Материалдар / Учимся общению
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Учимся общению

Материал туралы қысқаша түсінік
Мұғалімдерге
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Ақпан 2020
507
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады









«Учимся общению»

занятие с детьми подросткового возраста, направленная на снятие агрессии в коллективе и улучшение межличностного взаимодействия













педагог-психолог:

Мустафаева Г.С.

























В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Необходимое условие любого общения - налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партнера, желание взаимодействовать. Также для успешного построения отношений необходимо самораскрытие, самопознание и самоконтроль.

Занятие №1

Цель занятия:

- знакомство с группой;

- обсуждение с детьми правил групповой работы;

- создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций;

- создание условий для осознания подростками необходимости управления собственными эмоциями.

Необходимые материалы:

- цветные карандаши;

- контурные изображения человека.

Ход работы:

1. Приветствие. Знакомство.

Все дети садятся в круг. Каждый участник называет собственное имя и качество, начинающееся на первую букву его имени.

2. Выработка правил работы на дальнейших занятиях.

Например:

- «Здесь и сейчас»- договоренность не обсуждать за стенами кабинета происходящее на занятиях

- «Правило поднятой руки»- уважать того, кто говорит, не перебивать его

- «Правило я - высказывания»- каждый говорит за себя и т.д.

- (Активная работа на занятии каждого участника. Внимательность к говорящему. Доверие друг к другу. Недопустимость насмешек. Не выносить обсуждение за пределы занятия. Право каждого на свое мнение).

Правила выбираются обсуждением. Если кто-то не согласен с правилом, он должен это мотивировать. В любом классе может найтись человек, который будет против любого правила. С ним нужно проиграть сценки соответствующего содержания, сделав его главным героем. Это обычно помогает преодолеть негативизм.

После принятия правил на ведущего ложится сложная задача – следить за их соблюдением.

3. Беседа на тему - эмоции 

Ребята, давайте немного поговорим, о том, что такое эмоции. Какие эмоции вы знаете? Как эти эмоции проявляются у людей? Как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек? Вывод - по его жестам, позе, мимике, интонациям и т.д.

4. Упражнение «Угадай эмоцию».

Ребята по очереди вытаскивают карточки, на которых написаны названия чувств. Нужно, как-то объяснить содержание карточки одноклассникам, используя жесты, мимику, интонацию. В роли водящего должны побывать все  подростки. Очень часто находится два- три подростка, которым трудно (практически невозможно) выполнить это задание в силу собственной стеснительности. В этом случае нужно стараться помочь водящему, «покривлявшись» вместе с ним, но только не вместо него. Активное участие «учителя» в подобных упражнениях не только очень помогает в рамках задания, но и способствует пониманию учащимися « психологических» взаимоотношений на данных уроках.

Для ребят это часто действительно выглядит как «кривляние», поэтому важно понимать о необходимости соблюдения правил, жестко следить за их выполнением.

Затем задание усложняется. На карточках написаны не только названия чувств, но и способ их демонстрации. Например: радость- выражение лица, отвращение- интонация, удивление - жесты и т.д. Необходимо показать заданную эмоцию четко в соответствии с инструкцией (в случае задания типа «эмоция-интонация», с заданной интонацией произносится стереотипная фраза: «В лесу родилась елочка»). Остальные должны догадаться, какая эмоция изображается.  

Обсуждение упражнения. Легко ли вам было показывать и распознавать эмоции? В чем были сложности? По каким признакам вам проще понять состояние другого человека, по каким сложнее?

5. Беседа «Мои эмоции»

Как можно узнать, какие эмоции испытываешь ты сам, ведь себя «со стороны» рассмотреть удается не всегда? Выясняется, по собственным телесным ощущениям («засосало под ложечкой», «задрожали коленки», «загорелись уши» и др.). В качестве иллюстрации можно привести притчу Н.Пезешкяна «Легкое лечение»:

«Племянник одного правителя тяжело заболел. Все врачи страны уже потеряли надежду на его излечение. Никакие лекарства не помогали. Поскольку врачи ничего не могли сделать, то правитель согласился, чтобы больного осмотрел Авиценна, которому тогда было всего 16 лет. Когда Авиценна вошел во дворец, все были поражены его смелостью, так как он решился помочь больному, несмотря на то, что все мудрецы страны признали свое бессилие. Авиценна увидел больного, худого,  бледного юношу, распростертого на ложе. На вопросы юноша не отвечал, а его родственники объяснили, что он уже некоторое время не произносит ни слова. Авиценна исследовал  его пульс и долго держал его руки. Наконец, он задумчиво поднял голову и сказал: « Этот молодой человек нуждается в особом лечении. Мне нужен тот, для кого этот город родной, кто хорошо знает все его улицы и переулки, все дома и всех людей, живущих в ней».

