы.

«Садуақас сақи» дастанының бастау бөлімінде:

В начале саги "Садукас саки":


Әй, кеулім, келдің елу, азығың жоқ,

һалал бол, арамнан қаш, қыл әділет!…

Жазылды мың тоғыз жүз миладия,

Тебіреніп тоқтаған жер қалам, сия.

Сенбі, Рамазанның он үші еді,

Мың үш жүз он жетінші һіжірия.

Мен қазағы «Қалыңбастың», қазалылық,

Крайда облысым – Сырдария…

... О, мой милый, тебе пятьдесят, у тебя нет еды,

Будьте халяльны, избегайте зла, творите справедливость!


...Тысяча девятьсот милладий было написано,

Перо, чернила, где перестанет трястись.

Это была суббота, тринадцатое число Рамадана.

Тысяча триста семнадцать хиджры.

Я казах "Калынбас", казах,

Крайдинский район - Сырдарья...





Карасакал был признан в стране еримбетом из-за племени, из которого он происходил.Учился и получил образование в медресе «Шекки Хазирет» в Хиве. На формирование поэтического творчества Карасакала Еримбета оказали влияние Шернияз Жарылгасулы (1807 - 1867), Кашкынбай Кожамбетулы и др. под влиянием поэтов. В 1877-79 годах служил охранником на территории Калынбаса. Карасакал Еримбет и его художественный кружок, где переплелись пение, поэзия, пение, поэзия, танец: Базар Ондасулы, Омар Шораякулы, Турмагамбет Изтилеуов, Данмурын Кенжебекулы, Азилкеш Шмырулы, Онгар Дыркаулы, Жарылкасын Сырманулы, Турымбет Салкынбайулы и др. образовали певческий школа.[1]Карасакал Еримбет продолжил развитие литературной традиции восточной дидактико-философской направленности, интегрировал гуманистически-просветительские идеи исламской религии с поэтическим ядром казахской поэзии. Его пропагандистские стихи: «Добрые люди, учитесь на этой истории» «Эй, мальчик, наставление тебе» "Подумай о дне лжи и жди!" «Будьте уважительны и не бейте друг друга» «Помните, мой народ ислама, почему вы не можете?» «Пусть слова людей останутся в ушах ваших», если воспевается сила Божия, истина Корана, заповедь пророка и стремление к знаниям, в эпосах: «Щедрый как имя» «Девушка Хазрат Гали и Дари» «Абу Шашма» "Садукас Саки" "Актам Сакаба" Ядро составили «Бап Раушан», сюжеты из Корана, легенды, связанные с Пророком Мухаммедом и его сподвижниками.Также своей самобытностью он внес свой вклад в традиционное казахское искусство айтыса. Основные письменные изречения Карасакал Еримбет («Омар Карасакал Еримбет и Шораяк», «Еримбет и Аппак», «Еримбет и Канлы Юсуп», «Еримбет и Ибраим») отличаются своим идейно-композиционным построением в контексте таинственного история. Споры в виде словесного состязания между девушкой и парнем («Карасакал Еримбет и Джекей кыз») также свидетельствуют о традиционности литературного творчества поэта. В произведениях Карасакал Еримбета много используются дидактические сюжеты, поговорки, пословицы, образные выражения.Произведения поэта опубликованы в сборниках «Айтыс» (1965, т. 2), «Антология казахской поэзии» (1992). Вышла в свет персональная книга стихов «Улагат созим урпакка» (1995 г.). Эримбет Кёльдейбекулы, живший в 1844-1911 годах, является одной из выдающихся личностей среди сыр-сулеев. В народе его называли «Карасакал Эримбет Шайр», так как он стал известен своими стихами. Он проявил свой врожденный талант с раннего возраста, и, став грамотным, встал на путь написания стихов. Из-под его пера вышли пословицы-завещания на более чем пятьдесят различных тем, множество писем и посвящений, написанных от имени живших в то время известных казахстанцев и поэтов, таких как Куттыбай, Жалгасбай, Кыпчакбай.В 1877-1879 годах служил городовым на территории Калынбаса.Карасакал Еримбет продолжил развитие литературной традиции восточной дидактико-философской направленности, интегрировал гуманистически-просветительские идеи исламской религии с поэтическим ядром казахской поэзии. Его «Люди добрые, извлеките урок из этой истории», «Эй, сын мой, вразумление для тебя», «Подумай о дне лжи и жди!», «Будьте уважительны и не бейте друг друга»,» Помните, мои люди Ислама, почему вы не можете?», «Народные «Пусть слова остаются в ваших ушах». В этих произведениях воспеты сила Божья, истина Корана, воля Пророка и стремление к знаниям.Карасакал Еримбет, известный как Сыр Сулей, умер 25 мая 1911 года. Его тело было захоронено возле мечети «Ак Ишан», расположенной примерно в 27 километрах восточнее села Лакалы Тасарыкского сельского округа.В 2006 году в честь поэта на сквере парка Г.Муратбаева по улице У.Туктибаева в Казалы был сооружен памятник-комплекс.







































Использованная литература:

  1. Қазақстан”: Ұлттық энцклопедия/Бас редактор Ә. Нысанбаев – Алматы “Қазақ энциклопедиясы” Бас редакциясы, 1998 ISBN 5-89800-123-9

  2.  “ Қазақ әдебиеті. Энциклопедиялық анықтамалық. — Алматы: «Аруна Ltd.» ЖШС, 2010 жыл.ISBN 9965-26-096-6

  3. . Ерімбет Қ. Ұлағатты сөзім ұрпаққа. – Алматы: Маржан, 1995, -320 б.















Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!