Материалдар / Презентация "Жизненный и творческий путь великого русского писателя-мыслителя Льва Николаевича Толстого. "
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Презентация "Жизненный и творческий путь великого русского писателя-мыслителя Льва Николаевича Толстого. "

Материал туралы қысқаша түсінік
Начинать нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
img_page_1
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Жизненный и творческий путь великого русского писателя-мыслителя Льва Николаевича Толстого. Проблематика. Жанр произведения.

1 слайд
Жизненный и творческий путь великого русского писателя-мыслителя Льва Николаевича Толстого. Проблематика. Жанр произведения.

«Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от него: насилием. Однако злу надо противит

2 слайд
«Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от него: насилием. Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами. Начинать нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека». .

Свидетелем каких исторических событий являлся Л.Н.Толстой: -1837г-смерть А.С.Пушкина -1841-смерть М.Ю.Лермонтова -1852-смерть Н

3 слайд
Свидетелем каких исторических событий являлся Л.Н.Толстой: -1837г-смерть А.С.Пушкина -1841-смерть М.Ю.Лермонтова -1852-смерть Н.В.Гоголя -1853-1856-Крымская война -1855-смерть Николая I -1861- «Крестьянская реформа» -1866-покушение на Александра II -1871-Парижская коммуна -1876-возникновение общества «Земля и воля» -1877-1878-русско-турецкая война -1881-смерть Александра II -1887-попытка покушения на Александра III -1904-1905-русско-японская война -1905-9 января .Кровавое воскресенье

 Толстой создал своё моральное «учение» на основе учения христианского, но освобождённое от элементов официальной церковности

4 слайд
 Толстой создал своё моральное «учение» на основе учения христианского, но освобождённое от элементов официальной церковности. Сущность своего учения он изложил в сочинении «В чём моя вера?», в котором объявил о своём разрыве с официальной церковью. Созданное им оригинальное вероучение имеет три главных направления: опрощение, нравственное самоусовершенствование и непротивление злу насилием (призыв к борьбе со злом любыми средствами, кроме одного – насилия).  Отсюда утверждение двойного гуманизма: гуманизма не только целей, но и средств их достижения.

 Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» п

5 слайд
 Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».  Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – « мысль народная» : «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа . Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община , которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» - равенство, единство людей, а «война» - это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы.

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего ст

6 слайд
Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой картине! Н.Страхов

Психологизм повести «Детство»(1852 г.) Правдоискательство и деромантизация войны «Севастопольских рассказов» (1855 г.) Народн

7 слайд
Психологизм повести «Детство»(1852 г.) Правдоискательство и деромантизация войны «Севастопольских рассказов» (1855 г.) Народность повести «Казаки»(1862 г.) «Война и мир» (1863 -1869 г.г.)

В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя. Л.Толстой

8 слайд
В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя. Л.Толстой

1856 г. Встреча с Пущиным и Волконским роман «Декабристы» (герои – Пётр и На

9 слайд
1856 г. Встреча с Пущиным и Волконским роман «Декабристы» (герои – Пётр и Наталья Лобазовы) 1825 г. Восстание на Сенатской площади 1812 г. Отечественная война 1805 г. Война с Наполеоном в союзе с Австрией

«Три поры» «1805 год» «Всё хорошо, что хорошо кончается» «Война и мир»

10 слайд
«Три поры» «1805 год» «Всё хорошо, что хорошо кончается» «Война и мир»

«Война и мир» 1. Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между л

11 слайд
«Война и мир» 1. Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми. 2. Спокойствие, тишина. 3. Человеческое общество, община (м i ръ) 4. Вселенная1. Вооружённая борьба между государствами или народами. 2. Борьба, враждебные отношения с кем- чем-нибудь

Война и мир Кутузов Болконские П.Безухов РостовыНаполеон Александр Первый Курагины

12 слайд
Война и мир Кутузов Болконские П.Безухов РостовыНаполеон Александр Первый Курагины

Полюс «мира» в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин

13 слайд
Полюс «мира» в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ. Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство.

Два героя ( князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные криз

14 слайд
Два героя ( князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».

 ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса , произведение , изображающее большой период исторического

15 слайд
 ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса , произведение , изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).  Для Э. характерны: - широкий географический охват, - отражение жизни и быта всех слоев общества, - народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей)

 Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке пробл

16 слайд
 Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни.  2. Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550).  3. Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.

 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)  2 том - 1806

17 слайд
 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения)  2 том - 1806-1807 г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир)  3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г. (переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков)  Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)

1. Чередование военных сцен с мирными :  1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России.  2 том

18 слайд
1. Чередование военных сцен с мирными :  1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России.  2 том. Отсутствие военных действий. Война представлена как борьба добра со злом за нравственные начала в человеке.  3 том . Война 1812 года.  4 том. Итоги нравственных исканий героев и партизанская война.  Эпилог . Судьбы героев после войны 1812 года.

 2. Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление

19 слайд
 2. Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление салону Шерер семей Ростовых и Болконских.  3. Наличие авторских философских отступлений , посвящённых проблеме роли личности и народных масс в истории.  4. Наличие пейзажных зарисовок , разнообразных по своей функциональной роли.  5. Обилие массовых сцен.

 1 том – события 1805 года , когда Россия воевала с Австрией на её территории.  1 часть играет роль экспозиции . В ней заявле

20 слайд
 1 том – события 1805 года , когда Россия воевала с Австрией на её территории.  1 часть играет роль экспозиции . В ней заявлены многие темы романа: в чём состоит красота человеческой жизни, какую жизнь можно считать настоящей, осуждение высшей петербургской и московской знати, тема отношения к войне. Ключевые эпизоды:  1.Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. (главы 1- 6).  2. Борьба за наследство графа Безухова. Москва. (12-13, 18-25 главы).  3. Семья Ростовых. Именины (7-11, 14-17 главы).  4. Болконские. Жизнь в Лысых Горах (22-25 главы).  5.Курагины (18-21главы; 2-й том- 3-5 главы).

 Роль личности и народа в истории  Смысл человеческой жизни  Совершенствование общества и человека  Роль дворянства в истори

21 слайд
 Роль личности и народа в истории  Смысл человеческой жизни  Совершенствование общества и человека  Роль дворянства в истории государства  Истинные и ложные ценности  Вера  Жизнь и смерть  Истоки войны и её последствия

 Семейные предания  Севастопольский опыт  Исторические документы  Частные письма  Воспоминания участников событий  Поездка

22 слайд
 Семейные предания  Севастопольский опыт  Исторические документы  Частные письма  Воспоминания участников событий  Поездка на Бородинское поле

 Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира человека . При помощи психологизма Толстой раскрывает нр

23 слайд
 Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира человека . При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Для этого он использует разные приёмы.  1. Психологический анализ . Автор анализирует и объясняет причины того или иного психологического состояния героев. (чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных).  2. Внутренний монолог . Автор передаёт поток мыслей и переживаний персонажа. (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов).  3. «Диалектика души» (термин Чернышевского). Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями. ( Психологическое состояние Пьера в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере).  4. Психологические детали (чаще – портрет, через который раскрывается внутреннее состояние души человека).  5. Сны (А. Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения).

24 слайд

25 слайд

26 слайд

27 слайд

28 слайд

29 слайд