Все были удивлены и спрашивали: «Что общего может иметь лечение больного с улочками нашего города?» Но, несмотря на свои сомнения, они  повиновались желанию Авиценны и послали за человеком, который, как было известно, знал город как свои пять пальцев. Авиценна попросил его «Назови мне все кварталы города». При этом его рука была на пульсе больного. Когда был, упомянут определенный квартал, Авиценна почувствовал, что пульс больного вдруг участился. Тогда он попросил перечислять все улицы этого квартала до тех пор, пока пульс больного снова не ускорился при произнесении названия одной из них. Затем Авиценна попросил называть ее переулки один за другим, пока вдруг название одного малоизвестного переулка не вызвало учащение пульса у больного. Довольный этим, Авиценна велел: «Приведите ко мне человека, который может назвать все дома в этом переулке и их жителей». Его Авиценна попросил называть все дома, и пульс больного указал на тот, который был нужен. Когда человек начал перечислять живущих в этом доме людей, то упомянул имя одной девушки. Сердце больного немедленно начало колотиться.

Наблюдательный Авиценна произнес: « Очень хорошо, все ясно. Мне теперь известна болезнь юноши, и его очень легко вылечить». Он встал и сказал присутствующим, которые смотрели на него в изумлении: «Этот юноша страдает от любви, в этом причина его недуга. Он влюблен в девушку, чье имя вы только что услышали. Идите, найдите ее и добейтесь, чтобы она стала его невестой». Больной, который слушал Авиценну с большим вниманием и волнением, покраснел от смущения и спрятался под одеяло. Правитель объявил девушку невестой племянника, и юноша выздоровел в течение часа».  

Обсуждение притчи со всем классом.

6. Упражнение «Фантом»

Детям раздаются листки с нарисованным контуром человека и цветные карандаши. Можно попросить ребят изобразить на «человеке» собственные состояния - радость, стыд, страх, печаль, удивление и т.д. Для этого нужно подобрать карандаш, цвет которого ассоциируется с той или иной эмоцией, и заштриховать им ее «локализацию».  Обсуждение проделанной работы.

Заключение: обсуждение проведенного занятия. Подведение общих итогов.







































Занятие №2

        Цели:

- создать условия для осознания подростками необходимости управления собственными эмоциями;

- актуализировать запрос на информацию о способах управления своими чувствами;

- снятие агрессии в коллективе.

Необходимые материалы:

- мяч;

- листы бумаги (можно газеты).

Ход работы:

1.Приветствие

Дети садятся в круг. У психолога в руках мяч. «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется этот мяч, завершает фразу: «Я рад видеть всех вас здесь, потому что…» Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. Мяч должен побывать у каждого».

2. Игра «Бумажный Бум»

Эта игра позволяет выплеснуть агрессию, напряжение с помощью неагрессивных форм двигательной активности.

 Участники делятся на 2 команды. Комната делится на три части, на полу прочерчиваются соответственно две линии. Одна команда оказывается на левой части комнаты, другая на правой. Участникам передаются листы газет или бумаги поровну и сминаются в мячик. Задача каждой команды все те мячики, которые оказались на ее территории, перебросить на территорию другой команды.

Данная игра, с одной стороны, очень безобидна и весела, но рекомендуется обратить внимание на то, что участники транслируют, как невербально, так и вербально, в процессе этой игры. Ведущему важно контролировать те эмоции, которые транслируют ученики, таким образом, чтобы с одной стороны, у них была возможность прожить и выплеснуть их, а с другой стороны, чтобы это переживание не стало причиной создания новой проблемной ситуации, связанной с повышением уровня небезопасности в группе.

3. Беседа на тему «Зачем нужно управлять своими эмоциямиКому это нужно?»

