Материалдар / Употребление слов – паразитов в речи школьников
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Употребление слов – паразитов в речи школьников

Материал туралы қысқаша түсінік
Ғылыми жұмыс
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
01 Желтоқсан 2018
673
3 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Жасбуынская средняя общеобразовательная школа









Научная работа

Употребление слов – паразитов в речи школьников



Общественно-гуманитарное направление

Выполнили:ученица 7 класса Новицкая ЭльвираРуководитель:учитель русского языка и литературы Магомедов Ахмед Макашарипович



















2018 г.ОглавлениеВведение……………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь1.1. Слова - паразиты и причины  их употребления……………………….6 1.2. Классификация речевых паразитов……………………………….…….81.3. Значение и примеры употребления слов-паразитов …………….…….9Глава 2. Проведение исследования по употреблению слов-паразитов школьниками2.1. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников11 2.2. Способы избавления от слов – паразитов……………………………..13 Заключение……………………………………………………………….14  Список использованной литературы..………………………..…………..15Приложение 1 «Классификация слов-паразитов, употребляемых школьниками»…………………………………………......16Приложение 2 «Классификация слов-паразитов по группам» ………..17Приложение 3 «Анкета «Слова-паразиты»»……………………………...….18Приложение 4 «Анкета «Слова-паразиты в нашей речи»»………………. ..18 Приложение 5 «Диаграмма «В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?»»……………………………………………………19Приложение 6 «Диаграмма «Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?»»……………………………………………………….19Приложение 7 «Диаграмма «Считаете ли вы, что «слова - паразиты» нужно искоренять из нашей речи?»»………………………………..……….20Приложение 8  «Диаграмма «Способы борьбы со словами –паразитами»..20Приложение 5 «Памятка «Как избавиться от слов-паразитов»»……...21







Язык народа и богат и точен,Но есть, увы, неточные слова, Они растут, как сорная траваУ плохо перепаханных обочин.Рыленков Н.ВведениеОдной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках  нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?   Сегодня  все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?Слово - великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать, утешить и развеселить. Часто ли мы прислушивался к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, учителя и близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но оказывается, и нормальные слова могут загрязнять язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками) [4]. Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом и синтаксисом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой.Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.В своей работе мы попытаемся разобраться, что же представляют собой слова – паразиты, как они появляются, когда и где используются.Цель: привлечение внимания школьников к своей речи; определение причины употребления слов «сорняков».Задачи:
  • установить, какие слова в нашей речи называются словами – паразитами ;
  • определить наиболее употребляемые слова – паразиты.
  • выработать   рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
  • выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Способы    избавления от слов – паразитов».
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш прекрасный, богатый, могучий русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Современные школьники в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.Объект: речь учащихся Предмет: употребление слов-паразитов в речи школьниковГипотеза: мы предполагаем, что большинство школьников  употребляют «слова-паразиты», чаще всего не замечая их в своей речи, и потому что имеют небольшой  словарный запас.Методы:
  • изучение теоретического материала о словах-паразитах;
  • работа со словарями ;
  • наблюдения за речью учащихся;
  • анкетирование школьников;
  • анализ полученных результатов.


Работа проводилась в несколько этапов:
  • Изучения литературы по теме н
  • Наблюдение за речью учащихся на уроке и вне уроков, в неформальной обстановке
  • Анкетирование


















































Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь1.1. Слова - паразиты и причины  их употребления Родной язык - не просто набор слов и фраз, не только свод грамматичес - ких правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем…Это еще и музыка, источник, золотой ключик к пониманию истории, народной мудрости.В словаре Ожегова написано, что слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения или высказывания. По правилам языка все слова в высказывании должны нести определённую смысловую нагрузку. Но не всегда это получается. Употребление слов-паразитов (сорняков) нарушает правила русского языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в несвойственном контексте. Такая речь, переполненная словесными сорняками, лишена точности, выразительности, строгости, логичности. В литературе встречаются  разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова» [6],  «пустые частицы» [5], «вставные элементы» [2],  «слова-заменители» [1]. Чаще всего  употребляются  термины  «слова-паразиты» и «вредные слова». Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы[4]. К словам паразитам относятся:  «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот»,  «э-э-э» и прочие.Паразит – это организм, питающийся за счет другого организма[3]. Слова – паразиты скорее съедают наше время и внимание. Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова - паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и тоже слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.Слова - паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово[1]. Также считается, что привычка произносить слова – паразиты - это удел людей с маленьким словарным запасом. Но это спорный вопрос. Ведь даже руководители государства, директора предприятий, известные телеведущие, знаменитые артисты, учителя имеют в своем словарном запасе слова – паразиты.В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся  по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент  в голову не приходит. Так  о  причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.  Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит видите ли, ну как вам сказать и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество  слов - паразитов увеличивается.Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.Проанализировав различную литературу,  можно  сделать вывод о том, что слова-паразиты -  это  пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и  мешают ее пониманию[2].  Говорящий  человек чаще всего  их не замечает. От «паразитов» в речи не застрахован никто. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов в данном случаи – тактическая. Если человек не хочет отвечать на неудобный вопрос, а отвечать все – таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т. п., он лихорадочно думает над тем, что и как сказать.Причины  употребления  слов - паразитов можно  разделить на четыре  группы:1.  недостаточный  словарный запас (говорящему не всегда удаётся  быстро найти   нужное слово); 2.  намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;3.  быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;4. мода на некоторые  слова.



