Материалдар / Урок художественного труда (мальчики ) Общие сведения об источниках электрической энергии. Электротехническая арматура. Эксперименты с различными источниками электрической энергии
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Урок художественного труда (мальчики ) Общие сведения об источниках электрической энергии. Электротехническая арматура. Эксперименты с различными источниками электрической энергии

Материал туралы қысқаша түсінік
Общие сведения об источниках электрической энергии. Электротехническая арматура. Эксперименты с различными источниками электрической энергии
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Раздел

Культура питания

ФИО педагога

Ревенко Т.В.

Дата


Класс  5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Основы здорового питания. Составление меню

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


5.2.4.1 - изучать и описывать правила здорового и рационального питания;

5.2.4.2 - составлять меню здорового и рационального питания;

5.1.3.1 - работать с источниками информации для исследования и развития творческих идей (в том числе применяя информационно-коммуникационные технологии)

Цель урока

1. Рассмотреть процесс пищеварения.

2. Рассмотреть классификацию витаминов и их роль в обмене веществ.

3. Научить правильной обработке овощей, сохраняя их питательные свойства.

Критерии успеха

1. Объясняют процесс пищеварения.

2. Знают классификацию витаминов и их роль в обмене веществ.

3. Умеют при обработке овощей сохранять их питательные свойства.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

  1. Организация учащихся. Создание атмосферы в классе.

  2. Сообщение темы и целей урока

Ребята, как вы думаете, какой из приемов пищи является самым важным? (Завтрак) А вы завтракали сегодня? А что вы употребляли на завтрак? Давайте с вами подумает, что же полезнее всего кушать на завтрак?

  1. Показать презентацию. При демонстрации учитель задает вопросы относительно увиденного:

  1. Что самое ценное в жизни человека?

  2. Без чего, по вашему мнению, человек не может жить?

  3. А зачем человек ест?

  4. А что получаем мы, употребляя пищу?

  5. Назовите их.

  6. А вы знаете, сколько человек съедает за свою жизнь?

Кейс – задание № 1.

  1. Один из французских королей очень любил блюда из яиц и питался преимущественно только ими. Однако это привело к тому, что король к 30 годам тяжело заболел и вскоре умер.

  2. Вопрос: почему?

  3. Ответ: Хотя белки и являются основой жизни, но их недостаточно для нормального функционирования всех органов и систем человека.

  4. Важны также и другие питательные вещества. Его организм не смог сопротивляться болезни, поэтому он умер.

  5. - Так, вот сегодня на уроке мы с вами поговорим, о том какие питательные вещества нужны нашему организму, для чего они нужны и как правильно надо питаться.

  6. - Тема нашего урока: «Основы здорового питания. Составление меню».

  7. - А поможет разобраться нам в этом вопросе наша любопытная Маша и по-моему она

что–то уже узнала и готова с нами поделиться.

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

Интерактивное обучение

ресурс таблицы совместимости продуктов питания.

http://lady-fit.org/dieta/sovmestimost-produktov-pri-razdelnom-pitanii.html

-здоровое питание, уход за лицом, гигиена.


Изучение нового материала

Объяснение нового материала.

Питание – одна из основ обеспечения жизнедеятельности человека. Правильное питание – элемент здорового образа жизни. Пища является строительным материалом для тканей и клеток организма человека.

По происхождению пища делится на растительнуюи животную. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли.

Белки содержатся в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных, молочных. Служат для обновления клеток человеческого тела.

Жиры – источник энергии и иммунитета.

Углеводы – органические вещества, источник энергии.

Углеводы содержатся в продуктах растительного происхождения (хлеб,крупы,фрукты, картофель, сахар, мучные и кондитерские изделия).

Витамины – повышают сопротивление организма заболеваниям. Они поступают с пищей животного и растительного происхождения. Витамины А, В, С, Д, Е,

Минеральные соли: кальций, фосфор, калий, железо и магний. Входят в состав всех продуктов питания.

Рациональное питание – полноценное, регулярное питание.

Основы рационального питания: энергетическое равновесие, режим питания, разнообразие питания.

Пища строит организм и дает ему энергию. Энергия согревает организм, снимает усталость, дает силу, повышает работоспособность органов человека.

- Посмотрим, что ещё узнала Маша.

- К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода.

- Мы сегодня познакомимся с белками, жирами, углеводами, витаминами.

Белки - основной строительный материал клеток и тканей организма. Белки участвуют в сопротивлении организма инфекциям.

Белки бывают животного происхождения, содержащиеся в мясе и рыбе, в белках яиц и молочных продуктах, и растительного – присутствующие в бобовых, грибах и орехах.