Очень интересные выводы могут получиться на основе «психоанализа» сказки В. Симонова «Емелино настроение»:

«Жил- были старик со старухой, и было у них три сына: двое умных, а третий…Емеля…Старшие братья работали, а младший лежал себе на печи. «Не хочу, да не умею»,- отвечал он на все просьбы. Не было у него никакого настроения работать.

И вот однажды братья были на работе, а у матушки закончилась вода. Делать нечего: слез Емеля с печи, взял ведра с коромыслом и отправился на реку за водой. Идет через мост, глядь - ему на встречу скачет прекрасная девушка на белом коне. Это царевна на прогулку выехала.

Остановился Емеля. Замер посреди моста от такой красоты неописуемой. А царевна проезжает мимо и говорит:

-Какой симпатичный добрый молодец, вот только грустный какой-то. Эй, молодец, как настроение? Пойдем со мной!

Растерялся Емеля, не знает, что ответить красавице. Так и остался стоять, разинув рот, глядя царевне вслед.

Тоскливо стало Емеле. Надвинул он шапку на глаза, почесал затылок и побрел к реке. А по дороге думает: «Что же это еще за настроение такое, что я о нем даже и не знаю? Так, глядишь, и пройдет мимо счастье…»

С этими грустными мыслями подошел он к проруби. Снял ведра с коромысла, зачерпнул одним, зачерпнул другим: глядь, в ведре щука плещется. Обрадовался Емеля, хочет матушке на уху отнести, а щука ему и говорит человеческим голосом:

-Отпусти меня, Емеля, у меня на дне речном детки малые. Пропадут они без меня. А я за это любое твое желание исполню.

Вспомнил Емеля про случай на мосту и отвечает:

-Эх, лучше голодным буду, а перед царевной в следующий раз не оплошаю,- и рассказал щуке про случай, приключился с ним по дороге на реку.- Не знаю я никакого настроения. Нет у меня никакого настроения. Щука, а щука, дала бы ты мне хоть самое маленькое настроение, только выбери получше, чтоб мне перед царевной не оплошать.

Растерялась от такой неожиданной просьбы щука, но делать нечего - обещание надо выполнять. Дала щука Емеле веселое настроение и сказала:

- Первый раз, выполняя такую просьбу. Не знаю, какую службу сослужит то, что я дала. Но так и быть, за твою доброту готова я послужить тебе. Если что будет не так, приходи на реку, умой лицо студеной водой, загляни в зеркало проруби - я и приплыву к тебе на помощь.

С веселым настроением закинул Емеля коромысло на плечо и легко зашагал домой. Идет по той же дороге, по тому же мосту. Царевна скачет обратно. Остановился Емеля, смеется - рот до ушей. Стоит, показывает свое хорошее настроение, думает: «Ну, теперь-то я, наверно, выгляжу так, как в таких случаях полагается».

Вдруг спотыкается златогривый конь прямо перед Емелей. Падает царевна на землю. Благо, снег пушистый был - в сугроб угодила, заливается она горючими слезами. А Емеля стоит рядом и смеется, остановится, не может.…Глядя на него, царевна пуще прежнего рыдать стала. Набежали люди, увидели царевну и смеющегося Емелю и давай его гнать, колотить, чем попало. А потом решили, что он дурак, раз не понимает, что с человеком беда, и сказали:

-Ступай отсюда подобру-поздорову, пока цел.

Позабыл Емеля про ведро с водой и побежал на реку, к щуке. Бежит и смеется. Нагнулся, умылся, посмотрел на свое отражение в проруби - тут же приплыла щука. Рассказал Емеля ей все, как было,  и попросил дать ему такое настроение, чтобы не выглядеть дураком в глазах царевны.

-Дай мне, щука, такое настроение, чтобы я мог все, что вокруг меня встречается, замечать и деловые советы людям давать.

Подумала- подумала щука - делать нечего. Надо Емелю из беды выручать. Дала ему щука печальное, задумчивое настроение.

Уже вечерело, пошел Емеля домой. А идти через площадь надо, мимо царского дворца. А там праздник, веселится народ. Карусели, скоморохи… Все смеются. А Емеля идет, даже не улыбается. Зато все замечает, всем рассудительные советы дает. А тут и царь с дочкой вышли - порадоваться вместе с народом. Смотрит Емеля, а из конюшни того самого коня, на котором царевна ехала, конокрады уводят. Но веселится народ, ничего не замечает. Один Емеля заметил и кричит:

-Эй, царь, пока ты веселишься, у тебя коня уводят!