  • . Классификация речевых паразитов
Наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории по разным признакам. В качестве слов-паразитов чаше всего выступают:
  • Частица: указательная - вот, резюмирующая – ну, модальная – пожалуй, утвердительная – так, вопросительная – да, эмоционально-экспрессивная – просто и прямо, сравнительная – как бы;
  • Вводные слова : конечно, наверное, вероятно, стало быть, так сказать, допустим, значит, короче;
  • Местоимения: указательное – это, сочетание указательного и определительного – это самое, сочетание местоимённого наречия и личного местоимения – как его, местоимённое наречие – там;
  • Звуки: «э-э-э», «а-а-а». «м-м-м»;
  • Обращения – паразиты: «Киса», «Зайка», «Малыш»;
  • Слова – паразиты на букву «Ё» - «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё»
Существует ещё одна классификация слов-паразитов [1] с точки зрения их функционального значения. (Приложение 1) Эти слова разделены на пять групп:
  • слова, связанные с припоминанием
  • слова, выражающие эмоции
  • вопросительные слова
  • слова - обзывательства
  • матерные слова
Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да, э-э, это самое и другие.Другая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют одним словом выразить несколько эмоций. Например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в подростковой среде. Это слова реально, собственно говоря , ёклмн, обалдеть и другие.Вопросительные слова служат для уточнения информации. Например, чё, чево, реально и др.Слова-обзывательства – это обидные слова, с помощью которых пытаются обидеть или оскорбить собеседника (гад, тормоз, ёшкин кот).И, наконец, матерные слова. Некоторые сегодня пытаются узаконить мысль, что сквернословие – глубоко русская традиция, национальная особенность и даже гордость народа. Многие дети, стараясь выглядит взрослыми, сквернословят. Им необходимо понять, что сквернословие – свидетельство деградации человека: умственной, чувственной и моральной.(Приложение 2)

1.3. Значение  и  примеры  употребления  слов-паразитов В литературе мы нашли интересную теорию о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира [6].Если человек употребляет слово-«паразит»  «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть, а она (оно, он) вдруг разорвался (разбился, упал)». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не мешал мне, а он  взял и обиделся». «Сами понимаете» - это классический пример человека робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.  «Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Среди школьников в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность.  Некоторые школьники так и живет – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Такие люди не обременены ответственностью, это сказывается и на их речи. Мы приводим еще несколько примеров, как слова-сорняки могут рассказать о натуре человека, характере, сущности мышления и видения мира. «Типа» -  Желание выделиться. Заменитель паузы «Чё» -   Вопрос – недоумение.«Щас» - Нежелание что-либо делать. «Это»  - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов.«Вообще, ваще!» - Лёгкое возмущение. Если вместо каких-то слов произносится «как его, ну как его, как это» -это попытка что-то вспомнить.





















Глава 2. Проведение исследования по употреблению слов-паразитов школьниками 2.1. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников           Чтобы выяснить, что сами учащиеся знают о словах-паразитах, мы составили анкету и предложили учащимся ответить на вопросы (Приложение № 3) В анкетировании принимали участие 25 учащихся нашей школы. Ниже мы приводим результаты анкетирования были следующими: Из приведенной ниже диаграммы видно, что на вопрос «Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»? большинство учащихся ответило утвердительно.Многие участники анкетирования  употребляют в своей речи слова – паразиты. Но если сравнить ответы на вопросы «Употребляете ли Вы слова-паразиты?» и «Употребляют ли ваши одноклассники слова-паразиты?», то мы увидим, что школьники чаще замечают, когда слова-сорники присутствуют в речи одноклассников и реже их замечают в своей речи. И наконец, на вопрос «Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?» всего 4 человека ответили «да».Наше исследование на этом не закончилось и мы предложили ребятам анкету «Слова – паразиты в вашей речи». (Приложение 4)Анализ анкет показал, что наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слова щас, типа, как бы, ништяк, прикинь, реально. Втором и третьем местах по частоте употребления – ё-моё, короче, клево, пофиг, чё  и  тормоз. Реже употребляемые слова-сорняки – э-э, ну, блин, то есть.На вопрос «В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?» (Приложение 5) 13 человек ответило «в ссоре», 3чел. – «в гневе», 4 чел. – «на уроке», «в спокойной беседе» - 5 человек. Это говорит о том, что чаще всего употребляются в речи слова-паразиты тогда, когда человек эмоционально не уравновешен.На вопрос анкеты «Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?» 24 учащихся ответили, что не задумываются над этим вопросом. И лишь 6 человек ответило, что не подготовленная речь (Приложение 6).Анализ вопроса «Считаете ли вы, что «слова - паразиты» нужно искоренять из нашей речи?» показал, многие хотели избавить от слов, засоряющих речь и лишь два человека ответили. Что не хотят искоренять из своей речи такие слова (Приложение 7).Те школьники, которые хотели бы избавить от слов-паразитов, выбрали следующие способы борьбы с ними: больше читать – 5 чел., следить за своей речью - 9 чел, пополнять словарный запас -
578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!