- Если человек получает с пищей недостаточное количество белков, особенно животного происхождения, то у него отмечается быстрая утомляемость, может возникать нарушение функций головного мозга, замедляется рост и увеличение мышечной массы. Вот почему ни в коем случае нельзя ограничивать в употреблении животной пищи – как минимум, молока и яиц, а также рыбы.

Примите на заметку!

Белки – это источник энергии.

Но избыток белков приводит к накоплению в организме шлаков (ненужных веществ), снижению иммунитета, инфекционным заболеваниям.

Недостаток – приводит к тяжелым заболеваниям. Норма 80 – 120 г. в день.

Жиры – это резервы энергии нашего организма. Они необходимы в особенности нервной системе, а также для усвоения некоторых витаминов.

Жиры бывают растительные и животные. Растительных жиров много в подсолнечном, кукурузном, оливковом, соевом масле. Животные жиры содержатся в сливочном масле и сале.

- Если человек получает с пищей слишком много жиров и их энергия полностью не тратится, они скапливаются в организме и откладываются, образуя толстый слой подкожного жира. Избытки жира откладываются не только под кожей, что приводит к ожирению, но и на внутренних органах, что затрудняет их функционирование.

Примите на заметку!

Жиры животного происхождения имеют твёрдую консистенцую.

Жиры растительного происхождения имеют жидкую консистенцую.

Углеводы, как белки и жиры – важнейший компонент пищевого рациона.

За счёт углеводов восстанавливаются основные энергетические затраты организма.

Крупы являются важным источником углеводов. Содержатся они также в кондитерских изделиях, мёде, шоколаде. Значительное содержание углеводов в растительной пище – в овощах и фруктах.

- При недостатке углеводов возникает слабость, сонливость, головокружение, чувство голода. Избыточное употребление углеводов ведёт к ожирению.

Примите на заметку!

Углеводы в зависимости от составных частей делятся на: глюкозу, фруктозу, сахарозу, лактозу.

- Растущему организму углеводов требуется в 5 раз больше, чем жиров и белков. Связано это с тем, что у детей обменные процессы идут интенсивнее, причём, главным образом – за счёт мозга, который питается исключительно углеводами.

По схеме «Питательные вещества».

- Ну, что? Мы с вами разобрали питательные вещества: белки, жиры, углеводы, остались витамины.  Перейдем к витаминам.

- Сегодня мы с вами будем изучать витаминную азбуку. Вы все с детства слышали слово «витамины».

Вопрос: - А кто из вас знает, что значит это слово?

-  А знаете ли вы, что слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ.

- Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зернышка, жизненно необходимого человеку.

- Соединив латинское слово «vita» (жизнь) с «амин»  получилось слово витамин.

- И тогда возникают следующие вопросы:

1. Для чего человеку необходимы витамины?

2. Как влияют витамины на здоровье человека?

3. А вы принимаете витамины?

(Выслушиваю ответы учащихся, обобщив ответы детей, делаю вывод).

Витамины – это особые вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека и хорошего самочувствия.

- Оказывается, без участия витаминов в нашем с вами организме не могут протекать процессы обмена веществ.

А еще витамины:

1. Увеличивают работоспособность;

2. Способствуют скорейшему выздоровлению.

- И чтобы поближе познакомиться с этими, необходимыми нам веществами, я знаю, Маша пригласила к нам на урок гостя, который поведает нам много интересного из жизни витаминов.

- Знакомьтесь! Это профессор института питания, и он ответит нам на вопрос:

Какие бывают витамины и где они живут?

- Дело в том, что в мире открыто и изучено достаточно много витаминов.

Все они обозначаются латинскими буквами. Давайте  познакомимся с «Витаминной азбукой».

Витамин А.

это главный витамин, потому что он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, помогает сопротивляться заболеваниям, а также помогает расти и развиваться нашему организму”

Витамин А – содержится в животных продуктах, имеющих в своем составе жир: в масле, сыре, молоке, в рыбе, печени. А также в овощах.

- Кроме того, морковь, плоды шиповника, салат, сладкий перец в большом количестве содержит провитамин А (ретинол), который в организме в сочетании с жиром превращается в витамин А.

Поэтому морковь рекомендуется употреблять с ложечкой сметаны, а если вы съели морковку прямо с грядки, то пользы от нее будет мало.

.

У вас часто портится настроение? Вы плохо запомнили домашнее задание и, поэтому у вас куда-то пропал аппетит? Все ясно! Вам срочно необходим Витамин B1, который укрепит вашу нервную систему, освежит память, улучшит пищеварение.

Где искать витамин В1? Рисунки с продуктами (хлеб, мясо, яйца).

- У вас выпадают волосы и слоятся ногти, ваша энергия на нуле и вы не носитесь на перемене по коридорам? Значит вам не хватает витамина В2.

- Если его недостаточно в организме – это беда, вы просто прекратите расти, поэтому ешьте больше творога, сыра, яиц, не забывайте про фасоль и горох и с вашим ростом будет полный порядок!