Спохватился царь. Крикнул стражу. Поймали стражники вора и отвели в темницу.

- Эх, какой внимательный и рассудительный парень,- говорит принцесса. -Хочу  за него замуж!

Испугался царь:

-Да как же я тебя за простого мужика замуж отдам?!

Царевна в слезы:

-Пусть простой, зато рассудительный и к тому же красавец писаный!

Посопротивлялся было царь, да как же родной дочке откажешь? Не стал становиться на пути ее счастья.

-Эй, Емеля, иди-ка сюда! Раз ты такой внимательный и рассудительный, быть тебе женатым на моей дочке!- И, как  водится, полцарства и коня ему в придачу сулит.

Еще пуще задумался Емеля и спрашивает рассудительно:

-А на кой она, эта царевна, мне нужна? Ее развлекай, ублажай, все прихоти ее выполняй. Нет, царь- батюшка, ищи дурака! Не нужна мне твоя дочь! Не буду я на ней жениться!

Царевна в слезы. Царь так и опешил:

-Да как ты, мужик, смеешь перечить царскому слову?!

А про себя думает: «Ну и, слава богу!»

Подзывает он Емелю к себе поближе и говорит:

-Я против тебя ничего не имею. Да и нравится мне, что ты не собираешься жениться на моей дочери. Зачем мне такой дурак во дворце? Но, понимаешь, какое дело… Коли ты опозорил и меня и царевну перед таким собранием народа, я вынужден буду тебя казнить.

-А… Казни, батюшка,- рассуждает Емеля,- все равно мне жизнь не мила. Не нужна мне она, такая скучная.

Обрадовался царь, подзывает воеводу и велит ему утопить Емелю- дурака в проруби. Схватили его стражники, связали, потащили к проруби. Окунули его в воду с головой. Вдруг Емеля открыл глаза и увидел свое отражение. Тотчас приплыла щука, поняла, что случилось, плеснула на стражников ледяной воды. Испугались стражники, отскочили от проруби. Долго и рассудительно рассказывал Емеля щуке о том, что с ним приключилось. Утомилась щука его слушать и говорит с вздохом:

-Совсем ты, Емеля, измучил меня своим настроением. Что ж я, по три раза в день буду из проруби выныривать, чтобы помогать тебе с ним справиться?   Вот что. Держи от меня подарок- перстень с камнем. Да камень не простой, а волшебный. Потрешь его один раз - станет он ярко-красного цвета, а настроение твое - восторженным, потрешь еще раз - станет оно оранжевым, а настроение твое переменится на радостное, еще раз - станет камень светлее, приятного желтого цвета, и настроение твое станет легким, приятным, светлым. Можешь потереть еще разок- камень станет зеленым, а настроение твое спокойным, уравновешенным, после зеленого - синий, грустное настроение, фиолетовый - тревожное настроение, и, наконец, черный - мрачное, отвратительное настроение. Так что теперь сам выбирай свое настроение.

Вильнула щука хвостом и была такова.

Призадумался Емеля и решил:

-А что, если оранжевое настроение попробовать?

Увидела царевна такую перемену, бросилась к Емеле.

-Не такая уж мрачная жизнь у нас с ней в царских палатах будет,- подумал Емеля. И стали они жить-поживать да добра наживать».

Обсуждение сказки и таких выражений как: «обезумел от горя», «душа в пятках от страха», «преступление в состоянии аффекта» и т.д. Подведение беседы к осознанию того, что контролировать эмоции - значит замечать их.

4. Упражнение «Паровоз»

Ведущий во главе. Участники, изображая поезд, ходят по комнате цепочкой. Ведущий передает своему стоящему сзади соседу как надо «ехать»: грустно, опечаленно, растерянно, озадаченно, жизнерадостно и т.д. (по цепочке информация передается друг другу). При этом ведущий может уменьшать или увеличивать скорость.

Заключение: обсуждение проведенного занятия. Подведение общих итогов.

Занятие №3

Цель:

- приобретение и развитие навыков общения, развитие умений высказывания своих мыслей и принятие обратной связи в общении.

Необходимые материалы:

- лист ватмана,

-бумага для визитных карточек,

-фломастеры,

-краски,

-карандаши,

-разрезные картинки.

        Ход занятия:

Разминка. «Передай предмет…» (цветок, мяч, арбуз, грязь, печеную картошку, воздушный шарик…)

1. Упражнение «Найди пару». Детям раздаются разрезные картинки, по ним они находят своего партнера по занятию. В паре школьникам необходимо побеседовать друг с другом в течение 5 минут, найти 3 признака, которые объединяют партнеров друг с другом. Только один из трех признаков может иметь отношение к полу, внешности.

2. Задание. «Я рада вас приветствовать на 1 международной конференции журналистов «Я – репортер». Вы все известные журналисты, представляющие солидные журналы и газеты разных стран мира. Сейчас каждый из вас получит визитку, на которой крупными буквами написано ваше имя, издание и страна, из которой вы приехали. Придумайте тему, о которой вы пишите. Это может быть спорт, политика, искусство, природа, криминальный мир. Создайте свой образ (5 -7 минут).

3. Задание. А теперь у вас есть возможность продемонстрировать свое журналистское мастерство. Вы возьмете интервью у своего партнера.

Рассказ о герое.

Моего героя зовут_________________________________________________

Он выбрал эту работу, потому что____________________________________

В людях больше всего он ценит______________________________________

Сам он обладает такими профессиональными качествами, как______________

Участники берут друг у друга интервью, затем рассказывают друг о друге.

4. Задание. Продолжаем нашу встречу. Давайте напомним друг другу, какие качества должны быть у журналиста? Чем эти люди отличаются от людей других профессий (фиксируется общий список). А теперь у себя на листочках запишите те качества, которые есть у вас и те, которые вы хотели бы развить.

Затем происходит обсуждение.

5. Упражнение «Я начинаю разговор». Формируются 2 круга. Внешний движется по шагу, внутренний – стоит на месте.

Поздоровайтесь друг с другом:

  • Как очень старые друзья;

  • Как будто вы испытываете друг к другу брезгливое чувство;

  • Как будто вы обижены на этого человека;

  • Как будто вы только познакомились и эта встреча очень важна для вас;

  • Как будто вы обидели этого человека и хотели бы, чтобы он вас простил;

  • Как с большим начальником;

  • Как дипломаты на приеме;

  • Как с человеком, с которым предстоит длительное путешествие.

6.Упражнение «Необычная ситуация». Подросткам предлагается поднять друг друга на покрывале. Затем происходит обсуждение. «Что мешало расслабиться?»

7. Задание «Спасибо тебе за…» Подросткам предлагается продолжить фразу «Спасибо тебе за…» В которых выразить несколько слов благодарности своему другу – коллеге.

Заключение: обсуждение проведенного занятия. Подведение общих итогов.

Занятие №4

Цель:

 - снятие напряжения, сплочение группы. Развитие навыков общения, развитие умений высказывания своих мыслей, развитие навыков и умений адекватного эмоционального реагирования.

Необходимый материал:

-листы ватмана для эмблемы,

-бумага для визитных карточек,

-фломастеры,

-краски,

-карандаши.

Ход работы:

Разминка. Упражнение «Встаньте трое…», «Сумма пальцев в паре».

1.Задание. Школьники распределяются на две команды. Каждая команда – детективное агентство, у которой истекает срок лицензии на детективную деятельность. Для того чтобы его продлить, необходимо выполнить ряд заданий. Вам нужно придумать название, эмблему и девиз своего детективного агентства. На это вам дается 15 минут. Эмблема, название, девиз и визитные карточки необходимо оформить в едином стиле, затем предлагается защитить свою работу. Рассказать о своем агентстве, какими делами оно предпочитает заниматься, как распределятся виды деятельности между представителями агентства. Рефлексия. «В работе наших конкурентов мне больше всего понравилось…»

2.Упражнение. Это упражнение выявляет, есть ли у вас чувство времени. Вы должны сесть поудобнее и закрыть глаза. Я произнесу «Начали», а через некоторое время «Закончили». Вы должны определить, сколько времени прошло. (1,5 минут, 3 минуты). Результаты каждой команды фиксируются.

3.Упражнение. Это упражнение выявит, насколько точно вы умеете определять размер предметов на глаз. Я покажу вам 3 книги с разным количеством страниц, в каждой – закладка. Необходимо определить на глаз, сколько страниц в каждой книге и на какой странице закладка. Результаты фиксирую

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!