Витамин номер два по важности это витамин С.

Если вы часто простываете, быстро утомляетесь и у вас кровоточат десны, бегите срочно в аптеку за витамином С, потому что это один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья!

- Но зачем же в аптеку. Этот витамин содержится практически во всех фруктах и овощах, ягодах, зелени:  в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, капусте, особенно цветной, цитрусовых, луке, петрушке, укропе.

Так что – приятного вам аппетита!

Витамин – обеспечивает нормальное отложение кальция в костях.

Правда большая часть витамина D вырабатывается самим организмом человека – в коже, когда она подвергается действию солнечных лучей.

Где же содержится этот витамин?

- Быстренько приготовьте салатик из яиц с печенью трески или съешьте бутерброд с красной икрой и тогда, ваши зубы будут блестеть белой эмалью, а кости будут крепкими и вас никогда не догонит такое страшное заболевание, как рахит!

- Витамин D содержится в масле, молоке, рыбьем жире.

- Витамин Е очень важен для нас – девушек, потому что от него зависит наша кожа, на которую очень скоро будет накладываться макияж… Мальчикам он тоже полезен, потому что он необходим для укрепления мышц, чтобы им можно было весь день гонять в футбол и драться.

Что необходимо съесть?

А найдете вы его в зерновых продуктах, орехах и растительных маслах.

- А кто из вас увлекается аптечными витаминами в красивой упаковке?

Помните: избыток любого витамина в организме опасен для вашего здоровья.

А для того, чтобы купить в аптеке какие-нибудь витамины, необходимо обязательно посоветоваться с врачом.

- Витаминов очень много, мы познакомились с самыми полезными.  А теперь скажите, пожалуйста: «Катя ест варенье из яблок, а Алина ест яблоко». В чей организм попало больше витаминов? Есть ли витамины в банке с вареньем?

- Дело в том, что при тепловой обработке большая часть витаминов улетучивается, особенно нестойкий витамин С. Он может разрушиться при варке, резке и измельчении овощей и фруктов, более того в сырых продуктах содержание этого витамина со временем уменьшается. Так что ешьте овощи и фрукты свежими.

- Из того что мы с вами сегодня узнали, какой можно сделать вывод? Какое должно быть питание?

- От правильного и разнообразного питания зависят нормальное функционирование внутренних органов человека, хорошее состояние кожи, волос, ногтей. При однообразном питании организм не получает нужных ему веществ и здоровье человека начинает ухудшаться: частые простуды, малокровие, утомляемость и др.

.

Самостоятельная работа учащихся.

Порядок работы: с указанием временного промежутка между приёмами пищи;

- классифицируют, определяют полезные и вредные продукты питания.


Практическая работа.

Работа по группам. Каждая из четырёх групп учащихся подготовила сообщение о пирамиде питания.

1 группа.

В основании пирамиды – хлеб, зерновые и макаронные изделия.

2 группа.

Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи.

3 группа.

В следующей ступени пирамиды – мясо, рыба, птица и молочные продукты.

4 группа.

На вершине пирамиды здорового питания – соль, сахар и сладости.

5 группа

Ученики исследут этикетки готового продукта (чипсов, сухариков-кириешек, молочных продуктов, оливкового масла, майонеза, кока-колы …), отвечая на вопрос:

Какие витамины содержатся в этих продуктах?















Задание №1

Работа по группам. Каждая из четырёх групп учащихся подготовила сообщение о пирамиде питания.

1 группа.

В основании пирамиды – хлеб, зерновые и макаронные изделия.

2 группа.

Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи.

3 группа.

В следующей ступени пирамиды – мясо, рыба, птица и молочные продукты.

4 группа.

На вершине пирамиды здорового питания – соль, сахар и сладости.

5 группа

Ученики исследут этикетки готового продукта (чипсов, сухариков-кириешек, молочных продуктов, оливкового масла, майонеза, кока-колы …), отвечая на вопрос:

Какие витамины содержатся в этих продуктах?

Задание №2. Разделиться на группы по картинке

1 группа

В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов, причём в самом большом количестве?

------------ в хлебе

----------- в свежей капусте

----------- в печени

----------- в молоке

2 группа

Какой витамин вырабатывается в организме только под воздействием солнечных лучей?

--------- витамин А

--------- витамин Д

--------- витамин Е

--------- витамин В 6

3 группа

Как лучше приготовить картофель, чтобы сохранить в нём витамин С?

------- сварить

-------- поджарить

--------- запечь в кожуре

Задание №3. Тренировочные упражнения. Беседа.

- Среди всех продуктов существуют те, которые полезны людям. Это кефир, молоко, рыба, овощи, фрукты, ягоды и т.д.

Материалды жүктеу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!